Назначение
Мареографы малогабаритные автоматизированные Яра-2 (далее-мареографы) предназначены для измерений косвенным методом высоты уровня моря относительно места постановки (нуля - поста), хранения и передачи данных в гидрографические комплексы с последующим вычислением поправок на изменение уровня моря.
Область применения - гидрологические измерения в сфере обороны и безопасности, научные исследования в гидрометеорологии.
Описание
Принцип действия мареографов основан на зависимости, связывающей высоту уровня моря, гидростатическое давление в месте постановки, среднюю по глубине плотность морской воды и местное ускорение свободного падения.
Мареографы обеспечивают автоматическое измерение высоты уровня моря относительно нуля-поста по измеренным значениям гидростатического давления, атмосферного давления и введенным значениям средней плотности морской воды и местного ускорения свободного падения. В качестве нуля-поста принимается горизонтальная плоскость, в которой установлен чувствительный элемент первичного измерительного преобразователя (датчика) гидростатического давления.
Конструктивно мареограф состоит из погружаемого блока измерений (БИ), блока обработки (БО), датчика атмосферного давления, батареи аккумуляторов, автоматического зарядного устройства и кабелей связи.
В мареографе для измерений гидростатического давления используется пьезорезонансный датчик ДКГД-01-1,2 с диапазоном измерений от 100 до 1200 кПа; для измерений атмосферного давления - датчик ДКАД-01 с диапазоном измерений от 80 до 106 кПа.
Преобразователь гидростатического давления, расположенный в БИ, преобразует гидростатическое давление воды в частоту выходного сигнала переменного тока. Выходной сигнал преобразователя давления поступает на вход многоканального АЦП и обрабатывается процессором, преобразующим частоту в код. Датчик температуры установлен в зоне расположения чувствительного элемента датчика гидростатического давления, что позволяет компенсировать его температурную зависимость. Выходные данные БИ: код частоты, код температуры, дата и код текущего времени передаются по кабелю длиной до 1000 м в БО в формате RS 485.
После введения данных о средней плотности воды и географических координатах места постановки мареографа, вычислитель БО автоматически, по поступающим от БИ данным о гидростатическом давлении и с учетом атмосферного давления, непрерывно вычисляет значения высоты уровня моря и регистрирует их на внутренней флэш-памяти, а также выводит на жидкокристаллический индикатор текущие данные об уровне моря, гидростатическом и атмосферном давлении в виде таблицы или графика.
Питание БО производится от сети переменного тока или батареи аккумуляторов. Батарея аккумуляторов заряжается с помощью автоматического зарядного устройства от сети переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц.
По стойкости (устойчивости и прочности) к внешним воздействующим факторам мареографы по ГОСТ РВ 20.39.304-98 относится к группе исполнения 2.1.5 для БИ и группе исполнения 2.1.1 для БО.
Технические характеристики
Наименование характеристики | Значение характеристики |
Диапазон измерений высоты уровня моря, м | от 1 до 100 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений высоты уровня моря, см | ±8 |
Диапазон измерений гидростатического давления, кПа | от 105 до 1200 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений гидростатического давления, кПа | ±0,6 |
Диапазон измерений атмосферного давления, кПа | от 95 до 105 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений атмосферного давления, кПа | ±0,06 |
Напряжение питания, В: -сеть переменного тока частотой (50 ± 2) Гц; -источник постоянного тока | 220 ± 11 от 10 до 13 |
Потребляемая мощность, не более: -при питании от сети переменного тока, ВА -при питании от аккумуляторной батареи, Вт | 100 1,5 |
Время установления рабочего режима, мин, не более | 10 |
Масса, кг, не более: БИ БО датчик атмосферного давления зарядное устройство батарея аккумуляторная | 7,5 1,0 0,3 0,6 12,5 |
Габаритные размеры, мм: БИ (диаметр х длина) БО (длина х ширина х высота) датчик атмосферного давления (диаметр х длина) батарея аккумуляторная (длина х ширина х высота) | 135x245 263x110x200 40x82 242x175x190 |
Время непрерывной работы в автономном режиме, суток, не менее | 180 |
Рабочие условия эксплуатации: - температура окружающего воздуха, С для БИ для БО - предельных температур окружающего воздуха, °C для БИ для БО -относительная влажность воздуха, % | от минус 4 до 30 от минус 10 до 40 от минус 40 до 45 от минус 20 до 45 до 98 |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее | 8000 |
Наименование характеристики
Значение характеристи ки
Средний срок службы, лет, не менее
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится фотохимическим способом маркировки на корпус БО (в месте, предусмотренном чертежами) и на титульный лист формуляра методом компьютерной графики.
Комплектность
В комплект поставки входят: мареограф малогабаритный автоматизированный Яра-2, комплект кабелей; вьюшка кабельная (по заказу); комплект ЗИП; комплект эксплуатационных документов; методика поверки.
Поверка
Поверка мареографов проводится в соответствии с документом «Мареографы малогабаритные автоматизированные Яра-2. Методика поверки», утвержденным начальником ГЦИ СИ «Воентест» 32 ГНИИИ МО РФ и заместителем руководителя ГЦИ СИ «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» в июле 2008 г.
Средства поверки: манометр избыточного давления грузопоршневой МП-60 (ТУ4212-001-29053968-97); манометр образцовый абсолютного давления МПА-15 (ТУ 50-62-83); барометр образцовый переносной БОП-1М-1 (ИКЛВ.406525.001ТУ).
Межповерочный интервал Иод.
Нормативные документы
ГОСТ 8.017-79 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений избыточного давления до 250 МПа.
ГОСТ 8.223-76 ГСИ. Государственный специальный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений абсолютного давления в диапазоне от 2,7-102 до 4000-102 Па.
Технические условия тт1.834.000ТУ.
Заключение
Тип мареографов малогабаритных автоматизированных Яра-2 утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации согласно государственным поверочным схемам.