Назначение
Весы вагонные ВД-30 (далее - весы) предназначены для измерений массы железнодорожных транспортных средств в режиме статического взвешивания и взвешивания в движении.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании действующей на весы силы, создаваемой взвешиваемым объектом, в деформацию упругих элементов весоизмерительных датчиков, на которых нанесены тензорезисторы. Деформация упругих элементов вызывает изменение электрического сигнала тензорезисторов. Аналоговый электрический сигнал от весоизмерительных датчиков передается в индикатор для аналого-цифрового преобразования, обработки и индикации результатов измерений. Далее, для удобства работы с результатами взвешивания, информация с индикатора поступает на персональный компьютер оператора весов.
Конструктивно весы состоят из весоизмерительного устройства и индикатора. В состав весоизмерительного устройства входят от 1 до 4 грузоприемных устройств, весоизмерительные датчики рельсового типа, датчики температуры, соединительные коробки.
Грузоприемное устройство (далее - ГУ) выполнено в виде двух рельсов. В состав каждого рельса может входить один, два, три или четыре весоизмерительных датчика рельсового типа (далее - ДВТ) (рисунок 1). В зонах размещения весоизмерительных датчиков устанавливаются датчики температуры, позволяющие проводить автоматическую коррекцию результатов измерений массы в зависимости от температуры окружающей среды. Грузоприемное устройство устанавливается в разрезе железнодорожного пути на подкладке стандартных железобетонных шпал, размещаемых на щебеночном, железобетонном или ином жестком основании.
В весах применяется индикатор ВК-2010А (рисунок 2). Индикатор имеет дисплей для отображения информации и интерфейс Ethernet для подключения весов к персональному компьютеру.
Варианты размещения индикатора:
- в помещении оператора весов, в котором поддерживается температура, соответствующая условиям эксплуатации индикатора (рисунок 2);
- в шкафу удаленного доступа (далее - ШУД) офисного исполнения (рисунок 3);
- в ШУД уличного исполнения, в котором автоматически поддерживается температура, соответствующая условиям эксплуатации индикатора (рисунок 4).
Модификации весов различаются максимальными, минимальными нагрузками и пределами допускаемой погрешности.
Весы имеют обозначение ВД-30-А-В-Ех, где:
ВД-30 - обозначение типа весов;
А - число ГУ (1, 2, 3, 4);
В - число ДВТ;
Ех - обозначение взрывозащищенного исполнения (подтверждено сертификатом соответствия, выданным ФГУП «ВНИИФТРИ» (ОС ВСИ «ВНИИФТРИ») № ТС RUC-RU. ГБ 06.В.0033, серия RU № 0189938, срок действия с 02.09.2014 по 01.09.2019).
В зависимости от состояния подъездных путей и технического состояния взвешиваемых вагонов модификация весов может иметь различные классы точности при взвешивании в движении по МОЗМ Р 106.
Виды взвешиваемых грузов в зависимости от модификации весов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение модификации | Виды грузов |
ВД-30-1-2 | Сухие сыпучие и твердые грузы, а также жидкие грузы с кине |
ВД-30-1-4 | матической вязкостью не менее 59 мм2/с |
ВД-30-1-6 | |
ВД-30-2-8 | Любые грузы, включая светлые нефтепродукты |
ВД-30-2-10 | |
ВД-30-2-12 | |
ВД-30-2-16 | |
ВД-30-3-12 | |
ВД-30-3-18 | |
ВД-30-4-16 | |
В весах при взвешивании в движении предусмотрены следующие устройства и функции:
- полуавтоматическое устройство установки нуля;
- автоматическое устройство установки нуля (интервал установки нуля 1.4 с);
- функция проведения измерений массы при скорости до 40 км/ч. Ограничение скорости является индивидуальной характеристикой места установки весов и определены при юстировке весов на месте установки;
- функция автоматического распознавания вагонов и локомотивов с исключением массы локомотивов из результатов измерений;
- функция определения направления движения, средней скорости и пикового ускорения вагона с отметкой вагонов, имеющих среднюю скорость вне диапазона рабочих скоростей;
- функция определения вертикальных нагрузок от железнодорожного транспортного средства на его колеса, оси, тележки и борта и расчета продольного и поперечного смещения его центра масс;
- устройство суммирования для получения массы всех вагонов поезда с исключением массы локомотивов;
- устройство хранения данных.
В весах при статическом взвешивании предусмотрены следующие устройства и функции:
- полуавтоматическое устройство установки на нуль;
- автоматическое устройство установки на нуль;
- функция первоначальной установки на нуль;
- функция уравновешивания тары;
- функция взвешивания тары;
- функция предварительного задания значения массы тары;
- функция индикации отклонения от нуля;
- устройство хранения данных.
В весах предусмотрена защита от несанкционированного изменения установленных регулировок (регулировки чувствительности (юстировки)) следующими средствами:
1) для защиты конструкции весов от несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений, индикатор ВК-2010А и ШУД пломбируются (рисунок 5);
2) весы снабжены программным несбрасываемым счетчиком юстировок, показания которого увеличиваются на единицу автоматически при каждой юстировке весов (рисунок 6).
Проверка показания счетчика юстировок состоит в сличении счетчика юстировок, указанного в свидетельстве о поверке весов, и счетчика юстировок, визуализируемого на дисплее индикатора ВК-2010А, видеокадр «Информация о весах» (рисунок 6). Равенство счетчиков говорит о том, что юстировка весов в межповерочный интервал не проводилась.
Маркировка весов производится на разрушаемой при удалении маркировочной табличке, закрепленной на боковой стороне соединительной коробки и на панели индикатора или двери ШУД (рисунок 7, 8).
На дисплее индикатора отображаются следующие маркировочные надписи и обозначения:
- полное наименование изготовителя;
- обозначение весов;
- заводской номер весов;
- метод взвешивания;
- максимальная масса вагона;
- минимальная масса вагона;
- направление движения;
- вагоны тянутся или толкаются (выбрать, что применимо);
- напряжение питания, В;
- частота, Гц;
- предельные значения температуры, °C;
- номер версии программного обеспечения;
- знак утверждения типа;
- класс точности при взвешивании вагона и класс точности при взвешивании поезда по МОЗМ Р 106;
- максимальная нагрузка (Мах);
- минимальная нагрузка (Min);
- действительная цена деления (d);
- максимальная рабочая скорость (Vmax);
- минимальная рабочая скорость (Vmin);
- максимальное количество вагонов в поезде (nwmax);
минимальное количество вагонов в поезде (nwmin);
год производства весов.
класс точности по ГОСТ OIML R 76;
действительная цена деления (ds) и поверочный интервал (e) для статических нагрузок.
ООО аАнитек-Пяюс*, г, Екатеринбург l Российская Федерация
JtL
* ‘ г. Еотаринбувь тип.: (343) 355-35-3% 355-5KHHfr фане 37И-6&4С
весы вагонные riJL 1Д1_
Знр Mi_
3lU^HtHUilH«e и ди и теми и
Класс томности по ГОСТ OiML R iWM
№ ывешнеанин вагона _
I'jiH нунЛшнаании n(jeln£
Маисичальизр щгрузвгз (Мах), т Минимальная нагрузка (jMiri), t ЦОна деления (d). нг
Маисшчдльщр рабочая скорость (Ч/ппа*}. км^ч Минимальная рабечая wpocTt (Vmirk км/ч
Мак* мать нре нлшчестао ааонэе в п.оеаде (гймшх)_
Мининалыфф количества wroHfit в поезде (nwvnj __
СтИГИЧМжМ u'j det. иь я ч v и ___
Класс точности по ГОСТ 01 ML R 76-1 средний Мвисииальнвн нагрузку (Мех), т
Минима.оьяая иагсузка ((Win), т _
Ценз деления (rty, иг _
ГОД В*.|Г1ускэ 20___
Рисунок 8 - Маркировочная табличка на индикаторе или двери ШУД
Программное обеспечение
В весах используется встроенное в индикатор программное обеспечение, которое жестко привязано к электрической схеме. Программное обеспечение выполняет функции по сбору, обработке, хранению, передаче и предоставлению измерительной информации. Программное обеспечение не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс, или с помощью других средств после поверки без нарушения пломбы (рисунок 5).
Таблица 2
Идентификационные данные (признаки) | Значения |
Идентификационное наименование программного обеспечения | WSYS VD30 |
Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения* | v2010.01 |
Цифровой идентификатор программного обеспечения | 48116 (CRC16) |
Примечание: * Номер версии программного обеспечения должен быть не ниже номера, указанного в таблице 1.
Идентификация программы: после включения весов на индикаторе отображается цифровой идентификатор программного обеспечения, после этого проходит тест индикации, и весы переходят в рабочий режим.
Защита программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует среднему уровню по Р 50.2.077-2014.
Влияние программного обеспечения на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Технические характеристики
1. Основные метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в движении по МОЗМ Р 106.
1.1 Обозначение весов, максимальная нагрузка (Max), минимальная нагрузка (Min) в зависимости от способа взвешивания приведены в таблице 3.
Таблица 3
Обозначение весов | Max, т | Min, т | Способ взвешивания | Осность и базы взвешиваемых вагонов |
ВД-30-1-2 | 25 | 2 | Поосный | Любые |
50 | 4 |
100 | 8 |
200 | 16 |
ВД-30-1-4 | 25 | 2 | Повагонный | 2-осные |
Поосный Потележечный | Любые |
50 | 4 | Повагонный | 2-осные |
Поосный Потележечный | Любые |
100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
ВД-30-1-6 | 25 | 2 | Повагонный | 2-осные |
Поосный Потележечный | Любые |
50 | 4 | Повагонный | 2-осные |
Поосный Потележечный | Любые |
100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
Таблица 3
Обозначение весов | Max, т | Min, т | Способ взвешивания | Осность и базы взвешиваемых вагонов |
ВД-30-2-8 | 100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
ВД-30-2-10 | 100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
ВД-30-2-12 | 100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
200 | 16 | 6-осные |
ВД-30-2-16 | 100 | 8 | Поосный Потележечный Повагонный | Любые |
200 | 16 |
ВД-30-3-12 | 100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
ВД-30-3-18 | 100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
200 | 16 | 6-осные |
ВД-30-4-16 | 100 | 8 | Поосный Потележечный | Любые |
200 | 16 |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
100 | 8 | Повагонный | 4-осные |
200 | 16 | 6-осные |
200 | 16 | 8-осные |
1.2 Классы точности по МОЗМ Р 106 при взвешивании в движении вагона и состава из вагонов в целом приведены в таблице 4.
Таблица 4
Обозначение | Классы точности по МОЗМ Р 106 |
весов | | |
| Вагон | Состав |
ВД-30-1-2 | 2 | 1; 2 |
ВД-30-1-4 | 1; 2 | 0,5; 1; 2 |
ВД-30-1-6 | |
ВД-30-2-8 | 0,5; 1; 2 | |
ВД-30-2-10 | | |
ВД-30-2-12 | | |
ВД-30-2-16 | | 0,2;0,5; 1 |
ВД-30-3-12 | 0,2; 0,5; 1; 2 | |
ВД-30-3-18 | | |
ВД-30-4-16 | | |
1.3 Действительная цена деления (d) в зависимости от максимальной нагрузки (Max) и классов точности по МОЗМ Р 106 весов при взвешивании в движении вагонов без расцепки, приведены в таблице 5
Таблица 5
Max, т | Классы точности по МОЗМ Р 106 |
0,2 | 0,5 | 1 | 2 |
25 | - | 50 кг | 50/100 кг | 50/100 кг |
50 | - | 50/100 кг | 50/100 кг | 100 кг |
100 | 50 кг | 50/100 кг | 100 кг | 200 кг |
200 | 50 кг | 100 кг | 200 кг | 500 кг |
1.4 Пределы допускаемой погрешности, при взвешивании в движении вагонов без расцепки при первичной поверке и эксплуатации, приведены в таблице 6.
Таблица 6
Класс точности по МОЗМ Р 106 | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35% Max включительно, % от 35% Max | Свыше 35% Max, % от измеряемой массы |
при первичной поверке | в эксплуатации | при первичной поверке | в эксплуатации |
0,2 | ±0,10 | ±0,20 | ±0,10 | ±0,20 |
0,5 | ±0,25 | ±0,50 | ±0,25 | ±0,50 |
1 | ±0,50 | ±1,00 | ±0,50 | ±1,00 |
2 | ±1,00 | ±2,00 | ±1,00 | ±2,00 |
Примечание: 1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. 2 Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны пределам допускаемой погрешности при первичной поверке |
1.5 Пределы допускаемой погрешности, при взвешивании в движении состава из вагонов в целом при первичной поверке и эксплуатации, приведены в таблице 7.
Таблица 7
Класс точности по МОЗМ Р 106 | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Minxn до 35% Maxxn включительно, % от 35% Maxxn | Свыше 35% Maxxn, % от измеряемой массы |
при первичной поверке | в эксплуатации | при первичной поверке | в эксплуатации |
0,2 | ±0,10 | ±0,20 | ±0,10 | ±0,20 |
0,5 | ±0,25 | ±0,50 | ±0,25 | ±0,50 |
1 | ±0,50 | ±1,00 | ±0,50 | ±1,00 |
2 | ±1,00 | ±2,00 | ±1,00 | ±2,00 |
Примечания: 1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. 2 n - число контрольных вагонов в испытательном поезде (не менее 5). 3 Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны пределам допускаемой погрешности при первичной поверке. |
1.5 Направление движения при взвешивании.................................................двухстороннее
1.6 Скорость движения при взвешивании, км/ч.........................................от 2 до 40
1.7 Транзитная скорость без взвешивания, км/ч................................неограниченная
2. Основные метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в
статическом режиме по ГОСТ OIML R 76.
2.1 Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76.........................................................средний
2.2 Обозначение весов, максимальная нагрузка (Max), минимальная нагрузка (Min), действительная цена деления (ds), поверочный интервал (е), число поверочных интервалов (n) и пределы допускаемой погрешности (mpe) при первичной и периодической поверке приведены в таблице 8.
2.3 Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению
пределов допускаемых погрешностей при поверке.
2.4 Предел допускаемого размаха....................................................................................|mpe|
2.5 Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулем, не более......................................................................................................................4 % от Max
2.6 Диапазон функции первоначальной установки на нуль, не более.............20 % от Max
2.7 Диапазон устройства уравновешивания тары................................от 0 до 100 % от Max
Таблица 8
Обозначение весов | Max, т | Min, т | ds = e, кг | n | Интервалы взвешивания, т | mpe, кг | Осность и базы взвешиваемых вагонов |
ВД-30-1-4 | 25 | 2 | 50 | 500 | От 2 до 25 | ±25 | 2-осные одной базы |
50 | 4 | 50 | 1000 | От 4 до 25 | ±25 |
Св. 25 до 50 | ±50 |
ВД-30-1-6 | 25 | 2 | 50 | 500 | От 2 до 25 | ±25 | 2-осные одной базы |
50 | 4 | 50 | 1000 | От 4 до 25 | ±25 |
Св. 25 до 50 | ±50 |
ВД-30-2-8 | 100 | 8 | 50 | 2000 | От 8 до 25 | ±25 | 4-осные одной базы |
Св. 25 до 100 | ±50 |
100 | 1000 | От 8 до 50 | ±50 |
Св. 50 до 100 | ±100 |
ВД-30-2-10 | 100 | 8 | 50 | 2000 | От 8 до 25 | ±25 | 4-осные двух баз |
Св. 25 до 100 | ±50 |
100 | 1000 | От 8 до 50 | ±50 |
Св. 50 до 100 | ±100 |
ВД-30-2-12 | 100 | 8 | 50 | 2000 | От 8 до 25 | ±25 | 4-осные одной базы |
Св. 25 до 100 | ±50 |
100 | 1000 | От 8 до 50 | ±50 |
Св. 50 до 100 | ±100 |
200 | 16 | 100 | 2000 | От 16 до 50 | ±50 | 6-осные одной базы |
Св. 50 до 100 | ±100 |
Св. 100 до 200 | ±150 |
ВД-30-2-16 | 200 | 16 | 100 | 2000 | От 16 до 50 | ±50 | 8-осные |
Св. 50 до 100 | ±100 |
Св. 100 до 200 | ±150 |
П Продолжение таблицы 8
Обозначение весов | Max, т | Min, т | ds = e, кг | n | Интервалы взвешивания, т | mpe, кг | Осность и базы взвешиваемых вагонов |
ВД-30-3-12 | 100 | 8 | 50 | 2000 | От 8 до 25 | ±25 | 4-осные одной базы или двух баз |
Св. 25 до 100 | ±50 |
100 | 1000 | От 8 до 50 | ±50 |
Св. 50 до 100 | ±100 |
ВД-30-3-18 | 100 | 8 | 50 | 2000 | От 8 до 25 | ±25 | 4-осные одной базы или двух баз |
Св. 25 до 100 | ±50 |
100 | 1000 | От 8 до 50 | ±50 |
Св. 50 до 100 | ±100 |
200 | 16 | 100 | 2000 | От 16 до 50 | ±50 | 6-осные одной базы или двух баз |
Св. 50 до 100 | ±100 |
Св. 100 до 200 | ±150 |
ВД-30-4-16 | 100 | 8 | 50 | 2000 | От 8 до 25 | ±25 | 4-осные одной, двух или трех баз |
Св. 25 до 100 | ±50 |
100 | 1000 | От 8 до 50 | ±50 |
Св. 50 до 100 | ±100 |
3. Габаритные размеры грузоприемного устройства в сборе (длина, ширина, высота), мм, не более........................................................................................7500, 3200, 500
4. Масса одного грузоприемного устройства (без шпал), кг, не более ........................1200
5. Условия измерений:
- предельные значения температуры (Tmin, Tmax), °С:
для весоизмерительного устройства...................................................от минус 50 до +70
для индикатора ВК-2010А и ШУД офисного исполнения............................от +5 до +40
для ШУД уличного исполнения со встроенным индикатором
ВК-2010А...............................................................................................от минус 50 до +70
- относительная влажность при температуре 35 °С, %.......................................................80
6. Параметры электрического питания от сети переменного тока:
- напряжение питания, В.....................................................................................220 (-15% +10%)
- частота питания, Гц...................................................................................................50 (±2%)
7. Потребляемая мощность, В-А, не более.......................................................................1500
8. Вероятность безотказной работы за 2000 часов, не менее............................................0,9
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации, а также на маркировочной табличке, закрепленной на боковой стороне соединительной коробки, на панели индикатора или двери ШУД.
Комплектность
Комплектность приведена в таблице 9.
Таблица 9
Наименование | Количество, шт. | Примечание |
1. Грузоприемное устройство в составе: | 1 - 4 | Определяется модификацией весов |
1.1. Рельс измерительный | 2 - 8 |
1.2. Коробка соединительная | 1 - 4 |
1.3. Датчик прохода осей | 1 - 16 | Опция |
1.4. Комплект монтажный | 1 | Опция |
2. Индикатор ВК-2010А | 1 | |
3. Шкаф удаленного доступа ШУД офисного исполнения | 1 | Опция |
4. Шкаф удаленного доступа ШУД уличного исполнения | 1 | Опция |
5. АРМ оператора | 1 | Опция |
6. Устройство печатающее | 1 | Опция |
7. Источник бесперебойного питания | 1 | |
8. Шкаф энергобезопасности и автоматического ввода резервной линии питания | 1 | Опция |
9. Комплект программного обеспечения | 1 | |
10. Руководство по эксплуатации «Весы вагонные ВД-30. Руководство по эксплуатации». | 1 | |
11. Руководство по эксплуатации «Индикатор ВК-2010 А. Руководство по эксплуатации». | 1 | |
12. Методика поверки МП 2301-271-2014 | 1 | |
13. Платформа вспомогательная для калибровки и поверки весов при статическом взвешивании эталонными гирями | 1 | Опция |
14. Устройство весоповерочное ВПУ-12,5 | 1 | Опция |
Поверка
осуществляется по методике поверке МП 2301-271-2014 «Весы вагонные ВД-30. Методика поверки», утвержденной ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» 29.10.2014 г.
Основные средства поверки: весоповерочный вагон в состав, которого входят эталонные гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2005; платформа вспомогательная для установки эталонных гирь; устройство весоповерочное ВПУ-12,5 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.0212005 с пределом допускаемых значений доверительных границ относительной погрешности
0,02%; состав, состоящий из контрольных вагонов в соответствии с МОЗМ Р 106.
Сведения о методах измерений
приведены в руководстве по эксплуатации «Весы вагонные ВД-30. Руководство по эксплуатации» раздел 2 «Использование весов по назначению».
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным ВД-30
1. ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».
2. OIML R 106-1:2011 «Automatic rail-weighbridges. Part 1: Metrological and technical requirements - Tests» (МОЗМ Р 106-1 2011 «Автоматические железнодорожные платформенные весы. Часть 1. Метрологические и технические требования - испытания»).
3. ГОСТ 8.021-2005 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений массы.
4. ТУ 4274-001-45591961-97 «Весы вагонные ВД-30. Технические условия».