Назначение
Весы автомобильные ВАЭ-СД (далее - весы) предназначены для измерений массы транспортных средств (далее - ТС) и нагрузки на одиночную ось или группу осей в режиме взвешивания в движении и, если применимо, массы ТС в режиме статического взвешивания.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформаций упругого элемента весоизмерительного тензорезисторного датчика, возникающих под действием динамических или статических (если применимо) сил от шин взвешиваемого ТС, в аналоговый электрический сигнал. Далее эти сигналы подвергаются аналого-цифровому преобразованию и анализу. Значения измеряемых величин и вспомогательная информация выводятся на дисплей.
Результаты измерений отображаются в визуальной форме на дисплее весов, сохраняются в виде цифровых данных и/или передаются через цифровой интерфейс связи.
Весы состоят из одного или нескольких грузоприемных устройств (далее - ГПУ) и электронного весоизмерительного устройства.
ГПУ, в зависимости от модификации весов, может иметь от одной (всегда в режиме взвешивания в движении) до четырех секций, каждая из которых опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика (далее - датчика), при этом соседние секции могут иметь две общие точки опоры (датчика).
Датчики, используемые в составе весов:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (регистрационный № 60480-15; № 67871-17);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK (регистрационный № 56685-14);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK-D (регистрационный № 54471-13).
Сигнальные кабели датчиков подключены к электронному весоизмерительному устройству через соединительную (клеммную) коробку.
Электронные весоизмерительные устройства представляют собой индикатор (п.Т.2.2.2 ГОСТ OIML R 76-1-2011) или терминал (п.Т.2.2.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011), выполненные в виде промышленного компьютера со встроенным специализированным программным обеспечением «Весы автомобильные ВАЭ» (далее - ПО).
Индикатор, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-01, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
Терминал, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-03, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
В качестве аналого-цифрового преобразователя совместно с терминалом может использоваться устройство обработки аналоговых данных AED9101 (регистрационный № 57117-14), конструктивно размещенное внутри соединительной коробки.
В качестве внешнего устройства обработки аналоговых данных в составе весов может использоваться устройство обработки аналоговых данных ВП1Д, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза, которое конструктивно размещается внутри соединительной коробки.
Весы выпускаются в модификациях с обозначением ВАЭ-СД-[1]-[2]-[3]-[4]-[5], где:
[1] - условное обозначение максимальной нагрузки, Мах в режиме взвешивания в движении в соответствии с таблицей 4 и, если применимо, в режиме статического взвешивания в соответствии с таблицами 2 или 3;
[2] - значение длины ГПУ, м;
[3] - условное обозначение режима взвешивания:
О - для модификаций с режимом взвешивания ТС только в движении; отсутствует для других модификаций;
[4] - условное обозначение числа поверочных интервалов n весов в одном или нескольких диапазонах взвешивания:
Т - при 3000 < n(i) < 5000;
отсутствует для модификаций с n(t) < 3000;
[5] - обозначение варианта установки ГПУ весов:
П - ГПУ устанавливается над дорожным полотном с заездом ТС по пандусам;
М - ГПУ устанавливается на одном уровне с дорожным полотном.
Общий вид ГПУ представлен на рисунке 1, приборы весоизмерительные М1РС-01 и М1РС-03 - на рисунке 2, схема пломбировки от несанкционированного доступа - на рисунке 3.
М1РС-01 и М1РС-03 Соединительная коробка ВП1Д
Рисунок 3 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа (где 1 - мастичная пломба)
В весах предусмотрены следующие основные устройства и функции:
а) в режиме взвешивания в движении (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ 33242-2015):
- автоматическое устройство установки нуля (3.2.10.4);
- устройство хранения информации (5.5.5);
- устройство переключения ГПУ;
- определение скорости и направления движения ТС;
- сигнализация о превышении максимальной рабочей скорости движения (5.5.9);
- сигнализация о превышении установленных максимально допускаемых нормативных значений массы, осевых нагрузок, нагрузок на группу осей ТС;
б) в режиме статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):
- автоматическое (T.2.7.2.3) и полуавтоматическое (T.2.7.2.2) устройство установки на
нуль;
- устройство автоматического слежения за нулем (T.2.7.3);
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
- устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
- режим работы многодиапазонных весов с автоматическим переключением диапазонов взвешивания (4.10).
Маркировочная табличка весов содержит следующие основные данные:
- наименование предприятия-изготовителя;
- обозначение типа и модификации весов;
- знак утверждения типа весов;
- класс точности весов (для каждого режима взвешивания);
- метрологические характеристики в режиме взвешивания в движении:
- максимальная нагрузка (Мах);
- минимальная нагрузка (Min);
- цена деления (d);
- максимальная рабочая скорость (Vmax);
- минимальная рабочая скорость (Vmin);
- метрологические характеристики в режиме статического взвешивания (если применимо):
- максимальная нагрузка (Мах),
- минимальная нагрузка (Min),
- поверочный интервал (e).
- температурный диапазон;
- год изготовления;
- заводской номер.
Программное обеспечение
Программное обеспечение «Весы автомобильные ВАЭ» состоит из метрологически значимой («ПИМ») и метрологически незначимой частей. Исполняемые файлы метрологически значимой части ПО защищены от случайных или намеренных изменений. При включении весов производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением. В случае несовпадения идентификационных данных, работа ПО блокируется. Для контроля изменений метрологически значимых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик в защищенной памяти электронного ключа HASP. Значение счетчика автоматически увеличивается на единицу при любом изменении законодательно контролируемых параметров. Текущее значение счетчика фиксируется в свидетельстве о поверке (при положительных результатах поверки) и в эксплуатационном документе (паспорте) на весы.
Идентификационные признаки метрологически значимой части ПО (таблица 1) отображаются на дисплее в рабочем окне программы при переходе в раздел «Справка - О программе», а также в главном окне программы «ПИМ». Конструкция весов исключает возможность несанкционированного вмешательства в ПО и искажения измерительной информации.
Защита от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | «ПИМ» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 3.0.0.48 |
Цифровой идентификатор ПО | B2CA5C976173D65 56B9A2A70597D50 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | MD5 |
Технические характеристики
1 Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 III (средний)
Диапазон уравновешивания тары 100 % Maxr
Модификации весов, максимальная нагрузка Мах (Махг), поверочный интервал e (ег), число поверочных интервалов n (n), действительная цена деления шкалы d (d) приведены в таблицах 2, 3.
Таблица 2 - Метрологические характеристики для модификаций однодиапазонных | весов |
Обозначение модификации | Метрологические характеристики |
Max, т | г к 1 1 d | n |
ВАЭ-СД-20-[2]-[5] | 20 | 10 | 2000 |
ВАЭ-СД-30-[2]-[5] | 30 | 10 | 3000 |
ВАЭ-СД-40-[2]-Т-[5]1) | 40 | 10 | 4000 |
ВАЭ-СД-40-[2]-[5] | 40 | 20 | 2000 |
ВАЭ-СД-50-[2]-Т-[5]2) | 50 | 10 | 5000 |
ВАЭ-СД-60-[2]-[5] | 60 | 20 | 3000 |
ВАЭ-СД-80-[2]-Т-[5]1) | 80 | 20 | 4000 |
ВАЭ-СД-100-[2]-Т-[5]2) | 100 | 20 | 5000 |
ВАЭ-СД-100-[2]-[5] | 100 | 50 | 2000 |
ВАЭ-СД-120-[2]-[5] | 120 | 50 | 2400 |
ВАЭ-СД-150-[2]-[5] | 150 | 50 | 3000 |
ВАЭ-СД-200-[2]-Т-[5]1) | 200 | 50 | 4000 |
ВАЭ-СД-200-[2]-[5] | 200 | 100 | 2000 |
1) Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 4000 2) Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 5000 |
Обозначение модификации | Метрологические характеристики в диапазоне взвешивания |
W1 | W2 | W3 |
Max1, т | e1=d1, кг | П1 | Max2, т | e2=d2, кг | П2 | Max3, т | e3=d3, кг | п3 |
ВАЭ-СД-40-[2]-[5] | 30 | 10 | 3000 | 40 | 20 | 2000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-60-[2]-[5] | 30 | 10 | 3000 | 60 | 20 | 3000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-60-[2]-Т-[5]2) | 50 | 10 | 5000 | 60 | 20 | 3000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-80-[2]-[5] | 30 | 10 | 3000 | 60 | 20 | 3000 | 80 | 50 | 1600 |
ВАЭ-СД-80-[2]-Т-[5]2) | 50 | 10 | 5000 | 80 | 20 | 4000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-80-[2]-[5] | 60 | 20 | 3000 | 80 | 50 | 1600 | - | - | - |
ВАЭ-СД-100-[2]-Т-[5]2) | 50 | 10 | 5000 | 100 | 20 | 5000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-100-[2]-[5] | 60 | 20 | 3000 | 100 | 50 | 2000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-100-[2]-[5]1) | 30 | 10 | 3000 | 60 | 20 | 3000 | 100 | 50 | 2000 |
ВАЭ-СД-120-[2]-[5]2) | 30 | 10 | 3000 | 60 | 20 | 3000 | 120 | 50 | 2400 |
ВАЭ-СД-120-[2]-Т-[5]2) | 50 | 10 | 5000 | 100 | 20 | 5000 | 120 | 50 | 2400 |
ВАЭ-СД-120-[2]-[5] | 60 | 20 | 3000 | 120 | 50 | 2400 | - | - | - |
ВАЭ-СД-150-[2]-[5] | 60 | 20 | 3000 | 150 | 50 | 3000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-150-[2]-Т-[5]2) | 100 | 20 | 5000 | 150 | 50 | 3000 | - | - | - |
ВАЭ-СД-200-[2]-Т-[5]2) | 100 | 20 | 5000 | 200 | 50 | 4000 | | | |
ВАЭ-СД-200-[2]-[5]1) | 60 | 20 | 3000 | 150 | 50 | 3000 | 200 | 100 | 2000 |
ВАЭ-СД-200-[2]-[5] | 150 | 50 | 3000 | 200 | 100 | 2000 | | | |
1) Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 4000 2) Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов nLc > 5000 |
Весы с числом поверочных интервалов более 3000 устанавливаются в закрытых защищенных от механических и атмосферных воздействий сооружениях.
2 Метрологические характеристики весов в режиме взвешивания в движении Модификации весов, класс точности, максимальная нагрузка Мах, действительная цена деления шкалы d приведены в таблице 4.
аблица 4 - Метрологические характеристики весов
Обозначение модификации СИ | Метрологические характеристики |
Класс точности по ГОСТ 33242-2015 | Max, т | d, кг |
масса ТС | нагрузки на одиночную ось или группу осей ТС |
ВАЭ-СД-20-[2]-[3]-[5] | 1 | B | 20 | 20 |
ВАЭ-СД-20-[2]-[3]-[5] | 2 | C | 20 | 50 |
ВАЭ-СД-30-[2]-[3]-[5] | 1 | B | 30 | 20 |
ВАЭ-СД-30-[2]-[3]-[5] | 2 | C | 30 | 50 |
ВАЭ-СД-40-[2]-[3]-[4]-[5] | 1 | B | 40 | 20 |
ВАЭ-СД-40-[2]-[3]-[4]-[5] | 2 | C | 40 | 50 |
ВАЭ-СД-50-[2]-[3]-[4]-[5] | 1 | B | 50 | 20 |
ВАЭ-СД-50-[2]-[3]-[4]-[5] | 2 | C | 50 | 50 |
ВАЭ-СД-60-[2]-[3]-[4]-[5] | 1 | B | 60 | 20 |
ВАЭ-СД-80-[2]-[3]-[4]-[5] | 1 | B | 80 | 20 |
ВАЭ-СД-100-[2]-[3]-[4]-[5] | 1 | B | 100 | 20 |
ВАЭ-СД-120-[2]-[4]-[5] | 1 | B | 100 | 20 |
ВАЭ-СД-150-[2]-[4]-[5] | 1 | B | 100 | 20 |
ВАЭ-СД-200-[2]-[4]-[5] | 1 | B | 100 | 20 |
Таблица 5 - Основные технические характеристики |
Наименование характеристики | Значение |
Максимальная рабочая скорость (vmax), км/ч | 8 |
Минимальная рабочая скорость (vmin), км/ч | 2 |
Направление движения ТС через ГПУ при взвешивании | одностороннее или двустороннее |
Диапазон температуры для ГПУ с датчиками, °С: - С16А, СШ - WBK класса точности C3 - WBK-D | от -50 до +50 от -40 до +50 от -40 до +40 |
Диапазон температуры, °С - М1РС-01, М1РС-03 - ВП1Д | от 0 до +40 от -50 до +50 |
Электропитание - однофазная трехпроводная сеть переменного тока: - номинальное напряжение, В - номинальная частота, Гц | 220 50 |
Габаритные размеры ГПУ, мм, не более: - длина - ширина | 48000 5000 |
Масса ГПУ весов, кг, не более | 50000 |
Знак утверждения типа
наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе весоизмерительного прибора и/или ГПУ весов, а также типографским способом на титульный лист эксплуатационного документа.
Комплектность
Таблица 6 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы автомобильные | ВАЭ-СД | 1 шт. |
Паспорт | ИТ.404512.030ПС | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ИТ.404512.030РЭ | 1 экз. |
Дополнительное оборудование и ЗИП согласно технической документации (по дополнительному заказу) | - | 1 к-т |
Поверка
осуществляется по документам:
- ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Методика поверки» (при взвешивании в движении);
- ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания», приложение ДА «Методика поверки весов» (в статическом режиме взвешивания).
Основные средства поверки: рабочие эталоны массы 4-го разряда согласно Приказу Рос-стандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и/или в соответствующий раздел паспорта.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ 33242-2015 «Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания» ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»
ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Методика поверки»
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»
ИТ.404512.030 ТУ-2018 «Весы автомобильные ВАЭ-СД. Технические условия»