Назначение
Весы вагонные TRAPPER (далее-весы) предназначены для:
- повагонного статического взвешивания порожних и груженых вагонов/цистерн/вагонеток с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
- повагонного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов/цистерн/вагонеток в составе поезда без расцепки и поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, жидкими грузами;
- поосного и потележечного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов/цистерн/вагонеток в составе поезда без расцепки и поездов в целом с сухими, сыпучими, твердыми, жидкими грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм /с.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый выходной электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза.
Аналоговые электрические сигналы с датчиков поступают в индикатор, содержащий аналогово-цифровой преобразователь (далее - АЦП), где преобразуются в цифровой код. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на цифровом дисплее, расположенном на передней панели индикатора, имеющего функциональную клавиатуру и/или на дисплее персонального компьютера (ПК).
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде одной или нескольких платформ с датчиками с установочной оснасткой, индикатора, к которому могут подключаться внешние электронные устройства (компьютер, принтер, выносной дисплей и т.п.) и блока управления взвешиванием (далее - блок).
В весах используются:
- датчики типа:
- С, модификации С16А, производства «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Г ермания, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее -регистрационный номер) 60480-15, или производства фирмы «Hottinger Baldwin (Suzhou) Electronic Measurement Technology Co., Ltd.», Китай, регистрационный номер 67871-17;
- RС3, производства «Flintec GmbH», Германия, регистрационный номер 50843-12;
- SB2, производства «Flintec GmbH», Г ермания, регистрационный номер 63476-16;
- индикаторы Scalex 1550 или Scalex 1560 или Scalex 1750, производства фирмы «Tamtron Systems Oy», Финляндия;
- блок Scalex 2200, производства фирмы «Tamtron Systems Oy», Финляндия.
Индикаторы обеспечивают напряжением питания датчики и передают результаты
измерений в цифровом виде в блок Scalex 2200.
Блок Scalex 2200 включает в себя CPU (центральный процессор), EPROM программную память, память RAM, блок питания и интерфейсы для компьютера.
Результаты взвешивания от блока Scalex 2200 по последовательному защищенному интерфейсу RS-232С или RS-485 могут быть переданы на внешние устройства (ПК, дисплей, принтер и т.п.).
Индикатор и блок Scalex 2200 расположены в находящемся рядом с ГПУ шкафу электроники, в котором с помощью кондиционера поддерживаются их рабочие условия.
Весы оснащены индуктивным датчиком счета осей, установленным на рельсах. Датчик счета осей передает сигнал в блок Scalex 2200 о каждой проехавшей колесной паре и направлении движения состава.
Взвешивание начинается и прекращается по этим сигналам.
В весах предусмотрены следующие основные устройства и функции:
а) при статическом взвешивании:
- полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.2);
- устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.3);
- устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
- устройство первоначальной установки нуля;
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство распознавания вагонов;
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
- устройство автоматического определения направления движения;
- автоматическое определение количества осей, тележек и скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
- устройство сигнализации о перегрузке;
- устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
На ГПУ весов прикрепляется маркировочная табличка, содержащая следующую информацию:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение весов;
- заводской номер весов;
- знак утверждения типа средств измерений;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- значение максимальной нагрузки (Max) при статическом взвешивании;
- значение минимальной нагрузки (Min) при статическом взвешивании;
- значения поверочного интервала (е) и цены деления в режиме статического взвешивания (ds);
- обозначение типа и серийный номер индикатора;
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
- максимальную нагрузку при взвешивании в движении: Мах =......т;
- максимальную нагрузку на одну платформу: Махп =......т;
- минимальную нагрузку при взвешивании в движении: Min =......т;
- минимальную нагрузку на одну платформу: Mi^ =......т;
- действительную цену деления: d =......кг;
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=......км/ч;
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =...... км/ч.
ПО весов позволяет производить непрерывную диагностику состояния каждого весоизмерительного датчика индивидуально.
К индикатору возможно подключение дополнительных устройств индикации, аппаратуры автоматической идентификации вагонов, периферийного оборудования.
Весы выпускаются разных модификаций, отличающихся значением максимальной нагрузки, количеством платформ в ГПУ, типом используемых датчиков и индикаторов. Модификации весов имеют обозначения вида:
TRAPPER - [1]/[2]/[3],
где [1] - режим взвешивания:
- SRS- статическое взвешивание;
- DRS -статическое взвешивание и взвешивание в движении;
[2] - максимальная нагрузка;
[3] - длина одной платформы ГПУ.
Общий вид весов приведен на рисунке 1, датчика счета осей на рисунке 2, индикаторов, шкафа электроники и блока Scalex 2200, со схемами пломбирования от несанкционированного доступа и обозначением мест нанесения знака поверки, представлены на рисунке 3.
Шкаф электроники с блоком Scаlex 2200
Индикатор Scalex 1750
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов представлено встроенным ПО индикаторов и блока управления взвешиванием, используемое в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами и автономным ПО RailPRO II.
В индикаторах защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью изменения ПО без применения специализированного оборудования производителя.
ПО RailPRO II состоит из двух отдельных программных модулей: Scalex и Scxcom.
Модуль Scalex представляет собой интерфейс пользователя (клиента) и работает с блоком Scalex 2200 и системной базой данных посредством служебных запросов, обрабатываемых программным модулем Scxcom.
Модуль Scxcom это - серверная/коммуникационная программа, которая отвечает за связь с блоком Scalex 2200 и управление системной базой данных. Она обслуживает запросы модуля Scalex, обеспечивая работу блока Scalex 2200.
Метрологически значимое ПО модуля хранится в защищенной от демонтажа перепрограммируемой микросхеме EPROM платы процессора MC-22X блока Scalex 2200, загружается на фирме-изготовителе с использованием специального оборудования. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки. Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в сервисном режиме работы индикаторов, вход в который защищен административным паролем и невозможен без применения специализированного оборудования производителя.
ПО весов и параметры калибровки защищены паролем. Только администраторский персонал (сервисная служба и изготовитель) может получить доступ к базе данных и параметрам.
Дополнительно для защиты законодательно контролируемых параметров используется пломбирование индикаторов, как показано на рисунке 2.
Идентификационными данными ПО служат наименование и номер версии ПО для ПК, номер версии ПО для блока Scalex 2200, которые могут быть выведены на экран монитора ПК, и номер версии ПО для индикатора весов на дисплей индикатора, по запросу через меню ПО.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
| Значение |
Идентификационные данные (признаки) | для ПК | для блока Scalex 2200 | для индикаторов Scalex 1550, Scalex 1560 | для индикатора Scalex 1750 |
Идентификационное наименование ПО | RailPRO II | - | - | - |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 2.хх | 01.01.xхx | 01.хх | РxхY |
Цифровой идентификатор ПО | _* |
где х - принимает значения от 0 до 9, Y - буквы латинского алфавита. * - Данные недоступны, так как данное ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования |
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ................................................средний (III).
Значения (Мах), (Min), (ds), (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) при первичной поверке приведены в таблице 2. Примечание - Весы со значением n более 3000 делений устанавливаются в закрытых, защищенных от механических и атмосферных воздействий конструкциях.
Таблица 2 - Метрологические характеристики весов
Модификация | Мах, т | Min, т | ds = е, кг | m, т | mpe, кг | n |
TRAPPER-[1]/100/[3] | 100 | 1 | 50 | от 1 до 25 включ. | ± 25 | 2000 |
св. 25 до 100 включ. | ± 50 |
TRAPPER-[1]/150/[3] | 150 | 1 | 50 | от 1 до 25 включ. | ± 25 | 3000 |
св. 25 до 100 включ. | ± 50 |
св. 100 до 150 включ. | ± 75 |
TRAPPER-[1]/200 [3] | 200 | 1 | 50 | от 1 до 25 включ. | ± 25 | 4000 |
св. 25 до 100 включ. | ± 50 |
св. 100 до 200 включ. | ± 75 |
TRAPPER-[1]/100/[3] | 100 | 2 | 100 | от 2 до 50 включ. | ± 50 | 1000 |
св. 50 до 100 включ. | ± 100 |
TRAPPER-[1]/150/ [3] | 150 | 2 | 100 | от 2 до 50 включ. | ± 50 | 1500 |
св. 50 до 150 включ. | ± 100 |
TRAPPER-[1]/200/[3] | 200 | 2 | 100 | от 2 до 50 включ. | ± 50 | 2000 |
св. 50 до 200 включ. | ± 100 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемых погрешностей при первичной поверке.
Пределы допускаемой погрешности весов после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности для массы нетто.
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Точность устройства установки нуля | ±0,25е |
Показания индикации массы, кг, не более | Мах+9е |
Диапазон выборки массы тары (Т), % от Max | от 0 до 100 |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более | 4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более | 20 |
Максимальная нагрузка на одну платформу (Max^, т | 10; 20; 50; 60; 75; 80; 100; 120 |
Минимальная нагрузка на одну платформу (Min^, т | 1; 2; 5 |
2 Взвешивание в движении
Таблица 4 - Метрологические характеристики весов по | ГОСТ 8.647-2015 |
Наименование характеристики | Значение |
1 | 2 |
Класс точности при взвешивании вагона в составе | 0,2; 0,5; 1; 2 |
Класс точности при взвешивании составов | 0,2; 0,5; 1; 2 |
1 | 2 |
Действительная цена деления весов (d), кг | 20; 50; 100 |
Максимальная нагрузка (Мах), т | 100; 150; 200 |
Минимальная нагрузка (Min), т | 2 |
Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч | 25 |
Минимальная рабочая скорость (Vmin), км/ч | 0,5 |
Класс точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и действительной цены деления (d) приведен в таблице 5.
Таблица 5 - Класс точности весов в зависимости от максимальной нагрузки и действительной цены деления (d)_
Мах, т | Класс точности |
0,2 | 0,5 | 1 | 2 |
Действительная цена деления (d), кг |
100 | 20 | 50; 100 | 100; 200 | 200; 500 |
150 | 50 | 100 | 200 | 500 |
200 | 50 | 100 | 200 | 500 |
Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона (цистерны) при поосном и потележечном при первичной поверке в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания указаны в таблице 6.
Таблица 6 - Пределы допускаемой погрешности при поосном и потележечном взвешивании в движении вагона (цистерны)_
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35% Max включ., % от 35% Max | св. 35% Max, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1,0 | ±1,0 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 6.
При взвешивании вагона (цистерны) в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 6, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации. Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов (цистерн) в целом при поосном и потележечном взвешивании при первичной поверке в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания указаны в таблице 7.
Таблица 7 - Пределы допускаемой погрешности при поосном и потележечном взвешивании в движении состава из (n) вагонов (цистерн) в целом_
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35% Max-n включ., % от 35% Max-n | св. 35% Max-n, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1,0 | ±1,0 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 7.
Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке при взвешивании в движении вагона (цистерны) в зависимости от класс точности по ГОСТ 8.647-2015 приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона (цистерны)_
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max | св. 35 % Max, % от измеряемой массы |
0,2 | ±0,1 | ±0,1 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1,0 | ±1,0 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 8.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов (цистерн) в целом при первичной поверке в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов (цистерн) в целом_
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35% Max-n включ., % от 35% Max-n | св. 35% Max-n, % от измеряемой массы |
0,2 | ±0,1 | ±0,1 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1,0 | ±1,0 |
Пределы допускаемой погрешности весов для взвешивания в движении, указанные в таблице 9, в эксплуатации удваиваются.
Значения пределов допускаемой погрешности весов для взвешивания в движении для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
Наименование характеристики | Значение |
Направление движения при взвешивании | двустороннее |
Время прогрева весов, мин, не менее | 30 |
Особый диапазон рабочих температур, °С: - для ГПУ c датчиками С16 А - для ГПУ c датчиками SB или RC3 | от -50 до +50 от -10 до +40 |
Диапазон рабочих температур индикаторов Scalex 1550, Scalex 1560, Scalex 1750 и блока Scalex 2200 (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. 3.9.2.2, и ГОСТ 8.647-2015, п. 6.10), °С | от -10 до +40 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: - напряжение, В - частота, Гц | от 195,5 до 253 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В-A, не более | 300 |
Габаритные размеры одной платформы ГПУ весов, мм: - длина - ширина - высота | от 3 000 до 30 000 от 1 000 до 6 000 от 300 до 1 200 |
Масса одной платформы ГПУ, т, не более | 15 |
Количество платформ ГПУ, шт. | от 1 до 4 |
Длина линии связи между ГПУ и индикатором, м, не более | 100 |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку, прикрепленную на шкаф электроники, фотохимическим способом.
Комплектность
Таблица 11 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы вагонные | TRAPPER | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации | - | 1 экз. |
Поверка
осуществляется:
- при статическом взвешивании по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА. Методика поверки весов);
- при взвешивании в движении по ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» (приложение А. Методика поверки вагонных автоматических весов).
Основные средства поверки:
Технические характеристики
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 3.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ OIML R 76-1-2011 ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы Техническая документация изготовителя фирмы «Tamtron Systems Oy», Финляндия