Назначение
Весы вагонные ВД (далее - весы) предназначены для измерений массы:
- порожних и груженых вагонов, цистерн, вагонеток и составов из них с сыпучими, твердыми, а также жидкими (кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с) грузами путем повагонного взвешивания в статическом режиме;
- порожних и груженых вагонов, цистерн в составах без расцепки путем поосного или потележечного взвешивания в движении.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчиков), возникающей под действием силы тяжести объекта измерений, в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе.
Аналоговые электрические сигналы от датчиков преобразуются аналого-цифровым преобразователем (АЦП) индикатора в цифровой код. Результаты взвешивания индуцируются на дисплее индикатора или передаются в персональный компьютер для отображения результатов измерений на экране монитора.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ) и индикатора, к которому может подключаться персональный компьютер.
ГПУ может состоять из одной или нескольких грузоприемных платформ, опирающихся на весоизмерительные датчики, установленные в раму. Рама весов устанавливается на щебёночную отсыпку ж/д полотна.
В весах используются:
- датчики весоизмерительные М70, М100 (Госреестр № 53673-13);
- датчики весоизмерительные LSC, MNC (Госреестр № 57191-14);
- в качестве АЦП индикаторы весоизмерительные CI-600A (Госреестр № 68370-17) или преобразователи весоизмерительные вторичные Ньютон-42 (Госреестр № 56674-14);
В весах предусмотрены следующие устройства (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-20011):
- полуавтоматическое устройство установки нуля (Т.2.7.2.2);
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (Т.2.7.3);
- устройство выборки массы тары (Т.2.7.4).
На ГПУ весов устанавливается маркировочная табличка, содержащая следующую информацию:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение весов;
- заводской номер весов, год выпуска;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- значение максимальной нагрузки (Max);
- значение минимальной нагрузки (Min);
- значение поверочного интервала (e) и действительной цены деления (d);
- знак утверждения типа.
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии взвешивания в движении);
- класс точности при взвешивании состава из вагонов по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии взвешивания в движении);
- предел допускаемой скорости движения транспортных средств при взвешивании;
- особый диапазон температур.
Весы выпускаются однодиапазонными в различных модификациях, отличающихся значением максимальной нагрузки, конструктивным исполнением, классом точности при взвешивании и имеющих обозначение ВД-[1]-[2]-[3]- [4], где
ВД - обозначение типа;
[1] - значение максимальной нагрузки, т;
[2] - конструктивное исполнение ГПУ («О» - для поосного взвешивания; «Т» - для потележечного взвешивания; «В» - для взвешивания вагона в целом);
[3] - обозначение режима взвешивания («Д» - поосное, потележечное или повагонное взвешивание в движении; «СД» - повагонное взвешивание в движении и в режиме статического взвешивания).
[4] - обозначение «У», вводимое при специальном исполнении весов по согласованию с заказчиком.
Общий вид ГПУ весов представлен на рисунке 1, общий вид индикаторов CI-600A и схема их пломбировки от несанкционированного доступа - на рисунке 2, общий вид индикаторов Ньютон-42 и схема их пломбировки от несанкционированного доступа - на рисунке 3 ,виды конструктивного исполнения ГПУ весов - на рисунке 4.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весоизмерительных приборов является встроенным, хранится в энергонезависимом запоминающем устройстве. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через интерфейс пользователя без применения специальных программных и аппаратных средств производителя.
Для защиты от несанкционированного доступа к параметрам регулировки весоизмерительных приборов используется пломбировка, доступ к изменению метрологически значимых параметров, который осуществляется в сервисном режиме работы, защищен паролем.
Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на дисплее индикатора при включении.
Прикладное ПО, устанавливаемое на компьютер, не включает в себя метрологически значимые компоненты аналого-цифрового преобразования. По заданному алгоритму оно проводит обработку цифрового сигнала с АЦП, отображает результаты измерений массы вагонов и/или поезда в целом, скорости, даты, времени взвешивания, формирование и хранение отчетов по результатам измерений.
Весы позволяют программно реализовать следующие сервисные функции:
- отображение результатов взвешивания (массы вагона, состава);
- исключать массу локомотива из массы всего состава;
- определять порядковый номер вагона в составе;
- определять нагрузку от каждой тележки вагона;
- определять продольное и поперечное смещение центра тяжести груза;
- фиксировать дату и время взвешивания состава;
- определять скорость движения вагона через весы;
- определять направление движения взвешиваемого состава;
- выводить суточные, квартальные и годовые отчеты результатов взвешивания.
Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение (для ПО приборов CI-600A) | Значение (для ПО приборов Ньютон-42) | Значение прикладного ПО |
Идентификационное наименование ПО | — | — | ВД-50 |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже 1.00 | не ниже V - 03.01 | не ниже V1.0 |
Цифровой идентификатор ПО | — | — | — |
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Метрологические характеристики в статическом режиме |
Класс точности по ГОСТ OIML R76-1-2011 | III |
Максимальная нагрузка, кг | |
- ВД-100-В-СД | 100000 |
- ВД-150-В-СД | 150000 |
- ВД-200-В-СД | 200000 |
Минимальная нагрузка, кг | 2000 |
Поверочный интервал е, действительная цена деления d (e=d), кг | |
- ВД-100-В-СД | 50 |
- ВД-150-В-СД | 50 |
- ВД-200-В-СД | 100 |
Число поверочных интервалов, не более | 3000 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности при первичной | |
поверке, кг: | |
- весы ВД-100-В-СД при нагрузках: | |
- от 2 000 до 25 000 кг включ. | ± 25 |
- св. 25 000 до 100 000 кг включ. | ± 50 |
- весы ВД-150-В-СД при нагрузках: | |
- от 2 000 до 25 000 кг включ. | ± 25 |
- св. 25 000 до 100 000 кг включ. | ± 50 |
- св. 100 000 до 150 000 кг включ. | ± 75 |
- весы ВД-200-В-СД при нагрузках: | |
- от 2 000 до 50 000 кг включ. | ± 50 |
- св. 50 000 до 200 000 кг включ. | ± 100 |
Пределы допускаемой погрешности весов в эксплуатации равны удвоенному значению |
пределов допускаемых погрешностей при первичной поверке. | |
Влияние отклонения от нуля на результат взвешивания после | ±0,25е |
установки показания на нуль в ценах поверочного деления (е), | |
не более | |
Диапазон выборки массы тары, % от Мах | от 0 до 100 |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля | 4 |
и слежения за нулем, % от Мах, не более | |
Метрологические характеристики при взвешивании в движении |
Класс точности весов по ГОСТ 8.647-2015* | 0,5; 1; 2; 5 |
Максимальная нагрузка (Мах) при взвешивании вагона | |
(состава из n вагонов), т: | |
- ВД-20-О-Д, ВД-20-Т-Д | 20 (20 n) |
- ВД-50-Т-Д | 50 (50 n) |
- ВД-100-Т-Д, ВД-100-В-СД | 100 (100 n) |
- ВД-150-В-СД | 150 (150 n) |
- ВД-200-В-СД | 200 (200 n) |
Минимальная нагрузка (Мт) при взвешивании вагона | |
(состава из n вагонов), т: | |
- ВД-20-О-Д, ВД-20-Т-Д | 2 (2n) |
- ВД-50-Т-Д | 5 (5n) |
- ВД-100-Т-Д, ВД-100-В-СД | 10 (10n) |
- ВД-150-В-СД | 10 (10n) |
- ВД-200-В-СД | 20 (20 n) |
Наименование характеристики | Значение |
Цена деления d, кг: | |
- для класса точности 0,5 | < 100 |
- для класса точности 1 | < 200 |
- для класса точности 2 | < 500 |
- для класса точности 5 | < 1000 |
Пределы допускаемой приведенной погрешности весов при | |
взвешивании в движении вагона (состава из n вагонов) при | |
первичной поверке, % в диапазоне от Min (Min n) до 35 % Мах | |
(Maxn) включ., % от 35 % Мах (Maxn): | |
- для класса точности 0,5 | ±0,25 |
- для класса точности 1 | ±0,50 |
- для класса точности 2 | ±1,00 |
- для класса точности 5 | ±2,50 |
Пределы допускаемой относительной погрешности весов при | |
взвешивании в движении вагона (состава из n вагонов) при | |
первичной поверке, % в диапазоне свыше 35 % Мах (Maxn), % от | |
измеряемой массы: | |
- для класса точности 0,5 | ±0,25 |
- для класса точности 1 | ±0,50 |
- для класса точности 2 | ±1,00 |
- для класса точности 5 | ±2,50 |
Диапазон рабочих скоростей, км/ч, не более: | |
- при взвешивании транспортных средств с жидкостями | 5 |
кинематической вязкостью не менее 59 мм /с | |
- при взвешивание транспортных средств с другими видами грузов | 10 |
Направление движения при взвешивании | двухстороннее |
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона в эксплуатации |
равны удвоенному значению пределов допускаемых погрешностей при первичной поверке. |
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % |
полученных значений погрешности весов могут превышать пределы допускаемых |
погрешностей при первичной поверке, но не должны превышать пределов допускаемой |
погрешности в эксплуатации. | |
* Весы могут иметь различные классы точности при взвешивании в движении: |
- расцепленного вагона или вагонетки; | |
- сцепленного вагона или вагонетки; | |
- состава из вагонов или вагонеток в целом. | |
Таблица 3 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Габаритные размеры грузоприемного устройства (ГПУ), мм, не более: - длина - ширина - высота | от 300 до 30000 от 1000 до 6000 от 300 до 1500 |
Масса одной весовой платформы ГПУ, т, не более | 15 |
Диапазон температуры, °С - для грузоприемной платформы, индикаторов и датчиков - для аппаратно-программного комплекса | от - 10 до + 40 от + 10 до + 35 |
Наименование характеристики | Значение |
Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В - частота переменного тока, Гц | от 187 до 242 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В-А, не более | 300 |
Вероятность безотказной работы за 1000 часов | 0,95 |
Средний срок службы, лет, не менее | 10 |
Знак утверждения типа
наносится печатным способом на титульный лист Руководства по эксплуатации. Комплектность средства измерений
Таблица 4 - Комплектность весов
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы вагонные в сборе: | ВД | 1 шт. |
- платформа ГПУ | | от 1 до 4 шт. |
- датчики весоизмерительные | * | от 4 до16* шт. |
- индикатор | * | от 1 до 4* шт. |
- аппаратно-программный комплекс | | 1 комплект |
Руководство по эксплуатации | ВД 00.00.000 РЭ | 1 экз. |
Паспорт | ВД 00.00.000 ПС | 1 экз. |
Руководство оператора | ВД 00.00.000 РО | 1 экз. |
* Количество, тип датчиков и индикаторов определяется конструкцией весов и требованиями заказчика |
Поверка
осуществляется по документу Приложение ДА «Методика поверки весов» ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» в режиме статического взвешивания.
Осуществляется по документу Приложение А «Методика поверки вагонных автоматических весов» ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» в режиме взвешивания в движении.
Основные средства поверки:
- рабочий эталон единицы массы 4 разряда по Приказу Росстандарта № 2818 от 29.12.2018 г. - гири класса точности М1 в диапазоне значений от 2 000 до 200 000 кг;
- рабочий эталон единицы массы 5 разряда по Приказу Росстандарта № 2818 от 29.12.2018 г. - контрольные весы неавтоматического действия, погрешность измерений не более 1/3 предела допускаемой погрешности поверяемых весов.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационной документации.
Нормативные документы
Приказ Росстандарта № 2818 от 29.12.2018 г. Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы.
ГОСТ OIML R 76-1-2011 ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
ТУ 28.29.31-001-46665437-2019 Весы вагонные ВД. Технические условия