Назначение
Весы вагонные М-РЕЙЛ (далее по тексту - весы) предназначены для повагонного, по-тележечного или поосного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами любой вязкости.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента датчиков, возникающей под действием силы тяжести от взвешиваемого вагона, находящегося на весах, в аналоговый электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой и выводом результатов измерений на устройства для их отображения/регистрации.
Конструктивно весы состоят из:
- грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде параллельных участков рельс, устанавливаемых на весовые шпалы (далее - платформы) с двумя вмонтированными в них весоизмерительными тензорезисторными датчиками (далее - датчик). ГПУ включает в себя от 2 до 48 платформ:
- устройств обработки аналоговых данных (далее - УОАД) - приборов весоизмерительных ПВ, модификация ПВ-15, регистрационный номер 81224-21, выпускаемых ООО «ИЦ «АСИ»;
- программно-технического комплекса (далее - ПТК), выполненного на базе персонального компьютера или программируемого контроллера.
В весах могут применяться датчики следующих типов:
- датчики весоизмерительные ТЕМ-258, изготавливаемые ООО «ИЦ «АСИ»;
- датчики весоизмерительные SENSIQ® Weighdisc WD, SENSIQ® Weighdisc WDI, изготавливаемые фирмой «Schenck Process Europe GmbH», Германия (регистрационный номер 81628-21);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные DMR, изготавливаемые «Schenck Process Europe GmbH», Германия.
Общий вид датчиков весоизмерительных ТЕМ-258 и DMR представлен на рисунке 1.
Датчик весоизмерительный DMR Датчик весоизмерительный ТЕМ-258
Рисунке 1 - Общий вид датчиков весоизмерительных
УОАД размещаются рядом с ГПУ весов в защитном ящике. УОАД осуществляют аналого-цифровое преобразование выходного сигнала датчиков и через цифровой интерфейс передают измерительную информацию на ПТК.
ПТК включает в себя программное обеспечение АРМ «Весы вагонные», осуществляющее обработку измерительной информации и отображение результатов взвешивания.
В весах предусмотрены следующие основные элементы:
- устройство первоначальной установки нуля;
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство распознавания вагонов;
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
- устройство автоматического определения направления движения;
- устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
Общий вид весов представлен на рисунке 2. Схема пломбировки УОАД, установленных рядом с весами в защитном ящике от несанкционированного доступа, представлена на рисунке 3.
Весы выпускаются в следующих модификациях М-РЕЙЛ-[1]([2/3]; [4/5]; [6/7])-[8], которые отличаются значением максимальных нагрузок, классом точности взвешивания вагонов и составов в различных диапазонах скоростей, количеством платформ в ГПУ. Расшифровка обозначений указана в таблице 1.
Таблица 1 - Модификации средства измерений
Позиция | Обозначение | Расшифровка |
[1] | 150; 200 | Максимальная нагрузка (Мах), т |
[2/3] | 0,2; 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. |
[4/5] | 0,2; 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включ. |
[6/7] | 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 20 до 40 км/ч включ. |
[8] | от 2 до 48 | Количество платформ в ГПУ |
Маркировка весов, в том числе и заводской номер в цифровом формате наносится методом лазерной гравировки на маркировочную табличку, расположенную на защитном ящике.
Маркировка весов включают в себя следующую информацию:
- торговая марка изготовителя и его полное наименование;
- обозначение типа весов;
- модификация весов;
- заводской номер;
- год выпуска;
- напряжение питания, В;
- частота, Гц;
- диапазон температур, °С;
- идентификационный номер программного обеспечения;
- знак утверждения типа;
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
- максимальная нагрузка в виде: Мах =
- максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =
- минимальная нагрузка в виде: Min =
- минимальная нагрузка на платформу в виде Мшп =
- цена деления весов в виде: d =......кг;
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=......км/ч;
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =......км/ч.
Пример маркировочной таблички представлен на рисунке 4.
Рисунке 2 - Общий вид весов
Место пломбировки пломбой или пломбой в виде разрушаемой наклейки
Рисунок 3- Схема пломбировки УОАД от несанкционированного доступа.
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «АСИ»
Г М-РЕЙЛ - \ВЕСЫ ВАГОННЫЕ
Заводской № [ ] Год выпуска [ г.
Взвешивание в движении
Класс точности взвешивания вагрнфв/СОСтавОв от 1 до 10 км/ч - ; l/l I от 20 до40 км/ч - | '/[ ) па ПОСТ 8.647-2015 в диапазонах скоростей: от 10 до 20 км/ч -1 I /|__
Max. т Махл.т 30 | Min. т[ 10 Minn, т S
Цена деления весов (dj, кг [ |
Vma/t. км/ч[ ] Vmn, км/ч [ 1
Идентификационный номер ПО 1.0.0.1 Напряжение. 8 / 220‘S
Диапазон температур, С° от минус | 50 до плюс | 50 Частота, Гц! 50±1
650000, РОССИЯ, г. Комарове,ул. Кузбасская. 31 т*п./факс: [384-2) Э6-Б1-4Э
Рисунок 4 - Пример маркировочной таблички
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Программное обеспечение
Программное обеспечение весов АРМ «Весы вагонные» (далее - ПО) является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой частей.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений следующим образом:
а) после запуска ПО проводится автоматическое вычисление контрольной суммы метрологически значимой части по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32) и сравнение результата с хранящимся в исполняемом файле WinVesy.exe фиксированным значением;
б) для защиты от незаконного распространения ПО используется электронный ключ. При запуске ПО проверяется соответствие версии с информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, ПО запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений;
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, настройка, юстировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров регулировки и настройки формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком диске программно-технического комплекса в качестве запоминающего средства и осуществляется в зашифрованном виде.
Защита ПО от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «Высокий» по Р 50.2.077—2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные | Значение |
Идентификационное наименование ПО | АРМ «Весы вагонные» (WinVesy.exe). Метрологически значимая часть DynamicW eightLibrary.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.0.0.1* |
Цифровой идентификатор ПО | A28C19E4 |
Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода | CRC32 |
* - Номер версии метрологически значимой части DynamicWeightLibrary.dll |
Технические характеристики
Таблица 3 - Основные метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Максимальная нагрузка (Мах), т | 150; 200 |
Максимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Махп), т | 30 |
Минимальная нагрузка (Min), т | 10 |
Минимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Мши), т | 5 |
Цена деления весов, кг: - класса точности 0,5; 1; 2 - класса точности 5 | 50 200 |
Таблица 4 - Классы точности по ГОСТ 8.647-2015 при взвешивании вагона/состава в целом при различных диапазонах скоростей______________________________________________________
Диапазон скорости | Класс точности при взвешивании |
вагона | состава |
От 1 до 10 км/ч включ. | 0,5; 1; 2; 5 | 0,2; 0,5; 1; 2; 5 |
Св. 10 до 20 км/ч включ. |
Св. 20 до 40 км/ч включ. | 0,5; 1; 2; 5 |
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании вагона при поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании вагона
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max | св. 35 % Max, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
5 | ±2,50 | ±2,50 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 5.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 5, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании состава из вагонов в целом при поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава в целом
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Vliirn до 35 % Max^n включ., % от 35 % Max^n | св. 35 % Max^n, % от измеряемой массы |
0,2 | ±0,10 | ±0,10 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
5 | ±2,50 | ±2,50 |
где n - количество контрольных вагонов в составе
Таблица 7 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Особый диапазон рабочих температур ГПУ и УОАД, °С | от -50 до +50 |
Направление движения при взвешивании | одностороннее/двухстороннее |
Максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч | 40 |
Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч | 1 |
Максимальное количество вагонов в поезде nwmax, ед | не ограничено |
Минимальное количество вагонов в поезде nwmin, ед | 1 |
Наименование характеристики | Значение |
Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В - частота переменного тока, Гц | 22О+^ 50±1 |
Потребляемая мощность, В^А, не более | 1000 |
Габаритные размеры платформы (ДхШ*В), мм, не более | 3000х500х600 |
Масса платформы, кг, не более | 800 |
Средний срок службы, лет не менее Средняя наработка на отказ, ч | 12 20000 |
Знак утверждения типа
Наносится на маркировочную табличку, расположенную на защитном ящике, и типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.
Комплектность
Таблица 8 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы вагонные М-РЕЙЛ | М-РЕЙЛ-[1]([2/3]; [4/5]; [6/7])-[8] | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации | УФГИ 404526.001 РЭ | 1 экз. |
Паспорт | УФГИ 404526.001 ПС | 1 экз. |
Сведения о методах измерений
Приведены в разделе 3.4 «Порядок работы и методы измерений» УФГИ 404526.001 РЭ «Весы вагонные М-РЕЙЛ. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний;
Приказ Росстандарта от 4 июля 2022 г. № 1622 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»;
ТУ 28.29.31-191-10897043-2023 «Весы вагонные М-РЕЙЛ. Технические условия».