Назначение
Весы вагонные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов «ВТВ-Д» предназначены для поосного и/или потележечного измерения в движении массы порожних и груженых вагонов, широкой и узкой колеи с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами в составе поезда без расцепки и/или поезда в целом.
Область применения - предприятия различных отраслей промышленности и транспорта.
Описание
Принцип действия весов вагонных для взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов «ВТВ-Д» основан на преобразовании нагрузки в электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой, и выводом результатов измерений на устройства для их отображения и/или регистрации.
Весы вагонные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов «ВТВ-Д» (далее - весы) состоят из одного грузоприемного устройства (далее - ГПУ), цифровых или аналоговых весоизмерительных датчиков (далее - датчик), подключаемых посредством коробки клеммной или устройства обработки аналоговых данных (далее - УОАД) к программно-техническому комплексу (далее - ПТК). ПТК, выполненный на базе персонального компьютера или контроллера, производит обработку данных и отображение/регистрацию результатов измерений.
УОАД, используемое в составе весов, представляет собой прибор весоизмерительный ПВ-15, изготавливаемый ООО «ИЦ «АСИ».
В весах предусмотрены следующие основные устройства:
- устройство первоначальной установки нуля;
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство распознавания вагонов;
- устройство отображения и печати.
Весы вагонные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов «ВТВ-Д» выпускаются в следующих модификациях ВТВ-Д[1]-[2]-([3]/[4])-[5], которые отличаются максимальной нагрузкой (Мах), действительной ценой деления (d), классом точности при измерении в движении массы вагонов и поездов в целом, а также типом применяемых датчиков. Расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Модификации средства измерений
Позиция | Обозначение | Расшифровка |
[1] | 25; 50; 100; 200 | Максимальная нагрузка (Мах), (т) |
[2] | 50, 100, 200, 500 | Действительная цена деления (d), (кг) (см. Таблицу 5) |
Позиция | Обозначение | Расшифровка |
[3] | 0,5;1; 2; 5 | Классы точности при взвешивании в движении вагона (см. Таблицу 3) |
[4] | 0,2; 0,5;1; 2; 5 | Классы точности при взвешивании в движении поезда в целом (см. Таблицу 4) |
[5] | 1, 2, 3, 4, 5 | Тип датчика: 1 - С (аналоговые) («Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия, Госреестр № 60480 - 15); 2 - С (цифровые) («Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия, Госреестр № 60480 - 15); 3 - ТЕМ - 251 (ООО «ИЦ «АСИ»», Россия, Госреестр № 66556-17); 4 - RTN («Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия, Госреестр № 21175-13) 5 - WBK («CAS Corporation Ltd», Корея, Госреестр № 56685-14) |
Общий вид средства измерений (ГПУ) представлен на рисунке 1.
Схемы пломбировки от несанкционированного доступа представлены на рисунке 2.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) УОАД является встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
В УОАД защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью изменения ПО без применения специализированного оборудования производителя.
Программное обеспечение «АРМ «Весы вагонные» (далее - АРМ) является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение результата с хранящимся в исполняемом файле WinVesy.exe фиксированным значением.
б) для защиты от незаконного распространения АРМ используется электронный ключ. При запуске программы проверяется соответствие версии АРМ «Весы вагонные» с информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, АРМ запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, настройка, юстировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров юстировки и настройки формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком диске ПТК в качестве запоминающего средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по CRC-32 со скрытым полиномом).
В ПО предусмотрены функции, которые позволяют реализовывать:
- отображение результатов взвешивания (массы вагона и поезда);
- вычисление значения перегруза или недогруза вагона относительно массы, указанной в перевозочных документах или трафаретного значения его грузоподъемности, вводимого оператором;
- привязку результатов взвешивания к дате и времени, а также их хранение в защищённой локальной базе данных;
- автоматическое определение положения локомотива и исключение его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
- автоматическое определение направления движения;
- автоматическое определение скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
- простановку отметок о несоблюдении скоростного режима;
- идентификацию типа вагонов по количеству осей;
- вычисление разности нагрузок на борта, тележки и оси вагона;
- расчёт и отображение проекции центра масс взвешиваемого вагона;
- формирование и печать протоколов с результатами взвешивания по различным параметрам запроса;
- диагностику оборудования весов с оперативным информированием о неисправностях. Уровень защиты программного обеспечения высокий в соответствии с Р 50.2.077 - 2014.
Таблица 2 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные | Значение |
Идентификационное наименование ПО | АРМ «Весы вагонные» (WinVesy.exe). Метрологически значимая часть DynamicW eightLibrary.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.0.0.11) |
Цифровой идентификатор ПО | A28C19E4 |
Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода | CRC32 |
Примечание: 1) Номер версии метрологически значимой части DynamicWeightLibrary.dll |
Технические характеристики
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647 и диапазона взвешивания приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max | св. 35 % Max, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
5 | ±2,50 | ±2,50 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 3.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 3, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении поезда из вагонов в целом при первичной поверке или калибровке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647 и диапазона взвешивания приведены в таблице 4.
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от Min х n до 35 % Махп включ., % от 35 % Maxn | св. 35 % Maxn, % от измеряемой массы |
0,2 | ±0,10 | ±0,10 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
5 | ±2,50 | ±2,50 |
Действительная цена деления (d) в зависимости от максимальной нагрузки на платформу (Махп) и классов точности при взвешивании в движении вагона приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Действительная цена деления
Max№ т | Классы точности |
0,5 | 1 | 2 | 5 |
15 | - | 50 | 50 | 100 |
25 | 50 | 50 | 50 | 200 |
50 | 50 | 50 | 100 | 500 |
60 | 50 | 50 | 100 | 500 |
Максимальная нагрузка (Мах), максимальная масса вагона, максимальная нагрузка на платформу (Махп), минимальная нагрузка (Min), минимальная масса вагона, минимальная нагрузка на платформу (Мтп) представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Нагрузки на весы
Модификация | Максимальная масса вагона, т | Max, т | Max^ т | Минимальная масса вагона, т | Min, т | Min^ т |
ВТВ-Д25-[2]-([3]/[4])-[5] | 25 | 25 | 15 | 2 | 1 | 1 |
ВТВ-Д50-[2]-([3]/[4])-[5] | 50 | 50 | 25 | 4 | 2 | 1 |
ВТВ-Д100-[2]-([3]/[4])-[5] | 100 | 100 | 50 | 16 | 4 | 2 |
ВТВ-Д200-[2]-([3]/[4])-[5] | 200 | 200 | 60 | 16 | 4 | 2 |
Таблица 7 - Диапазон рабочих скоростей
Наименование характеристики | Значение |
Максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч | 10 |
Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч | 3 |
Таблица 8 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон рабочих температур грузоприемного устройства, °С: - с датчиками С - с датчиками ТЕМ-251, WBK - с датчиками RTN | от -50 до +50 от -40 до +50 от -30 до +50 |
Диапазон рабочих температур УОАД, °С | от -50 до +50 |
Диапазон рабочих температур ПТК, °С: - с обычным температурным диапазоном - с расширенным температурным диапазоном | от +10 до +40 от -40 до +50 |
Наименование характеристики | Значение |
Направление движения при взвешивании | двухстороннее |
Максимальное количество вагонов в поезде nwmax, ед | не ограничено |
Минимальное количество вагонов в поезде nwmin, ед | 1 |
Потребляемая мощность, ВА, не более | 1000 |
Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В | 220 +23 |
- частота переменного тока, Гц | 50±1 |
Габаритные размеры ГПУ, мм, не более - высота | 1000 |
- ширина | 2900 |
- длина | 8000 |
Масса ГПУ, т, не более | 7 |
Средний срок службы, лет, не менее | 12 |
Средняя наработка на отказ, ч | 2000 |
Знак утверждения типа
наносится на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ и/или УОАД, а также на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность
Таблица 9 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы вагонные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов «ВТВ-Д» | ВТВ-Д[1]-[2]-([3]/[4])-[5] | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации | УФГИ.404522.007 РЭ | 1 экз. |
Паспорт | УФГИ.404522.007 ПС | 1 экз. |
Поверка
осуществляется в соответствии с приложением А «Методика поверки вагонных автоматических весов» ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний.
Основные средства поверки:
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Г осударственная поверочная схема для средств измерений массы (контрольные весы);
- контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015. Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний;
ТУ 4274-026-10897043-2016 Весы вагонные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов «ВТВ-Д». Технические условия.