Назначение
Высокоскоростные системы измерения параметров пути «СОКОЛ-2» (далее - системы) предназначены для измерений параметров геометрии рельсовой колеи на железных дорогах и метрополитенах.
Описание
В основу работы Систем положен метод оптической лазерной триангуляции и инерциальный метод измерения геометрических параметров рельсовой колеи. Лазеры, установленные в профилометрах, подсвечивают рельсовую колею, образуя единую линию засветки. Объективы видеокамер, установленных в профилометрах, фокусируют отраженные лучи в точки на матрицах видеокамер, формируя профили каждого рельса. По смещению точек профилей рельсов вычисляются параметры геометрии рельсовой колеи. БИНС измеряет углы пространственного положения рамы с профилометром в трех плоскостях. Полученная от всех регистрирующих устройств информация поступает на АРМ оператора, после обработки данных АРМ оператора обеспечивает визуализацию и регистрацию геометрических параметров рельсов и рельсовой колеи в реальном масштабе времени, а также передает данные на сервер для их хранения.
Высокоскоростные системы измерения параметров пути «СОКОЛ-2» представляют собой путеизмерительную систему, установленную на мобильное средство диагностики (МСД) например, вагон, локомотив, автомотрису или другую подвижную единицу, конструктивно состоящую из измерительного оборудования, закрепленного на ходовой тележке, и оборудования для обработки и передачи данных, размещенного внутри вагона. Под вагоном размещены профилометры и бесплатформенная инерциальная система (БИНС) (только для исполнения 01), закрепленные на ходовой тележке. Внутри вагона находятся сервер данных, автоматизированное рабочее место оператора (АРМ) и блок управления Системами.
Системы выпускаются в исполнениях 01 и 02. Системы исполнения 01 отличаются наличием БИНС в составе Системы. На Системы исполнения 02 устанавливаются только профилометры.
Для защиты стекол измерительного оборудования от грязи и пыли, в конструкции системы предусмотрен обдув. Каждый патрубок измерительного оборудования соединен с воздуховодом, по которому осуществляется продув воздуха, предварительно очищенного от твердых частиц с помощью воздухоочистителя.
Если измерительное оборудование, установленное в подвагонной части подвижного состава, эксплуатируется при температуре окружающей среды ниже 0 °С, то для обеспечения нормального функционирования системы предусмотрен обогрев ее отдельных устройств (лазеров, видеокамер). Обогрев осуществляется за счет нагревательных элементов, смонтированных на корпусе устройств. Управление обогревом производится с помощью блока управления.
Изделие содержит лазеры 4 класса опасности по ГОСТ 31581-2012.
На корпуса профилометров нанесены знаки лазерной опасности согласно ГОСТ 31581-2012. Блок управления Системами обеспечивает блокировку доступа к тумблеру включения лазеров с помощью специального ключа.
Программное обеспечение
Программное обеспечение «ИНТЕГРАЛ» установлено на жестком диске АРМ оператора. В программной оболочке функции, дающие возможность изменения программного обеспечения пользователем, отсутствуют. ПО «ИНТЕГРАЛ», установленное на АРМ оператора, принимает данные измерений, выполняет их анализ, выводит на экран, результаты измерений и информацию о выявленных отступлениях геометрических параметров пути от норм содержания, распечатывает на бумажном носителе выходные документы и записывает данные проезда на сервер с привязкой к координате пути.
Идентификационные данные программного обеспечения комплексов приведены в таблице 1.
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | ПО «Интеграл» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | Не ниже 1.1.20 |
Цифровой идентификатор ПО | — |
Другие данные, если имеются | не имеются |
Уровень защиты программного обеспечения оценивается, как «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические и технические характеристики
Наименование характеристики Систем | Исполнение 01 | Исполнение 02 |
Диапазон измерений взаимного расположения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень), мм | от -160 до +160 | Не измеряется |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений взаимного расположения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень), мм | ±1,0 | - |
Диапазон измерений ширины рельсовой колеи, мм | от 1505 до 1560 | от 1505 до 1560 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений ширины рельсовой колеи, мм | ±0,5 | ± 0,5 |
Диапазон измерений угла наклона в поперечной рельсовой колее плоскости, ° | от -7 до +7 | Не измеряется |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла наклона в поперечной рельсовой колее плоскости, ° | ±0,03 | - |
Диапазон измерений угла наклона в продольной рельсовой колее плоскости, ° | от -5 до +5 | Не измеряется |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла наклона в продольной рельсовой колее плоскости, ° | ±0,03 | - |
Диапазон измерений угла в горизонтальной плоскости, ° | от -7 до +7 | Не измеряется |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла в горизонтальной плоскости, ° | ±0,03 | - |
Диапазон измерений профилометров, мм | от 0 до 1700 | от 0 до 1700 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений профилометров, мм | ±0,5 | ±0,5 |
Масса, кг, не более | 350 | 350 |
Г абаритные размеры, мм, не более длина ширина высота | 1900 800 450 | 1900 800 450 |
Диапазон рабочих температур, °С | от -20 до +40 | от -20 до +40 |
Средний срок службы, лет | 10 | 10 |
Знак утверждения типа
наносится на наружную поверхность систем методом гравировки и в правом верхнем углу руководства по эксплуатации типографским методом.
Комплектность
Таблица 3 - Комплект поставки систем
Наименование | Обозначение | Количество |
Высокоскоростные системы измерения параметров пути «Сокол-2» | - | 1 экз. |
Запасные части, принадлежности и инструменты | ЗИП | 1 компл. |
Программное обеспечение | ПО «ИНТЕГРАЛ» | 1 экз. |
Формуляр | ВДМА.663500.152 ФО | 1 экз. |
Методика поверки | ВДМА.663500.152 МП | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ВДМА.663500.152 РЭ | 1 экз. |
Поверка
осуществляется по документу ВДМА.663500.152 МП «Высокоскоростные системы измерения параметров пути «СОКОЛ-2». Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИМС» 23.03.2017 г. Основные средства поверки:
- линейка поверочная ШД-1600, 2 кл.т. по ГОСТ 8026-92;
- меры длины концевые плоскопараллельные набор № 2 (1 - 100) мм, 4 разряда по ГОСТ Р 8.763-2011;
- поверочная плита 400*400 кл.т. 1 по ГОСТ 10905-86;
- уровень брусковый УБ-200 (рег. № 33071-12);
- штангенциркуль ШЦ-1-150-0,1 по ГОСТ 166-89;
- штангенциркуль ТТТЦ-ТТ-630-0,1 по ГОСТ 166-89;
- штангенциркуль ШЦ-ТТТ-800-2000-0,1 по ГОСТ 166-89.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки в виде оттиска клейма поверителя и/или в виде голографической наклейки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационных документах.
Нормативные документы
ВДМА.663500.152 ТУ Высокоскоростная система измерения параметров пути «СОКОЛ-2». Технические условия