Назначение
Весы автомобильные ВТА (далее - весы) предназначены для измерений массы транспортных средств, прицепов, полуприцепов и автопоездов в режиме статического взвешивания и взвешивания в движении.
Описание
Принцип действия весов состоит в том, что под действием приложенной нагрузки происходит деформация упругого элемента, вызывающая разбаланс тензорезисторного моста. Сигнал с моста поступает во вторичный измерительный преобразователь (индикатор) для аналогоцифрового преобразования, обработки и индикации результатов взвешивания.
Конструктивно весы состоят из весоизмерительного устройства и индикатора. В состав весоизмерительного устройства входят грузоприемное устройство, грузопередающие устройства.
Грузоприемное устройство состоит из одного или двух модулей и комплекта весоизмерительных тензорезисторных датчиков (от 4 до 10 шт.) с узлами встройки. Модуль представляет собой металлическую рамную конструкцию из продольных и поперечных балок, закрытых сверху настилом.
В весах устанавливаются датчики весоизмерительные тензорезисторные BM14G фирмы «ZEMIC» (Госреестр № 55371-13).
В весах применяются приборы весоизмерительные CI-2001A фирмы «CAS Corporation», (Госреестр № 50968-12).
Индикаторы имеют последовательный интерфейс RS232 для подключения весов к персональному компьютеру, принтеру.
Весы выпускаются в нескольких модификациях отличающихся максимальными, минимальными нагрузками, диапазонами взвешивания, пределами допускаемой погрешности, габаритными размерами и массой.
Обозначение весов ВТА-Х-СД-К, где:
ВТА - весы автомобильные;
Х - максимальная нагрузка (Max), т;
СД - обозначение режима взвешивания (С - статическое взвешивание, Д - взвешивание в движении, СД - весы для взвешивания в движении и в статическом режиме);
К - количество модулей платформы (от 1 до 6).
В весах при взвешивании в движении предусмотрены следующие устройства и функции:
- полуавтоматическое устройство установки нуля;
- автоматическое устройство установки нуля (интервал установки нуля 1.. .4 с);
- функция определения направления движения, средней скорости и пикового ускорения транспортных средств с отметкой транспортных средств (ТС), имеющих среднюю скорость вне диапазона рабочих скоростей;
В весах при статическом взвешивании предусмотрены следующие устройства и функции:
- полуавтоматическое устройство установки на нуль;
- функция первоначальной установки на нуль;
- устройство выборки массы тары.
Для защиты весов от несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений, весы пломбируются изготовителем и поверителем. Схема пломбировки от несанкционированного доступа и обозначение мест для нанесения оттиска клейма приведена на рисунке 3.
а
| | ООО «АКОМИНС» | |
| | ВТА - | - С - | |
Мах | т | | Версия ПО: | |
Мш§ | т | | Напр. питания | В |
е | кг | | Частота питающей сети Гц |
ds | кг | | Темп. от - | 1 0/''' С до + С |
Зав. № | | Сделано в России | 201 г. |
б
| ООО «АКОМИНС» | |
| | | |
| ВТА - | -д- | |
Мах т | | Напр.движ.: двустороннее | |
Мт т | | Кмакс км/ч | |
г к d | | Кмин км/ч | |
| | Макс. скорость проезда | км/ч |
Напр. питания | В | Идентификация ПО | |
Частота питающей сети | Гц | Темп. от - 0С до + 0С | |
Класс точности при определении полной массы ТС: | |
Зав. № | Сделано в России 201 | г. |
в
| ООО «АКОМИНС» v XX |
| ВТА - | - СД - |
тт S.S ММ | | Напр.движ.: двустороннее Кмакс км/ч |
е кг | | Кмин км/ч |
d кг ds кг М1^ т | | Макс. скорость проезда км/ч Идентификация ПО Темп. от - 0С до + 0С |
Напр. питания | В | Частота питающей сети Гц |
Класс точности при определении полной массы ТС: |
Зав. № | Сделано в России 201 г. |
Рисунок 4 - Маркировка весов. а - весы для статического взвешивания, б - весы для взвешивания в движении, в - весы для взвешивания в движении и в статическом режиме.
Маркировка весов производится на разрушаемых при снятии фирменных пластинах (рисунок 4), закрепленных на корпусе индикатора и грузоприемном устройстве весов, на которых нанесено:
- товарный знак изготовителя;
- тип весов;
- порядковый номер (на каждом грузоприемном устройстве);
- максимальная скорость презда, км/ч;
- направление движения при взвешивании (если применимо);
- напряжение питания, В;
- частота питающей сети, Гц;
- идентификация программного обеспечения;
- класс точности при определении полной массы ТС: 0,5; 1; 2 или 5;
- максимальная нагрузка, Max = ... кг или т;
- минимальная нагрузка для взвешивания в движении, Min = ... кг или т;
- действительная цена деления, d = ... кг или т;
- максимальная рабочая скорость, Vmax = ... км/ч;
- минимальная рабочая скорость, Vmin = ... км/ч;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- действительная цена деления (ds) и поверочный интервал (e) для статического взвешивания (если применимо);
- минимальная нагрузка для статического взвешивания, Mins = ... кг или т;
- знак утверждения типа.
Программное обеспечение
В весах используется встроенное в индикатор программное обеспечение (ПО), которое жестко привязано к электрической схеме. Программное обеспечение выполняет функции по сбору, обработке, хранению, передаче и представлению измерительной информации.
Идентификационные данные (признаки) программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | 2001A |
Номер версии (идентификационный номер) ПО* | u 100 |
Цифровой идентификатор ПО | 22BDA83970DB0C9D203EA8E853C25030 (MD5) |
* Номер версии (идентификационный номер) ПО не ниже указанного. |
Идентификация программы: после включения весов на индикаторе весов отображается идентификационное наименование ПО, затем номер версии ПО (Рисунок 5).
Защита программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует среднему уровню по Р 50.2.077-2014. Влияние программного обеспечения на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Технические характеристики
1 Основные метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в движении по МОЗМ Р 134.
1.1 Обозначение весов, максимальная нагрузка (Max), минимальная нагрузка (Min) приведены в таблице 2.
Таблица 2
Обозначение весов | Max, т | Min, т |
ВТА-30-Д; ВТА-30-СД | 30 | 5 |
ВТА-60-Д; ВТА-60-СД | 60 | 6 |
ВТА-80-Д; ВТА-80-СД | 80 | 8 |
ВТА-100-Д; ВТА-100-СД | 100 | 10 |
1.2 Действительная цена деления (d) в зависимости от максимальной нагрузки и класса точности при взвешивании в движении приведены в таблице 3
Таблица 3
Max, т | Класс точности |
0,5 | 1 | 2 | 5 |
30 | 10 кг | 10 кг | 50 кг | - |
60 | - | 20 кг | - | 100 кг |
80 | - | - | - | 100 кг |
100 | - | - | - | 100 кг |
1.3 Пределы допускаемой погрешности при определении массы ТС в движении не превышают одного из следующих значений:
а) расчетного значения в соответствии с таблицей 4 и округленного до ближайшего значения действительной цены деления;
б) 1dN - при первичной поверке,
2dN - в эксплуатации,
где N число осей ТС при определении массы суммированием осевых нагрузок.
Таблица 4
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности при определении массы ТС |
при первичной поверке | в эксплуатации |
0,5 | ± 0,25 % | ± 0,50 % |
1 | ± 0,50 % | ± 1,00 % |
2 | ± 1,00 % | ± 2,00 % |
5 | ± 2,50 % | ± 5,00 % |
Примечание:
Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны пределам допускаемой погрешности при первичной поверке.
1.4 Скорость движения при взвешивании, км/ч...................................................до 6
1.5 Направление движения при взвешивании.......................................двухстороннее
2 Основные метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в статическом режиме по ГОСТ OIML R 76-1-2011.
2.1 Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ....................................средний
2.2 Обозначение весов, максимальная нагрузка (Max), минимальная нагрузка (MinS), действительная цена деления (dS), поверочный интервал (е), число поверочных интервалов (n) и пределы допускаемой погрешности (mpe) при поверке для весов приведены в таблице 5.
Таблица 5
Обозначение | Max, т | MinS, т | г к ,S d | Интервалы взвешивания, т | Пределы допускаемой погрешности (mpe) при поверке, кг | Число поверочных интервалов (n) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВТА-15-С | 15 | 0,5 | 5 | От 0,5 до 2,5 вкл. Св. 2,5 до 10 вкл. Св. 10 до 15 вкл. | ± 2,5 ± 5,0 ± 7,5 | 3000 |
Продолжение таблицы 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВТА-30-С ВТА-30-СД | 30 | 0,5 | 10 | От 0,5 до 5 вкл. Св. 5 до 20 вкл. Св. 20 до 30 вкл | ± 5 ± 10 ± 15 | 3000 |
ВТА-40-С | 40 | 0,5 | 20 | От 0,5 до 10 вкл. Св.10 до 40 вкл. | ± 10 ± 20 | 2000 |
ВТА-50-С | 50 | 0,5 | 20 | От 0,5 до 10 вкл. Св. 10 до 40 вкл. Св. 40 до 50 вкл. | ± 10 ± 20 ± 30 | 2500 |
ВТА-60-С ВТА-60-СД | 60 | 0,5 | 20 | От 0,5 до 10 вкл. Св. 10 до 40 вкл. Св. 40 до 60 вкл. | ± 10 ± 20 ± 30 | 3000 |
ВТА-80-С ВТА-80-СД | 80 | 1,0 | 50 | От 1 до 25 вкл. Св. 25 до 80 вкл. | ± 25 ± 50 | 1600 |
ВТА-100-С ВТА-100-СД | 100 | 1,0 | 50 | От 1 до 25 вкл. Св. 25 до 100 вкл. | ± 25 ± 50 | 2000 |
2.3 Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемых погрешностей при поверке.
2.4 Предел допускаемого размаха..................................................................|mpe|
2.5 Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулем, не более...........................................................................................4 % от Max
2.6 Диапазон функции первоначальной установки на нуль, не более............20 % от Max
2.7 Максимальный диапазон устройства выборки массы тары......................от 0 до Max
3 Число весоизмерительных датчиков, габаритные размеры и масса весоизмерительного
устройства приведены в таблице 6.
Таблица 6
Обозначение | Число весоизмерительных датчиков (N) | Габаритные размеры (длина, ширина), мм, не более | Масса, т |
ВТА-15-С | 4 | 12000, 3300 | от 3,5 до 6,7 |
ВТА-30-С | 4 | 12000, 3300 | от 3,5 до 6,7 |
ВТА-30-Д | 4 | 850, 3300 | от 1,2 до 2,5 |
ВТА-30-СД | 4 | 12000, 3300 | от 1,5 до 6,7 |
ВТА-40-С | от 4 до 6 | 15000, 3300 | от 3,2 до 8,2 |
ВТА-50-С | от 4 до 8 | 15000, 5000 | от 3,2 до 8,2 |
ВТА-60-С | от 6 до 10 | 20000, 5000 | от 6 до 9,3 |
ВТА-60-Д | 4 | 850, 5000 | от 2 до 4 |
ВТА-60-СД | от 6 до 10 | 20000, 5000 | от 1,6 до 9,3 |
ВТА-80-С | от 8 до 10 | 30000, 5000 | от 9 до 15 |
ВТА-80-СД | от 8 до 10 | 30000, 5000 | от 9 до 15 |
ВТА-80-Д | 4 | 2000, 6000 | от 1,6 до 9,3 |
ВТА-100-С | от 8 до 10 | 30000, 5000 | от 10 до 16 |
ВТА-100-Д | 4 | 2000, 6000 | от 2,2 до 5 |
ВТА-100-СД | от 8 до 10 | 30000, 5000 | от 10 до 16 |
4 Г абаритные размеры индикатора (длина, ширина, высота), мм, не более........ 220, 80, 60
5 Масса индикатора, кг, не более........................................................................0,5
6 Условия измерений:
- предельные значения температуры (Tmin, Tmax), °С.........................от минус 10 до +40
- относительная влажность при температуре 35 °С, %............................................95
7 Параметры электрического питания от сети переменного тока
- напряжение, В ....................
от 187 до 242 ... от 49 до 51
............200
............0,95
- частота, Гц..................................................................
8 Потребляемая мощность, В • А, не более.............................
9 Вероятность безотказной работы за 2000 часов...................
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на титульный лист паспорта типографским способом и на планки, закрепленные на грузоприемном устройстве и индикаторе, фотохимическим способом.
Комплектность
1. Весы автомобильные ВТА - 1 шт.
2. Руководство по эксплуатации - 1 экз.
3. Паспорт - 1 экз.
4. Методика поверки МП 2301-275-2015 - 1 экз.
Поверка
весов для статического взвешивания осуществляется по приложению ДА «Методика поверки весов» ГОСТ OIML R 76-1-2011 и разделу «Поверка» Руководства по эксплуатации. весов для взвешивания в движении осуществляется по методике МП 2301-275-2015 «Весы автомобильные ВТА. Методика поверки», утвержденной ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» 15.04.2015 г.
Основные средства поверки: эталонные гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2005.
Сведения о методах измерений
приведены в руководстве по эксплуатации «Весы автомобильные ВТА. Руководство по эксплуатации».
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам автомобильным ВТА
1. ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания.
2. МОЗМ Р 134-1-2006 Автоматический прибор для взвешивания дорожных транспортных средств в движении. Часть 1. Метрологические и технические требования.
3. ГОСТ 8.021-2005 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений массы.
4. ТУ 4274-002-61032020-2015 Весы автомобильные ВТА. Технические условия.