Назначение
Шаблоны электронные путевые ШЭП (далее - ШЭП) предназначены для измерения геометрических параметров железнодорожного пути, элементов стрелочных переводов, линий метрополитена, трамвайных путей.
Описание
Измерения, производимые ШЭП, подразделяются на два вида - измерения горизонтальных параметров и измерения вертикальных параметров.
Принцип действия шаблонов при измерении ширины колеи, ширины желобов, ординат переводных кривых, расстояния сердечник крестовины - контррельс, расстояния контррельс -усовик, основан на преобразовании перемещения подвижных упоров относительно неподвижных упоров при установке шаблона на железнодорожном пути в значения измеренного параметра на измерительной шкале шаблона.
Принцип действия шаблонов при измерении относительного возвышения рельсов (уровень) основан на преобразовании угла поворота прецизионного кулачка (улитки) лимба уровня при выведении ампулы уровня в горизонтальном положении в значение измеренного параметра на лимбе шаблона.
К горизонтальным параметрам относятся измерения ширины колеи, расстояние между рабочими гранями сердечника и головки контррельса, расстояние между рабочими гранями усовика и головки контррельса, ординаты переводных кривых, боковой износ головки рельса, рамного рельса и остряка, ширина желобов и шаг остряка. Измерение данных параметров производятся с помощью датчика шаблона и датчика угла поворота - энкодера.
Ширина колеи, расстояние между рабочими гранями сердечника и головки контррельса, расстояние между рабочими гранями усовика и головки контррельса измеряются с помощью датчика шаблона. Датчик шаблона, находящийся в жесткой связке с поводком, взаимодействует через него с подвижным наконечником, регистрирует его горизонтальные перемещения вдоль штанги и передает полученные результаты на электронный блок, в котором происходит обработка полученных данных и вывод результатов измерений в графическом виде на дисплей.
Измерение ординат, ширины желобов и бокового износа головки рельса, рамного рельса и остряка осуществляется с помощью датчика угла поворота (энкодер). Датчик угла поворота, который посредством зубчатой ременной передачи связан с подвижной кареткой, отслеживает ее горизонтальные перемещения вдоль штанги, результаты измерений отсылает на электронный блок и в графическом виде выводит на дисплей.
К вертикальным параметрам относятся измерения понижения остряка относительно поверхности катания рамного рельса и вертикальный износ элементов стрелочных переводов (усовика, сердечника). За измерения данных параметров отвечают узлы и идентичные по своей конструкции. Узлы работают следующим образом: нажатие на подвижный щуп, находящийся в сцепке с гибким шнуром, который находится в сцепке с индуктивным линейным датчиком, изменяет положение штока линейного датчика, изменения регистрируются и отправляются на обработку в электронный блок, а далее выводятся на дисплей.
Измерения производятся путем установки ШЭП на рельсы и/или элементы стрелочных переводов, управление процессом измерения производится с помощью пленочной клавиатуры.
ШЭП представляет собой штангу, которая с одной стороны опирается на неподвижную скобу, с другой - на подвижный измерительный наконечник. На штанге смонтированы основные компоненты изделия: электронный блок, содержащий микропроцессорную плату; датчик шаблона, жёстко связанный с измерительным наконечником; каретка с подвижным измерительным щупом, связанная с датчиком угла поворота; подшипниковый узел, обеспечивающий натяжение ременной передачи; узел понижения остряка с измерительным щупом; узел вертикального износа с измерительным щупом.
Для удобства переноса ШЭП на штанге имеется рукоятка, для питания электронной аппаратуры применяются аккумуляторные батареи, в стандартный комплект поставки входит устройство для зарядки аккумуляторной батареи.
ШЭП выпускаются в трех исполнениях. ШЭП исполнений 01 и 03 измеряют контроль ширины рельсовой колеи (шаблон) и взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень). ШЭП исполнения 02, кроме шаблона и уровня, измеряет ординату переводных кривых, ширину желобов и другие параметры в соответствии с таблицей 2.
Общий вид ШЭП приведен на рисунках 1 - 3:
Пломбирование ШЭП осуществляется с левой нижней стороны блока индикации и вывода параметров. Пломбирование может быть в виде повреждаемой наклейки или винта, который вставляется в пломбировочную чашку и заворачивается до упора. Затем в пломбировочную чашку набивается мастика, после делается оттиск. Места пломбирования обозначены на рисунке 4.
Программное обеспечение
Программное обеспечение «Firmware», установленное в виде прошивки на электронном блоке ШЭП, осуществляет приём данных от электронного блока, первичную обработку и визуализацию.
Функции, дающие возможность изменения программного обеспечения пользователем в программной оболочке ШЭП, отсутствуют.
Идентификационные данные программного обеспечения ШЭП приведены в Таблица 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | Firmware |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | v 1.2 и выше |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Уровень защиты программного обеспечения оценивается, как «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Исполнение 01 | Исполнение 02 | Исполнение 03 |
Диапазон измерений ширины рельсовой колеи (шаблон), мм | от 1505 до 1560 | от 1505 до 1560 | от 1505 до 1560 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений ширины рельсовой колеи (шаблон), мм | ± 1,0 | ± 1,0 | ± 0,5 |
Диапазон измерений взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень), мм | от - 160 до + 160 | от - 160 до + 160 | от - 160 до + 160 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень), мм | ± 1,0 | ± 1,0 | ± 0,5 |
Диапазон измерений расстояния между рабочими гранями сердечника и головки контррельса, мм | - | от 1460 до 1500 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния между рабочими гранями сердечника и головки контррельса, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений расстояния между рабочими гранями усовика и головки контррельса, мм | - | от 1420 до 1460 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния между рабочими гранями усовика и головки контррельса, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений ширины желобов, мм | - | от 40 до 400 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений ширины желобов, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений бокового износа головки рельса, рамного рельса и остряка, мм | - | от 0 до 15 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений бокового износа головки рельса, рамного рельса и остряка, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений ординаты переводных кривых, мм | - | от 100 до 1500 | - |
Наименование характеристики | Значение |
Исполнение 01 | Исполнение 02 | Исполнение 03 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений ординаты переводных кривых, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений шага остряка, мм | - | от 8 до 500 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений шага остряка, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений понижения остряка, мм | - | от 0 до 35 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений понижения остряка, мм | - | ± 1,0 | - |
Диапазон измерений вертикального износа элементов стрелочных переводов, мм | - | от 0 до 20 | - |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений вертикального износа элементов стрелочных переводов, мм | - | ± 1,0 | - |
Таблица 3 - Технические характеристики и условия эксплуатации
Наименование параметра | Значение |
Электрическое сопротивление, измеренное в точках соприкосновения с рельсами, МОм, не менее | 50 |
Г абаритные размеры, не более, мм Длина Ширина Высота | 1770 90 220 |
Масса, не более, кг | 4 |
Диапазон рабочих температур, °С | от - 40 до + 40 |
Среднее время наработки на отказ, при доверительной вероятности 0,90, ч | 20000 |
Знак утверждения типа
наносится на табличку, размещенную на наружной поверхности изделий и на титульные листы руководства по эксплуатации и формуляра печатным способом.
Комплектность
Таблица 4 - Комплект поставки ШЭП
Наименование | Обозначение | Количество |
Шаблон электронный путевой ШЭП | - | 1 экз. |
Устройство для зарядки аккумулятора | - | 1 экз. |
Методика поверки | ВДМА.663500.186 МП | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ВДМА.663500.186 РЭ | 1 экз. |
Формуляр | ВДМА.663500.186 ФО | 1 экз. |
Поверка
осуществляется по документу ВДМА.663500.186 МП «Шаблоны электронные путевые ШЭП. Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИМС» 19 декабря 2018 г.
Основные средства поверки:
- штангенциркуль ШЦ-Ш-800-2000-0,1 КТ1, погрешность 0,2 мм, рег. № 7706-00;
- штангенциркуль ТТЩ-Т-150-0,1, КТ2, погрешность 0,1 мм, рег. № 22088-07;
- меры длины концевые плоскопараллельные (1 - 100) мм набор № 2, КТ3 по ГОСТ 9038-90, рег. № 17726-03;
- стенд для контроля путевых шаблонов модели 31000, рег. № 24342-03;
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки в виде оттиска клейма поверителя и/или в виде голографической наклейки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационных документах.
Нормативные документы
ВДМА.663500.186 ТУ «Шаблоны электронные путевые ШЭП. Технические условия»