Назначение
Весы вагонные РАИЛ-М предназначены для измерения массы железнодорожных транспортных средств путем:
- повагонного статического взвешивания вагонов, вагонеток, а также цистерн с жидкими грузами любой вязкости;
- потележечного или повагонного взвешивания в движении расцепленного вагона; вагона в составе без расцепки и составов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с;
- повагонного взвешивания в движении цистерн с жидкими грузами любой вязкости.
Описание
Конструктивно весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), электронного весоизмерительного прибора и компьютера. ГПУ представляет собой от одной до четырех весовых платформ, каждая из которых состоит из опорного основания, датчиков с узлами встроек и рельсов.
Принцип действия весов основан на преобразовании деформаций упругих элементов тензорезисторных датчиков, возникающих под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза. Сигналы от тензодатчиков преобразуются в цифровые при помощи весоизмерительного прибора и результат взвешивания в единицах массы отображается на цифровом дисплее прибора. При конфигурации весов, включающей более одного прибора в режиме статического взвешивания, а также при взвешивании в движении используется внешнее ПО «РАИЛ-М-ves», где осуществляется окончательная обработка измерений, хранения информации в базах данных и формирования отчетных форм.
Общий вид весов представлен на рисунке 1.
Форма маркировки весов: РАИЛ-М Y ХХХ-АВ-С/D
позиция | обозначение | расшифровка |
Y | C, Д, СД | Режим взвешивания: С - только статическое взвешивание (весы неавтоматического действия); Д - только взвешивание в движении; СД - комбинированные: статическое взвешивание и взвешивание в движении |
ХХХ | 50, 100, 150 | Максимальная нагрузка (наибольший предел взвешивания), т |
А | 1, 2, 3, 4 | Количество весовых платформ |
В | 0; 1 | Количество вставок |
С | 1 | Тип используемых датчиков: HM8 («ZEMIC», КНР, г/реестр №55371-13) |
2 | H9H («ZEMIC», КНР, г/реестр №55371-13) |
3 | H9D («ZEMIC», КНР, г/реестр №55371-13) |
4 | BM14 («ZEMIC», КНР, г/реестр №55371-13) |
5 | С16А («HBM», Германия, г/реестр №60480-15) |
6 | WBK («CAS Corporation Ltd», Р. Корея, г/реестр №56685-14) |
7 | ВРП («РАИЛ», Новокузнецк, г/реестр №50387-12) |
D | 1 | Тип используемых приборов: VT200/220 («Vishay Transducers Ltd.», Израиль) |
2 | WE2111 («НВМ», Германия, г/реестр №61808-15) |
3 | CI-6000A («CAS Corporation Ltd», Р. Корея, г/реестр №50968-12) |
Программное обеспечение
ПО СИ представлено встроенным ПО приборов WE2111, CI-6000A и VT200/220 и автономным ПО «РАИЛ-М-ves», выполняющемся на внешней ЭВМ (при конфигурации весов, включающей более одного прибора в режиме статического взвешивания, а также при взвешивании в движении).
Идентификационным признаком ПО приборов служит номер версии, который отображается на дисплее при включении прибора или по запросу в режиме тестирования.
Защита от несанкционированного доступа к ПО, настройкам и данным измерений обеспечивается блокировкой доступа в режим юстировки прибора при помощи защитной пломбы (наклейки), а также дополнительным паролем доступа. ПО не может быть модифицировано без нарушения защитной пломбы (наклейки).
Знак поверки наносится на пломбу, предназначенную для предотвращения несанкционированного доступа к ПО либо на свидетельство о поверке.
Места пломбирования и нанесения знака поверки представлены на рисунке 2.
Автономное ПО «РАИЛ-М-ves» разделено на три метрологические значимые части:
- ПО «РАИЛ-М С» - для вычисления масс вагонов в статическом режиме,
- ПО «РАИЛ-М СД» для вычисления масс вагонов в статическом режиме и движении,
- ПО «РАИЛ-М Д» - для вычисления масс вагонов в движении.
Автономное ПО «РАИЛ-М-ves» в зависимости от режима взвешивания представлено следующим исполняемым файлом и динамически подключаемой библиотекой: railm_s.exe и rail_s.dll (статическое взвешивание), railm_sd.exe и rail_sd.dll (статическое взвешивание и взвешивание в движении), railm_d.exe и rail_d (взвешивание в движении).
Основные функции метрологически значимого ПО сводятся к приему поступающих от прибора измерений, вычислению масс вагонов и передачу вычисленных значений в метрологически незначимое ПО для обработки, визуализации и хранения. Метрологически значимые части ПО «РАИЛ-М-ves» идентифицируются по номеру версии и контрольной сумме CRC32, которые отображаются на стартовом окне при запуске ПО, а также в разделе «Справка» пользовательского интерфейса.
Метрологически незначимый компонент ПО «РАИЛ-М-ves» позволяет сохранять в базах данных результаты взвешивания, выполнять просмотр архивов и оформлять результаты взвешивания по различным параметрам запроса.
Идентификационные данные ПО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Встроенное | ПО | Автономное ПО «РАИЛ-М-ves» |
Идентификационное наименование ПО | VT200 | WE2111 | CI-6000 series firmware | railm_s.exe | railm_sd.exe | railm_d.exe |
rail_s.dll* | rail_sd.dll* | rail_d.dll* |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 150908 и выше | v1.0x | 1.01, 1.02, 1.03 | v 2.1.0.1 | v 2.2.0.1 | v 2.3.0.1 |
Цифровой идентификатор ПО | отсутствует, исполняемый код недоступен | 59F28C2E | 17F7A1E8 | 79B3CDBF |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | отсутствует | CRC32 | CRC32 | CRC32 |
* - метрологически значимая часть ПО |
Уровень защищённости встроенного ПО приборов соответствует высокому уровню по Р 50.2.077-2014. Уровень защищённости автономного ПО «РАИЛ-М-ves» и метрологически значимых данных соответствует среднему уровню по Р 50.2.077-2014.
Технические характеристики
Статическое взвешивание (ГОСТ OIML R 76-1-2011)
Класс точности..................................................................................средний (III)
Значения максимальной нагрузки ^ax), минимальной нагрузки (Min), поверочного интервала (е), действительной цены деления (d), число поверочных интервалов (n), интервалы взвешивания и пределы допускаемой погрешности при первичной поверке приведены в таблице 2.
Модель | Мах, т | Min, т | е = d, кг | n | Для нагрузки m, т | Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке, кг |
РАИЛ-М С 50 | 50 | 1 | 50 | 1000 | 1 < m < 25 | ±25 |
25 < m < 50 | ±50 |
РАИЛ-М С 100 РАИЛ-М СД 100 | 100 | 1 | 50 | 2000 | 1 < m < 25 | ±25 |
25 < m < 100 | ±50 |
100 | 2 | 100 | 1000 | 2 < m < 50 | ±50 |
50 < m < 100 | ±100 |
РАИЛ-М С 150 РАИЛ-М СД 150 | 150 | 1 | 50 | 3000 | 1 < m < 25 | ±25 |
25 < m < 100 | ±50 |
100 < m < 150 | ±75 |
Предел допускаемой погрешности устройства установки на нуль........................±0,25 е
Взвешивание в движении (ГОСТ 30414-96)
Пределы взвешивания:
- наибольший предел взвешивания весов (НПВ), т...............................................100; 150
- наименьший предел взвешивания (НмПВ), т............................................................4
Дискретность отсчета (d), кг.................................................................................50
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении расцепленного вагона; вагона в составе без расцепки при первичной поверке или калибровке в зависимости от класса точности и диапазона взвешивания приведены в таблице 3.
Таблица 3
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВ до 35% НПВ включ., % от 35% НПВ | св. 35% НПВ, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
Примечание - Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 3
При взвешивании вагонов в составе без расцепки общей массой свыше 1000 т абсолютные значения пределов допускаемой погрешности при первичной поверке и в эксплуатации увеличивают на 200 кг на каждую дополнительную 1000 т общей массы состава.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10% полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании состава из вагонов в целом при первичной поверке в зависимости от класса точности и диапазона взвешивания, приведены в таблице 4.
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВ х n до 35% НПВ х n включ., % от 35% НПВ х n | св. 35% НПВ х n, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
Примечания 1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. 2 n - число вагонов (не менее 3). При фактическом числе вагонов, превышающем 10, значение n принимают равным 10. |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 4 Скорость движения состава по весам, км/ч:
- при взвешивании...................................................................................от 1 до 7
- без взвешивания ...................................................................................... до 15
Направление движения при взвешивании.................................................двустороннее
Общие характеристики Особый диапазон рабочих температур ГПУ, °С:
- с датчиками НМ8, H9D, H9H, ВМ14А...................................от минус 30 до плюс 40
- с датчиками С16А ..........................................................от минус 50 до плюс 50
- с датчиками WBK ...........................................................от минус 40 до плюс 50
- с датчиками ВРП ...........................................................от минус 40 до плюс 40
Диапазон рабочий температур прибора, ПК, ° С.............................от минус 10 до плюс 40
Г абаритные размеры и масса ГПУ, количество весовых платформ приведены в таблице 5
Таблица 5
Модель | Количество весовых платформ | Г абаритные размеры ГПУ, мм | Масса ГПУ, не более, т |
длина | ширина, не более | высота, не более |
РАИЛ-М С 50 | 1 | 3000 - 6000 | 3000 | 2000 | 15 |
РАИЛ-М С 100 РАИЛ-М СД 100 | 1, 2, 3 | 10000 - 18000 | 30 |
РАИЛ-М С 150 РАИЛ-М СД 150 | 2, 3, 4 | 10000 - 24000 | 50 |
РАИЛ-М Д 100 РАИЛ-М Д 150 | 1, 2 | 4000 - 16000 | 30 |
Параметры электрического питания весов от сети переменного тока:
- напряжение, В ................................................................................................................187...242
- частота, Гц...........................................................................................................................49.51
Потребляемая мощность, В А, не более...............................................................600
Вероятность безотказной работы за 2000 ч...........................................................0,92
Срок службы не менее, лет..................................................................................10
Знак утверждения типа
наносится фотохимическим способом на маркировочную табличку, закрепленную на металлоконструкции ГПУ, и на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом.
Комплектность
Весы РАИЛ-М в сборе - 1 комплект
ПК с ПО «РАИЛ-М-ves», Руководство пользователя - 1 комплект**
Руководство по эксплуатации весов РАИЛ-М.427421.002.2015 РЭ - 1 экз.
Паспорт РАИЛ-М.427421.002.2015 ПС - 1 экз.
Руководство по эксплуатации на прибор - 1 экз.
** - в зависимости от комплектации весов
Поверка
осуществляется:
- в режиме статического взвешивания по ГОСТ OIML R 76-1-2011, Приложение ДА;
- в режиме взвешивания в движении по ГОСТ Р 8.598-2003.
Основное поверочное оборудование:
- гири класса М1 и М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009;
- расцепленные контрольные вагоны, испытательный состав из груженых, частично груженных и порожних контрольных вагонов в соответствии с ГОСТ Р 8.598-2003.
Сведения о методах измерений
содержатся в документе «Весы вагонные РАИЛ-М. Руководство по эксплуатации» РАИЛ-М.427421.002.2015 РЭ.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным РАИЛ-М
1 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Метрологические и технические требования. Испытания»;
2 ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования»;
3 ГОСТ 8.021-2005 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения массы»;
4 ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки»
5 Технические условия ТУ 4274-003-85231540-2014.