Назначение
Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ -04 (далее - весы) предназначены для поколесного, поосного, потележечного, повагонного измерения массы порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими, твердыми, а также жидкими грузами без ограничений по вязкости (в том числе ГСМ).
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании аналоговых сигналов тензорези-сторных датчиков деформации рельса, возникающих под воздействием силы тяжести, в цифровые сигналы с помощью преобразователя. Далее цифровые сигналы поступают в ПК, где обрабатываются в соответствии с заданным алгоритмом программой «Весы ВРТ-04». По этим данным формируются масса вагонов, масса состава, масса его фрагментов и скорости их прохождения через измерительный участок пути. Результат взвешивания по различным параметрам запроса отображается на мониторе персонального компьютера (далее - ПК).
Весы состоят из одного или нескольких грузоприемных устройств (далее - ГПУ) и персонального компьютера (ПК), установленного в помещении весовой. Каждое ГПУ включает в себя измерительный участок эксплуатируемого пути, на котором установлены два измерителя колесных нагрузок (ИКН), кабели связи и адаптер.
Измерители колесных нагрузок (ИКН) размещаются на рабочих рельсах в межшпаль-ном пространстве и занимают по длине 300 мм. Кабели связи осуществляют не только передачу информации в ПК, но и питание ИКН напряжением от 6 до 24 В. Оба ИКН гальванически развязаны и образуют взаимно независимые источники информации. Каждый ИКН включает в себя: четыре датчика деформации тензорезисторных, наклеенных попарно с двух сторон шейки рельса, четыре датчика температуры и плату преобразователя, находящуюся под подошвой рельса. Эти элементы герметично защищены кожухом из полимерных пластин.
Программное обеспечение весов позволяет определять относительную симметрию загрузки вагона по бортам и тележкам, информацию об изменении класса точности весов, при изменении скорости движения ТС.
Допускается применение одной и той же модификации весов ВРТ -04 в различных классах точности в зависимости от рабочего диапазона скоростей, указанного в типе модификации.
Форма условного обозначения весов:
ВРТ-04 - Х1(Х2/Хз)(Х4/Хз) (Хб/Ху) (Х8/Х9) (Хщ/Хц) где ВРТ-04 - обозначение типа;
Х1 - максимальная нагрузка, Max, т;
Х2/Х3 - 0,5; 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х4/Х5 - 0,5; 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 10 до 20 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х6/Х7 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 20 до 40 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х8/Х9 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 40 до 60 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х10/Х11 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 60 до 90 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6)).
Пример записи:
ВРТ-04 -200/(1/0,5; 1/1; 2/1; х/х; х/х), где х - не нормируется.
Весы для взвешивания в движении ВРТ -04, максимальная нагрузка 200т, класс точности в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ., при взвешивании вагона - 1, состава в целом -0,5; класс точности, в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включительно, при взвешивании вагона - 1, состава в целом - 1; класс точности в диапазоне скорости от 20 до 40 км/ч включительно, при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 1
На маркировочную табличку наносится следующая информация:
- торговая марка изготовителя и его полное наименование;
- обозначение типа весов;
- серийный номер;
- метод взвешивания: взвешивание в движении;
- направление движения (если взвешивание возможно только в одном направлении);
- отдельная маркировка наносится на вагоны, перевозящие жидкости или другие грузы, у которых возможно изменение положения центра тяжести при движении вагона;
- напряжение питания, В;
- частота, Гц;
- диапазон температур, °С;
- идентификатор программного обеспечения;
- знак утверждения типа;
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647 -2015;
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647 -2015;
- максимальная нагрузка в виде: Мах =......т;
- максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =......т;
- минимальная нагрузка в виде: Min =......т;
- минимальная нагрузка на платформу в виде Мтп =......т;
- цена деления в виде: d =......кг;
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=......км/ч;
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =......км/ч
Общий вид весов представлен на рисунке 1. Общий вид измерителя колесных нагрузок (ИКН) представлен на рисунке 2
Программное обеспечение
Р- рельс 1
ДД- датчик деформации ДТ- датчик температуры К- кабель шестижильный ПП- пластина полимерная П- плата преобразователя
Программное обеспечение (ПО) разделено на две части: метрологически значимое ПО и метрологически незначимое ПО.
Для защиты от незаконного распространения ПО (ВРТ-04) используется электронный ключ типа «HASP».
Основные функции метрологически значимого ПО «Весы ВРТ-04» (метрологически значимая часть WIMMetroLib.dll) сводятся к обработке измерений, поступающих от двух (и более) ИКН на соответствующие порты ПК, с целью идентификации проезжающих железнодорожных составов с учетом их типов, вычисления масс вагонов (метрологически значимые величины); скоростей проезда каждой оси через измерительный участок, осевых и колесных нагрузок (метрологически незначимые величины).
При проведении процедуры калибровки ГПУ, вычисленные метрологические коэффициенты заносятся в защищенную базу данных вместе со специальной служебной записью в журнал, где хранится история любых изменений метрологических параметров, редактирование которого пользователем невозможно.
Для защиты от несанкционированного использования ПО применяется аппаратный ключ HASP, без наличия которого в ПК работа ПО невозможна. Дополнительно ПО привязывается к конкретному ПК, на котором осуществляется эксплуатация, что защищает ПО от несанкционированного использования на других устройствах.
Метрологически значимое ПО идентифицируется по контрольной сумме CRC32, которая отображается при запуске в нижней части окна программы и может быть сверена с указанной в документе. Программа WIMTerminal.exe в начале загрузки проверяет соответствие значений хэш-суммы версии метрологического файла их реальным значениям (хранятся в закрытом виде) и отказывается от своей дальнейшей загрузки в случае их несовпадения.
Метрологически незначимое ПО «Весы ВРТ -04» сосредоточено в программе WIMTerminal.exe, служащей для предоставления пользователю интерфейса управления ПО, запуска/остановки работы ИКН, фиксации диагностической информации по работе ИКН, просмотра базы данных измерений и оформления результатов взвешивания по различным параметрам запроса.
К ПО «Весы ВРТ -04» возможно подключение нескольких ГПУ. В этом случае, объединение результатов, их обработка и вывод результатов осуществляется соответствующим функционалом метрологически незначимой части ПО.
Уровень защиты ПО соответствует высокому уровню по Р 50.2.077 -2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | ПО "Весы ВРТ -04" (WIMTerminal.exe). Метрологически значимая часть WIMMetroLib.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.0.0 |
Цифровой идентификатор ПО | А43015С9 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | CRC32 |
Технические характеристики
Метрологические и технические характеристики, включая показатели точности:
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Максимальная нагрузка весов (Max), т | 150, 200 |
Минимальная нагрузка весов (Min), т | 2 |
Максимальная нагрузка на платформу (Махп), т | 40 |
Минимальная нагрузка на платформу (Min^, т | 1 |
Примечания 1 Максимальная нагрузка весов - максимально допустимое значение массы вагона. 2 Минимальная нагрузка весов - минимально допустимое значение массы вагона. 3 Максимальная нагрузка на платформу - максимальное значение нагрузки для одного ГПУ. 4 Минимальная нагрузка на платформу - минимальное значение нагрузки для одного ГПУ. |
Действительная цена деления (d) в зависимости от Maxп и классов точности при взвешивании в движении вагона приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Действительная цена деления
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 | г к (d) |
0,5 | 50 |
1 | 50 |
2 | 50 |
5 | 200 |
Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки_
Класс точности по ГОСТ 8.6472015 | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35% Max включ., св. 35% Max, % от 35% Max % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 % |
1 | ±0,50 % |
2 | ± 1,0 |
5 | ±2,5 |
Примечания 1 Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведённым в таблице 4. 2 При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 4, но не должны превышать пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации |
Таблица 5 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении состава из вагонов в целом_
Класс точности по ГОСТ 8.6472015 | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min n до 35% Max n включ., св. 35% Max n, % от 35% (Max n) % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 % |
1 | ±0,50 % |
2 | ± 1,0 |
5 | ± 2,5 |
Примечания 1 n - число вагонов в составе. 2 Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведённым в таблице 5. |
Таблица 6 - Классы точности при взвешивании в движении вагона/состава в целом при различных диапазонах скоростей
Диапазон скорости | Класс точности при взвешивании в движении |
вагона | состава |
От 1,0 до 10 км/ч включ. | 0,5; 1; 2; 5 | 0,5; 1; 2; |
Св. 10 до 20 км/ч включ. | 1; 2; 5 |
Св. 20 до 40 км/ч включ. | 2; 5 | 1; 2; 5 |
Св. 40 до 60 км/ч включ. | 5 | 1; 2; 5 |
Св. 60 до 90 км/ч включ. | 2; 5 |
Наименование характеристики | Значение |
Особый диапазон рабочих температур ГПУ, °С | от -40 до +55 |
Диапазон рабочих температур ПК, °С | от +10 до +40 |
Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч | 1 |
Максимальная рабочая скорость Vmin, км/ч | 90 |
Направление движения при взвешивании | двустороннее |
Скорость движения при транзитном проезде по весам, км/ч | не ограничена |
Количество ГПУ в составе весов | Одно и более |
Габаритные размеры ГПУ, мм, (длина x ширина) для рельса Р65 | 300х1700 |
Габаритные размеры ИКН, мм, (длина x ширина*) | 300 x от 114 до 165 |
Масса ИКН, кг, не более | 2,2 |
Параметры электрического питания весов от сети переменного тока: - напряжение, В - частота, Гц | от 187 до 242 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, ВА, не более | 2 |
* Ширина ИКН зависит от типа рельса |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на маркировочную табличку, закрепленную на кожухе системного блока ПК, и на титульный лист Руководства по эксплуатации.
Комплектность
Таблица 8 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы в сборе | ВРТ-04 | 1 комплект |
ПК с базовым ПО «Весы ВРТ -04» | - | 1 комплект |
Руководство по эксплуатации весов | ВРТ-04 РЭ | 1 экз. |
Паспорт | ВРТ-04 ПС | 1 экз. |
Поверка
осуществляется по документу ГОСТ 8.647 -2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» Приложение А «Методика поверки вагонных автоматических весов».
Основные средства поверки:
- рабочий эталон 4 -го разряда по Приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 гири номинальной массой от 5 до 2000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования»;
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы
ТУ 28.29.31-003-12117842-2020 Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ -04. Технические условия