Назначение
Весы автомобильные ВАЭ (далее - весы) предназначены для статического взвешивания автотранспортных средств.
Описание
Конструктивно весы состоят из модулей.
Грузоприемное устройство (далее - ГПУ), в зависимости от модификации весов, может состоять из одной, двух или трех секций. Каждая секция опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика. В зависимости от исполнения весов соседние секции могут иметь две общие точки опоры (датчика).
Сигнальные кабели датчиков подключены к электронному весоизмерительному устройству через клеммную и распределительную коробки.
Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов
Рисунок 2 - Общий вид прибора весоизмерительного (индикатора) M1PC-01 и терминала
M1PC-03
Рисунок 3 - Общий вид прибора весоизмерительного (индикатора) WE2110
Рисунок 4 - Общий вид прибора весоизмерительного (индикатора) С1-6000А
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительного тензорезисторного датчика, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого автомобиля, в дискретный или аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Далее этот сигнал преобразуется в цифровой код и обрабатывается. Измеренное значение массы выводится на дисплей электронного весоизмерительного устройства.
Весоизмерительные тензорезисторные датчики, используемые в составе весов:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i фирмы «Hottinger Baldwin Messtechnik Gmbh», Германия (Госреестр № 20784-09);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные на сжатие WBK фирмы «CAS Corporation Ltd», Корея (Госреестр № 31532-09).
В весах с числом поверочных делений 4000 и 5000 используются тензорезисторные датчики С16А (или C16i) класса точности С4 и С5 соответственно.
Электронные весоизмерительные устройства представляют результаты взвешивания и имеют клавиши управления весами. При использовании в весах цифровых датчиков электронные весоизмерительные устройства представляют собой терминал (Т.2.2.5 ГОСТ Р 53228-2008). При использовании в весах аналоговых датчиков электронные весоизмерительные устройства представляют собой индикатор (Т.2.2.1 ГОСТ Р 53228-2008).
В качестве индикатора используются:
- прибор весоизмерительный CI-6000A фирмы «CAS Corporation», Корея (Гос-реестр № 50968-12);
- прибор весоизмерительный WE2110 фирмы «Hottinger Baldwin Messtechnik Gmbh», Германия (Госреестр № 20785-09);
- прибор весоизмерительный М1РС-01, изготавливаемый ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
В качестве терминала используется М1РС-03, изготавливаемый ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
Весы снабжены следующими устройствами и функциями (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ Р 53228-2008):
- устройство автоматической и полуавтоматической установки нуля (T.2.7.2.2);
- устройство слежения за нулем (T.2.7.3);
- устройство первоначальной установки нуля (Т.2.7.2.4);
- устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1).
Весы могут быть оснащены последовательными интерфейсами RS-232, RS422, RS-485, Ethernet или USB 2.0 для связи с периферийными устройствами (например: принтеры, электронные регистрирующие устройства, вторичный дисплей, ЭВМ).
Модификации весов автомобильных ВАЭ имеют обозначение:
Весы автомобильные ВАЭ - [1]-[2]-[3]-[4], где:
ВАЭ - тип весов;
[1] - Максимальная нагрузка (Max), т:
- для однодиапазонных весов: 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100, 120;
- для многодиапазонных весов (Мах1 диапазона взвешивания W1/ Мах2 диапазона взвешивания W2): 30/40, 30/60, 50/60, 50/80, 60/80, 60/100, 60/120.
[2] - длина ГПУ, м: 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20; 22; 24.
[3] - поверочное деление (e), кг:
- для однодиапазонных весов: 10, 20, 50;
- для многодиапазонных весов (e1 диапазона взвешивания W1/e2 диапазона взвешивания W2): 10/20, 20/50.
[4] - условное обозначение датчиков в составе весов:
А1 -датчики С16А;
А2 - датчики WBK;
Ц - датчики C16i.
Значения максимальной нагрузки Max (Махi диапазонов взвешивания многодиапазонных весов), минимальной нагрузки Min (Mini диапазонов взвешивания многодиапазонных весов), поверочного деления e (ei диапазонов взвешивания многодиапазонных весов) наносятся на маркировочную табличку, закрепляемую на ГПУ и/или индикаторе (терминале) весов.
Места пломбировки от несанкционированного доступа приведены на рисунках 5 - 8.
Место нанесения мастичной пломбы
Место нанесения мастичных пломб
Рисунок 6 - Схема пломбировки прибора весоизмерительного (индикатора) WE2110
Рисунок 5 — Схема пломбировки распределительной коробки
Место нанесения свинцовой пломбы
Место нанесения мастичной пломбы
Рисунок 7 - Схема пломбировки прибора весоизмерительного (индикатора) CI-6000A
Рисунок 8 - Схема пломбировки прибора весоизмерительного (индикатора) M1PC-01 и терминала M1PC-03
Место нанесения мастичной пломбы
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов, использующих индикатор M1PC-01 или терминал M1PC-03, является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части. Исполняемые файлы ПО защищены от случайного или намеренного изменения. Корпус пломбируется, что препятствует смене носителя с установленным на нем ПО. При включении весов, производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением. Результат проверки отображается на мониторе. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик. Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений по МИ 3286-2010 соответствует уровню «С».
ПО весов, использующих индикатор CI-6000A или WE2110, реализовано аппаратно и является встроенным и полностью метрологически значимым. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на дисплее индикатора при его включении. Защита от несанкционированного доступа к ПО, настройкам и данным измерений обеспечивается защитной пломбой, предотвращающей доступ к переключателю юстировки. ПО не может быть модифицировано без нарушения защитной пломбы и изменения положения переключателя юстировки. Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий соответствует уровню «А» по МИ 3286-2010.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование весоизмерительного прибора | Наименование программного обеспечения | Идентификационное наименование программного обеспечения | Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения | Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения |
М1РС-01 M1PC-03 | ПО “Весы автомобильные «ВАЭ»” | ПИМ | 2.0.0.2 | 59D7ABA5C8607B2E C321BAD4E6F3A3B | Алгоритм разработчика ПО |
WE2110 | Не применяется | Не применяется | P 54 | Не применяется | Не применяется |
CI-6000A | Не применяется | Не применяется | 1.01, 1.02, 1.03 | Не применяется | Не применяется |
Технические характеристики
Класс точности весов по ГОСТ Р 53228-2008.......................................................средний III
Максимальная нагрузка (Мах), поверочное деление (е), число поверочных делений (n) и действительная цена деления (d) приведены в таблицах 2, 3.
Таблица 2 - Однодиапазонные весы
Наименование модификации | Метрологическая характеристика |
Max, т | e = d, кг | n | Диапазон уравновешивания тары |
ВАЭ-20-[2]-10-[4] | 20 | 10 | 2000 | 100 % Max |
ВАЭ-30-[2]-10-[4] | 30 | 10 | 3000 |
ВАЭ-40-[2]-10-А1(Ц) | 40 | 10 | 4000 |
ВАЭ-40-[2]-20-[4] | 40 | 20 | 2000 |
ВАЭ-50-[2]-10-А1(Ц) | 50 | 10 | 5000 |
ВАЭ-60-[2]-20-[4] | 60 | 20 | 3000 |
ВАЭ-80-[2]-20-А1(Ц) | 80 | 20 | 4000 |
ВАЭ-100-[2]-20-А1(Ц) | 100 | 20 | 5000 |
ВАЭ-100-[2]-50-[4] | 100 | 50 | 2000 |
ВАЭ-120-[2]-50-[4] | 120 | 50 | 2400 |
Таблица 3 - Многодиапазонные весы
Наименование модификации | Метрологическая характеристика |
Диапазон взвешивания W1 | Диапазон взвешивания W2 | Диапазон уравновешивания тары |
Max1, т | e 1=d1, кг | n | Max2, т | e 2=d2, кг | n | 100 % Max2 |
ВАЭ-30/40-[2] -10/20-А1(Ц) | 30 | 10 | 3000 | 40 | 20 | 2000 |
ВАЭ-30/60-[2]-10/20-А1(Ц) | 30 | 10 | 3000 | 60 | 20 | 3000 |
ВАЭ-50/60-[2]-10/20-А1(Ц) | 50 | 10 | 5000 | 60 | 20 | 3000 |
ВАЭ-50/80-[2]-10/20-А1(Ц) | 50 | 10 | 5000 | 80 | 20 | 4000 |
ВАЭ-60/80-[2]-10/20-А1(Ц) | 60 | 20 | 3000 | 80 | 50 | 1600 |
ВАЭ-60/100-[2]-20/50-А1(Ц) | 60 | 20 | 3000 | 100 | 50 | 2000 |
ВАЭ-60/120-[2]-20/50-А1(Ц) | 60 | 20 | 3000 | 120 | 50 | 2400 |
Диапазон температур для ГПУ, °С: - при использовании датчиков С16А.......................................от минус 45 до плюс 50;
- при использовании датчиков C16i........................................от минус 40 до плюс 50;
- при использовании датчиков WBK.......................................от минус 40 до плюс 40.
Диапазон температур для индикатора (терминала), °С:
- при использовании WE2110 и CI-6000A.................................от минус 10 до плюс 40;
- при использовании M1PC-01 и M1PC-03.......................................от 0 до плюс 40.
Параметры электропитания от сети переменного тока: напряжение, В.......................................................................................220 +10%%;
частота, Гц................................................................................................50±1.
Весы с числом поверочных делений 4000 и 5000 устанавливаются в закрытых помещениях, обеспечивающих защиту от атмосферных воздействий (осадков и воздушных потоков).
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на маркировочные таблички, расположенные на индикаторе или терминале и на корпусе грузоприемного устройства весов и типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность
Весы 1 шт.
Паспорт 1 экз.
Руководство по эксплуатации 1 экз.
Дополнительное оборудование и ЗИП согласно технической документации (по дополнительному заказу) 1 к-т.
Поверка
осуществляется в соответствии с приложением Н «Методика поверки весов» ГОСТ Р 53228-2008 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания». Идентификационные данные, а также процедура идентификации программного обеспечения приведены в руководстве по эксплуатации № ИТ.404432.121 РЭ. Основные средства поверки: гири, соответствующие классу точности М1-2 по
ГОСТ OIML R 111-1 - 2009.
Сведения о методах измерений
Раздел 8 «Порядок работы» документа «Весы автомобильные ВАЭ. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
1. ГОСТ Р 53228-2008 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».
2. ГОСТ 8.021-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений массы».
3. ИТ.404432.121 ТУ-2012 «Весы автомобильные ВАЭ. Технические условия».
Рекомендации к применению
Осуществление торговли и товарообменных операций.