Назначение
 Весы вагонные TRAPPER (далее-весы) предназначены для:
 - повагонного статического взвешивания порожних и груженых вагонов с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
 - повагонного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов в составе без расцепки и составов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами любой вязкости;
 - поосного и потележечного взвешивания в движении цистерн с жидкими грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с.
Описание
 В настоящем описании используются термины и определения согласно ГОСТ Р 53228-2008.
 Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов тензорезисторных весоизмерительных датчиков (далее - датчики), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза. Далее сигнал поступает в терминал, в котором сигнал обрабатывается, и значение массы груза отображается на дисплее терминала. На передней панели терминала размещена клавиатура, предназначенная для управления процессом взвешивания. В весах применяется 6-проводная схема подключения весоизмерительных датчиков к терминалу.
 Конструктивно весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), включающего одну или несколько платформ, опирающихся на весоизмерительные тензорезисторные датчики RC3 или датчики весоизмерительные балочные из нержавеющей стали (далее - датчик SB2) производства фирмы «Flintec GmbH», Германия, (регистрационные номера в Госреестре СИ РФ 50843-12 и 46027-10), терминала Scalex 1700 и блока управления взвешиванием (далее - блок) Scalex 2200 производства фирмы «Tamtron Systems Oy», Финляндия.
 Терминал Scalex 1700 обеспечивает напряжением питания тензодатчики, принимает исходящий сигнал, преобразует сигнал в цифровую величину, отображает результат взвешивания на дисплее терминала (в килограммах) и передает цифровой код блоку управления взвешиванием Scalex 2200.
 Блок Scalex 2200 включает в себя CPU (центральный процессор), EPROM программную память, память RAM, блок питания и интерфейсы для компьютера, цифровые взвешивающие терминалы Scalex 1700. Блок управления  взвешиванием включает в себя
 программное обеспечение для динамического взвешивания.
 Информация о массе взвешиваемого груза от блока Scalex 2200 по последовательному защищенному интерфейсу RS-232C или RS-485 может быть передана на внешние устройства (ПЭВМ, дисплей , принтер и т.п.).
 Весы оснащены индуктивным рельсовым контактором, установленным на рельсах. Контактор передает сигнал блоку управления взвешиванием о каждой проехавшей колесной паре.
 Взвешивание начинается и прекращается по этим сигналам.
 В весах предусмотрены следующие основные устройства и функции:
 а) при статическом взвешивании:
 - устройства тарирования;
 - устройство установки нуля и слежения за нулем;
 - устройство показывающее с расширением;
 - отображение значений массы брутто, нетто, тары;
 б) при взвешивании в движении:
 - отображение результатов взвешивания (массы вагона и состава);
 - автоматическое определение положения локомотива и исключение его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
 - автоматическое определение направления движения;
 - автоматическое определение количества осей и скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
 - сигнализация о превышении предела допускаемой скорости движения.
 Программное обеспечение (ПО) весов позволяет производить непрерывную диагностику состояния каждого весоизмерительного датчика индивидуально.
 К терминалу возможно подключение дополнительных устройств индикации, аппаратуры автоматической идентификации вагонов, периферийного оборудования.
 Весы выпускаются однодиапазонными в модификациях, отличающихся значением максимальной нагрузки, количеством платформ в ГПУ, типом используемых датчиков.
 Модификации весов имеют обозначения вида TRAPPER --[1]/ [2]/ [3]:
 где [1] - режим взвешивания:
 SRS- статическое взвешивание;
 DRS - статическое взвешивание и взвешивание в движении;
 [2] - максимальная нагрузка;
 [3] - длина платформы.
 Общий вид весов приведен на фото 1, терминала Scalex 1700 на фото 2, блока управления взвешиванием Scalex 2200 на фото 3.
 Фото 1 - Пример общего вида весов
 Поверительное клеймо ставится на пломбу, установленную на винт безопасности, расположенный на передней панели Scalex 1700 и скрывающий кнопку настройки
 Фото 2 - Общий вид терминала Scalex 1700
 Фото 3 - Общий вид блока Scalex 2200
 На ГПУ весов прикрепляется табличка, содержащая следующую информацию:
 - знак утверждения типа средств измерений;
 - наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
 - номер весов по системе нумерации предприятия-изготовителя;
 - обозначение типа весов;
 - год изготовления;
 - класс точности с указанием соответствующих способов взвешивания;
 - значение Max;
 - значение Min;
 - значение е и d;
 - пределы допускаемой скорости движения транспортных средств при взвешивании.
Программное обеспечение
 ПО весов является встроенным и состоит из модулей (подпрограмм) обслуживания периферии, расчета веса и взаимодействия с пользователем.
 ПО имеет наименование RailPRO II состоит из двух отдельных программных модулей: Scalex и Scxcom.
 Модуль Scalex представляет собой интерфейс пользователя (клиент) и работает с блоком Scalex 2200 и системной базой данных посредством служебных запросов, обрабатываемых серверной программой Scxcom.
 Серверная/коммуникационная программа Scxcom отвечает за связь блоком Scalex 2200 и управление системной базой данных. Она обслуживает запросы программы Scalex, обеспечивая работу блока Scalex 2200 и базы данных.
 Метрологически значимое ПО Scalex хранится в защищенной от демонтажа перепрограммируемой микросхеме памяти EPROM, расположенной на плате АЦП весового терминала и загружается на заводе-изготовителе с использованием специального оборудования. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки. Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в сервисном режиме работы весовых терминалов, вход в который защищен административным паролем и невозможен без применения специализированного оборудования производителя.
 Идентификационным признаком ПО служит номер версии.
 Для предотвращения воздействий и защиты законодательно контролируемых параметров служит:
 - программная идентификация пользователя по имени и паролю;
 - пароль, вводимый после поверки;
 - индикация значений калибровочного нуля и коэффициентов при поверке.
 Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
 Таблица 1
  | Наименова ние ПО | Идентифика ционное наименован ие | Номер версии (идентификацио нный номер) | Цифровой идентификатор (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора | 
 | RailPRO II | Scalex | 2.x.x (x=0...9) | -* | -* | 
 | * - Данные недоступны, так как данное ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования | 
 
Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню защиты «С» в соответствии с МИ 3286-2010.
 Технические характеристики
 1 Статическое взвешивание
 1.1 Класс точности по ГОСТ Р 53228-2008 ...................................................... средний (III)
 1.2 Максимальная нагрузка (Мах), минимальная нагрузка (Min), действительная цена деления (d), поверочное деление (е), пределы допускаемой погрешности, число поверочных делений (n) приведены в таблице 2.
 Таблица 2
  | Модификация | Мах, т | Min, т | d и е, кг | Диапазоны взвешивания, т | Пределы допускаемой погрешности при поверке, кг | Число поверочных делений (n) | 
 | TRAPPER-[1]/100/[3] | 100 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ. | ± 25 | 2000 | 
 | Св. 25 до 100 включ. | ± 50 | 
 | TRAPPER-[1]/150/[3] | 150 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ. | ± 25 | 3000 | 
 | Св. 25 до 100 включ. | ± 50 | 
 | Св. 100 до 150 включ. | ± 75 | 
 
 | Модификация | Мах, т | Min, т | d и е, кг | Диапазоны взвешивания, т | Пределы допускаемой погрешности при поверке, кг | Число поверочных делений (n) | 
 | TRAPPER-[1]/200 [3] | 200 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ. | ± 25 | 4000 | 
 | Св. 25 до 100 включ. | ± 50 | 
 | Св. 100 до 200 включ. | ± 75 | 
 | TRAPPER-[1]/100/[3] | 100 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ± 25 | 1000 | 
 | Св. 50 до 100 включ. | ± 50 | 
 | TRAPPER-[1]/150/ [3] | 150 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ± 25 | 1500 | 
 | Св. 50 до 150 включ. | ± 50 | 
 | TRAPPER-[1]/200/[3] | 200 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ± 50 | 2000 | 
 | Св. 50 до 200 включ. | ± 100 | 
 
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемых погрешностей при поверке.
 Пределы допускаемой погрешности весов после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности для массы брутто.
 1.3 Диапазон выборки массы тары (Т-), % от Max............................................. от 0 до 100
 1.4 Влияние устройства установки нуля на результат взвешивания, кг .................... 0,25 е
 1.5 Предельная нагрузка (Lim), % от Max, не более
 1.6 Показания индикации массы, кг, не более.......................................................... Мах+9е
 1.7 Диапазон установки на нуль и слежения за нулём (суммарный), % от Max
 1.8 Диапазон первоначальной установки нуля, % от Max
 1.9 Максимальная нагрузка одной платформы, т...................... 10; 20; 50; 60; 80; 100; 120
 1.10 Минимальная нагрузка одной платформы, т.................................................... 2; 5; 10
 1.11 Порог чувствительности для весов 
 2 Взвешивание в движении
 2.1 Пределы взвешивания:
 - наибольший предел взвешивания (НПВ), т ................................................. 100; 150; 200
 - наименьший предел взвешивания (НмПВ), т
 2.2 Дискретность отсчета, кг.......................................................................................50,100
 2.3 Направление движения - двухстороннее при тяге и толкании состава локомотивом;
 2.4 Диапазон допускаемых значений скорости при взвешивании в движении:
 - при поосном взвешивании ........................................................................ от 2 до 10 км/ч
 - при потележечном и повагонном взвешивании ....................................... от 2 до 25 км/ч
 2.5 Классы точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении при поосном и потележечном взвешивании в движении вагона (цистерны) приведены в таблице 3.
 Таблица 3
  | Класс точности | Пределы допускаемой погрешности | 
 | от НмПВ до 35% НПВ вкл., % от 35% НПВ | св. 35%НПВ, % от измеряемой массы | 
 | 0,5 | ±0,25 | ±0,25 | 
 | 1 | ±0,5 | ±0,5 | 
 | 2 | ±1,0 | ±1,0 | 
 
Классы точности по ГОСТ 30414-96, значения пределов допускаемой погрешности при первичной поверке при поосном и потележечном взвешивании в движении состава из n вагонов (цистерн) приведены в таблице 4. При фактическом числе вагонов (цистерн), превышающем 10, значение n принимают равным 10.
 Таблица 4
  | Класс точности | Пределы допускаемой погрешности | 
 | от НмПВ до 35% НПВ-n вкл., % от 35% НПВ-n | св. 35%НПВ-п, % от измеряемой массы | 
 | 0,5 | ±0,25 | ±0,25 | 
 | 1 | ±0,5 | ±0,5 | 
 | 2 | ±1,0 | ±1,0 | 
 
Классы точности по ГОСТ 30414-96, значения пределов допускаемой погрешности при первичной поверке при взвешивании в движении вагона (цистерны) приведены в таблице 5.
 Таблица 5
  | Класс точности | Пределы допускаемой погрешности | 
 | от НмПВ до 35 % НПВ вкл., % от 35 % НПВ | св. 35 % НПВ, % от измеряемой массы | 
 | 0,2 | ±0,1 | ±0,1 | 
 | 0,5 | ±0,25 | ±0,25 | 
 | 1 | ±0,5 | ±0,5 | 
 | 2 | ±1,0 | ±1,0 | 
 
Классы точности по ГОСТ 30414-96, значения пределов допускаемой погрешности при первичной поверке при взвешивании в движении состава из n вагонов (цистерн) приведены в таблице 6. При фактическом числе вагонов (цистерн), превышающем 10, значение n принимают равным 10.
 Таблица 6
  | Класс точности | Пределы допускаемой погрешности | 
 | от НмПВ до 35% НПВ-n вкл., % от 35% НПВ-n | св. 35% НПВ-n, % от измеряемой массы | 
 | 1 | 2 | 3 | 
 | 0,2 | ±0,1 | ±0,1 | 
 | 0,5 | ±0,25 | ±0,25 | 
 | 1 | 2 | 3 | 
 | 1 | ±0,5 | ±0,5 | 
 | 2 | ±1,0 | ±1,0 | 
 
Пределы допускаемой погрешности весов для взвешивания в движении, указанные в таблицах 3-6, в эксплуатации удваиваются.
 Значения пределов допускаемой погрешности весов для взвешивания в движении для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
 3 Диапазон рабочих температур весов, °С:
 от минус 30 до плюс 40
 от минус 10 до плюс 40
 - для ГПУ c датчиками SB2............................................................
 - для ГПУ c датчиками RC3...........................................................
 - терминала Scalex 1700 и блока Scalex 2200 ................................ от минус 10 до плюс 40
 4 Параметры электрического питания от сети переменного тока:
 - напряжение, В...........................................................................................................220 ^23
 - частота, Гц ..................................................................................................................50 ± 1
 5 Потребляемая мощность, В-A, не более ......................................................................300
 6 Количество весовых платформ ........................................................................... от 1 до 4
 7 Габаритные размеры весовой платформы, мм
 - длина ...................................................................................................... от 3 000 до 30 000
 - ширина .................................................................................................... от 1 000 до 6 000
 - высота ......................................................................................................... от 3 00 до 1200
 8 Масса одной весовой платформы, т, не более ................................................................15
 9 Средний срок службы, лет .............................................................................................35
Знак утверждения типа
 наносится фотохимическим способом на маркировочную табличку, закреплённую на ГПУ, и типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.
Комплектность
 1 Весы (модификация по заказу) - 1 шт.
 2 Руководство по эксплуатации - 1 экз.
Поверка
 весов в режиме статического взвешивания производится по ГОСТ Р 53228-2008 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания». (Приложение Н. Методика поверки), при взвешивании в движении - по ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».
 Основные средства поверки:
 - гири эталонные 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2005;
 - состав из груженых, частично груженных и порожних вагонов, сформированный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.598-2003.
Сведения о методах измерений
 изложены в документе «Весы вагонные TRAPPER. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
 1 ГОСТ 8.021-2005 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения массы».
 2 ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
 3 ГОСТ Р 53228-2008 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».(Приложение Н. Методика поверки).
 4 ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».
 5 Техническая документация на весы TRAPPER фирмы «Tamtron Systems Oy », Финляндия.
 Рекомендации к применению
 осуществление торговли и товарообменных операций.