Назначение
Весы вагонные тип ВТВ (далее - весы) предназначены для измерений массы порожних и груженых железнодорожных вагонов (включая цистерны), вагонеток, составов из них и специализированных рельсовых транспортных средств (далее - вагонов) путем:
- поосного, потележечного взвешивания в движении вагонов, в том числе с жидкими грузами кинематической вязкости не менее 59 мм2/с;
- повагонного взвешивания в движении и в режиме статического взвешивания вагонов, в том числе с жидкими грузами любой вязкости.
Описание
Весы состоят из следующих модулей.
Г рузоприемное устройство (далее - ГПУ) состоит из одной до двух секций, механически не связанных между собой. Каждая секция опирается на четыре весоизмерительных тензо-резисторных датчика (далее - датчика).
В весах используются датчики:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (Госреестр № 60480-15);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные на сжатие WBK (Г осреестр № 56685-14);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные QS, S, LS, D, PST, USB, модификации QS (Госреестр № 57673-14);
- датчики весоизмерительные МВ 150 (Госреестр № 44780-10);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные Single shear beam, Dual shear beam, S beam, ^lumn, модификации HM9B (Госреестр № 55371-13).
Сигнальные кабели датчиков подключены к динамическому преобразователю ПД-008, изготовитель ЗАО "Весоизмерительная компания "Тензо-М", пос.Красково, соединенному с адаптером интерфейсным, с которого сигнал по интерфейсу связи поступает в терминал.
Весоизмерительный прибор (терминал по п. Т.2.2.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011) представляет собой персональный компьютер и включает в себя стабилизированный источник питания, монитор для отображения результатов взвешивания, клавиатуру управления весами.
Весы могут быть оснащены интерфейсами RS-232, RS422, RS-485, Ethernet или USB 2.0 для связи с периферийными устройствами (например: принтер, вторичный дисплей).
Принцип действия весов основан на преобразовании возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза деформации упругих элементов датчиков в дискретный или аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Далее этот сигнал обрабатывается и измеренное значение массы выводится на дисплей терминала.
Весы снабжены следующими основными устройствами и функциями:
а) режим взвешивания в движении:
- устройство полуавтоматической установки нуля;
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство первоначальной установки нуля;
- устройство слежения за нулем;
- определение направления движения при взвешивании;
- определение скорости движения при взвешивании;
- сигнализация о превышении предела допускаемой скорости движения при взвешивании, при этом соответствующий результат взвешивания маркируется специальным знаком;
- автоматическое исключение из результатов взвешивания массы локомотива;
б) режим статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):
- устройство полуавтоматической установки на нуль (T.2.7.2.2);
- устройство автоматической установки на нуль (T.2.7.2.3);
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (T.2.7.3);
- устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
- устройство предварительного задания массы тары (Т.2.7.5);
- долговременное хранение измерительной информации (Т.2.8.5);
в) дополнительные и сервисные функции:
- автоматический контроль и выявление неисправностей в работе электронного оборудования.
Модификации весов обозначаются следующим образом: BTB-H-M-Z-T-Ц-Ех, где:
Н - режим взвешивания (Д - взвешивание только в движении; СД - взвешивание в движении с режимом статического взвешивания);
М - максимальная нагрузка (Мах), т: 30; 50; 80; 100; 150; 200.
Z - конструкция ГПУ (О - для поосного взвешивания; Т - для потележечного взвешивания). Индекс отсутствует для модификаций весов с индексом СД.
Т - класс точности по ГОСТ 30414-96: 0,5; 1; 2.
Ц - условное обозначение цифровых датчиков в составе весов. Индекс отсутствует для весов с аналоговыми датчиками.
Ех - весы во взрывозащищенном исполнении.
Класс точности весов по ГОСТ 30414-96 и значения наибольшего предела взвешивания НПВ, наименьшего предела взвешивания НмПВ, дискретность d (для взвешивания в движении), а так же класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 и значения максимальной нагрузки Max, минимальной нагрузки Min, поверочного интервала e (для статического режима) наносятся на маркировочную табличку, закрепляемую на ГПУ и/или терминале весов.
Знак поверки наносится в свидетельство о поверке.
Для предотвращения несанкционированного доступа к внутренним частям и изменений параметров настройки и юстировки, корпус терминала и ПД-008 пломбируются мастичной, свинцовой или пластиковой пломбой. Примеры пломбировки приведены на рисунке 3.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на дисплее ПК в главном окне программы в статусной строке. Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1. Корпус ПК пломбируется, что препятствует смене носителя с установленным на нем ПО. При включении весов, производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся в энергонезависимой памяти фиксированным значением.
Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.
ПО не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс или с помощью других средств после принятия защитных мер.
Защита от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «Высокий» по Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
1 | 2 |
Наименование ПО | VTV |
Идентификационное наименование ПО | Весы ВТВ |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 15.02.003 от 22.06.2015 |
Цифровой идентификатор ПО | 63705d4beb6e355f4e44d1a0da472d41 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | MD5 |
Технические характеристики
Диапазон температуры для ГПУ, °С:
- при использовании датчиков С16А, С 16i, МВ-150...........от минус 50 до плюс 50;
- при использовании датчиков WBK................................от минус 40 до плюс 50;
- при использовании датчиков HM9B.............................от минус 30 до плюс 40;
- при использовании датчиков QS..................................от минус 10 до плюс 40.
Диапазон температуры для ПД-008,°С.......................................от минус 40 до плюс 40.
Диапазон температуры для терминала,°С.............................................от 0 до плюс 40.
Напряжение питания весов от сети переменного тока:
напряжение, В........................................................................220 -10%%
частота, Гц...............................................................................50 ± 1
Метрологические характеристики весов при взвешивании в движении.
Наибольший предел взвешивания НПВ, т...................................30; 60; 80; 100; 150; 200
Дискретность d, кг............................................................................10; 20; 50; 100
Направление движения при взвешивании................................................двустороннее
Скорость движения вагонов при взвешивании, км/ч........................................от 2 до 10
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагонов в составе без расцепки, при первичной поверке, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
Вагон массой от НмПВ до 35%НПВ вкл, % от 35%НПВ | Вагон массой свыше 35%НПВ, % от измеряемой массы |
0,5 | ± 0,25 | ± 0,25 |
1 | ± 0,5 | ± 0,5 |
2 | ± 1,0 | ± 1,0 |
Примечание - значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. |
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом, при первичной поверке, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВхп до 35% НПВхп включ., % от 35% НПВхп | св. 35% НПВхп, % от измеряемой массы |
0,5 | ± 0,25 | ± 0,25 |
1 | ± 0,5 | ± 0,5 |
2 | ± 1,0 | ± 1,0 |
Примечания:
1. n - число вагонов в составе (но не менее трех). При фактическом числе вагонов в со
ставе, превышающем 10, значение n принимают равным 10.
2. Значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов._
Пределы допускаемой погрешности взвешивания вагонов и состава из них в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблицах 2, 3.
Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания.
Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011.....................................III (средний)
Модификации весов, максимальная нагрузка (Мах), поверочный интервал (е), число поверочных интервалов (n), действительная цена деления (d) приведены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование характеристики | Модификация весов |
втв- СД-30 | втв- СД-60 | втв- СД-80 | втв- СД-100 | втв- СД-150 | втв- СД-200 |
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 | III |
Максимальная нагрузка (Max), т | 30 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 |
Поверочный интервал весов е, и действительная цена деления d, (e=d), кг | 10 | 20 | 50 | 50 | 50 | 100 |
Число поверочных интервалов (n) | 3000 | 3000 | 1600 | 2000 | 3000 | 2000 |
Диапазон уравновешивания тары | 100 % от Max |
Знак утверждения типа
наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе терминала, а также типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность
Весы....................................................................................................................................1 шт.
Руководство по эксплуатации весов...............................................................................1 экз.
Руководство по эксплуатации прибора весоизмерительного.......................................1 экз.
Дополнительное оборудование и ЗИП согласно технической документации (по дополнительному заказу).........................................................................................................................1 к-т.
Поверка
при взвешивании в движении осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 8.598-2003 «ГСИ. Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».
Поверка весов в статическом режиме взвешивания осуществляется в соответствии с ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» Приложение ДА «Методика поверки весов».
Идентификационные данные, а также процедура идентификации ПО приведены в руководстве по эксплуатации РЭП 4274-ВО-002.
Основные средства поверки:
- контрольные весы и контрольный состав по ГОСТ Р 8.598-2003;
- гири, соответствующие классу точности М1, М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009.
Сведения о методах измерений
Раздел 6 «Порядок работы» документа «Весы вагонные тип ВТВ. Руководство по эксплуатации».
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным тип ВТВ
1. ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
2. ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».
3. ГОСТ 8.021-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений массы».
4. ТУ 4274-002-73878124-2014 «Весы вагонные тип ВТВ. Технические условия».