Назначение
 Весы автомобильные электронные ВАТ-Д (далее - весы) предназначены для измерений полной массы ТС и нагрузок на отдельные оси или группы осей в движении.
Описание
 Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительного тензорезисторного датчика, возникающей под действием силы тяжести оси взвешиваемого автотранспортного средства, в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Аналоговый электрический сигнал датчика преобразуется и обрабатывается аналого-цифровым преобразователем. Информация о массе взвешиваемого груза по последовательному интерфейсу RS-485 передается на внешнее устройство (персональный компьютер и т.п.). Персональный компьютер (далее - ПК) служит для отображения результатов взвешивания, хранения информации и управления весами.
 Конструктивно весы состоят грузоприемного устройства (далее - ГПУ) и электронной части (аналого-цифрового преобразователя, аппаратуры отображения и регистрации). ГПУ состоит из одной или двух платформ, которые опираются на весоизмерительные тензорезистор-ные датчики (от 4 до 8 шт.). ГПУ устанавливается на железобетонном фундаменте.
 В качестве аналого-цифрового преобразователя (устройства обработки аналоговых данных) используется преобразователь ДП-4, ДП-8, изготовитель - ООО «ЮУВЗ».
 Преобразователь предназначен для питания тензометрических датчиков, преобразования аналогового сигнала датчиков в цифровой код и обмена информацией с ПК по последовательному интерфейсу RS-485.
 Весоизмерительные тензорезисторные датчики, используемые в составе весов:
 -    датчики весоизмерительные тензорезисторные ST, SHB, изготовитель - ООО «ЮУВЗ», Россия; (регистрационный № 68154-17);
 -    датчики весоизмерительные тензорезисторные BGS, BGM, изготовитель - «BIGMA Messtechnik GmbH», Германия; (регистрационный № 68746-17);
 -    датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i, изготовитель - «Hottinger Baldwin (Suzhou) Electronic Measurement Technology Co., Ltd.», Китай (регистрационный № 67871-17);
 -    датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK, изготовитель - «CAS Corporation Ltd», Республика Корея (регистрационный № 56685-14);
 -    датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, изготовитель - «Keli Sensing Technology (Ningbo) Co, Ltd», Китай (регистрационный № 75819-19);
 -    датчики весоизмерительные сжатия RС3, изготовитель - «Flintec GmbH», Германия (регистрационный № 50843-12).
 Весы выполняют следующие функции:
 -    полуавтоматическое устройство установки на нуль;
 -    устройство первоначальной установки на нуль;
 -    сигнализация о перегрузке;
 -    хранение результатов измерений и составление отчетных документов по типам взвешенных ТС и грузов за определенные промежутки времени.
 Весы выпускаются в модификациях: ВАТ-Д-20-10, ВАТ-Д-20-20 ВАТ-Д-20-50, ВАТ-Д-30-10, ВАТ-Д-30-20, ВАТ-Д-30-50, отличающихся максимальной нагрузкой, ценой деления и габаритными размерами ГПУ.
 Весы при заказе имеют обозначения вида ВАТ-Д-Н-Х-К-О, где ВАТ-Д - обозначение типа;
 Н - максимальная нагрузка, Max, т: 20, 30;
 Х - действительная цена деления, кг: 10; 20; 50;
 К - класс точности по ГОСТ 33242-2015 для определения полной массы ТС:.......1; 2
 О - класс точности по ГОСТ 33242-2015 для определения нагрузки
 на одиночную ось или нагрузка на группу осей.....................................В; С; D, Е
 Маркировка весов производится на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ весов, на которой нанесено:
 -    товарный знак изготовителя;
 -    тип весов;
 -    направление движения при взвешивании;
 -    напряжение питания, В;
 -    частота переменного тока, Гц;
 -    диапазон температур;
 -    номер версии ПО;
 -    класс точности при определении полной массы ТС;
 -    класс точности при определении нагрузки на единичную ось;
 -    класс точности при определении нагрузки на группу осей;
 -    максимальная нагрузка, Max = ... кг или т;
 -    минимальная нагрузка для взвешивания в движении, Min = ... кг или т;
 -    цена деления (действительная цена деления), d = ... кг или т;
 -    максимальная рабочая скорость, Vmax = ... км/ч;
 -    минимальная рабочая скорость, Vmin = ... км/ч;
 -    знак утверждения типа.
 Внешний вид ГПУ весов показан на рисунке 1.
 Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов
 Схема пломбировки преобразователя от несанкционированного доступа представлена на рисунке 2.
Программное обеспечение
 Программное обеспечение (далее - ПО) весов является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на дисплее ПК в главном окне программы при выборе вкладки «помощь», затем «версия программы». Корпус ПК пломбируется, что препятствует смене носителя с установленным на нем ПО. При включении весов, производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением.
 Защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью изменения ПО без применения специализированного оборудования производителя. Кроме того, защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается паролем доступа. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен не сбрасываемый счетчик (электронное клеймо).
 ПО не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс или с помощью других средств после принятия защитных мер. Уровень защиты от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «высокий» в соответствии с рекомендациями Р 50.2.077-2014.
 Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
 Таблица 1
  |   Идентификационные данные (признаки)  |   Значение  | 
 |   Идентификационное наименование ПО  |   VAD UU  | 
 |   Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже  |   1.1.12.Х1)  | 
 |   Цифровой идентификатор ПО  |   -  | 
 |   1) Х - обозначение, не относящееся к метрологически значимой части ПО  | 
 
  Таблица 2 - Метрологические характеристики
  |   Обозначение  модификации  |   Мах, т  |   Min, т  |   г  И  d,  |   Класс точности при определении полной массы ТС по ГОСТ 33242-2015  |   Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей по ГОСТ 33242-2015  | 
 |   ВАТ-Д-20-10  |   20  |   0,2  |   10  |   0,5  |   B, C  | 
 |   ВАТ-Д-20-20  |   20  |   0,4  |   20  |   1  |   в, C, D  | 
 |   ВАТ-Д-20-50  |   20  |   1,0  |   50  |   2  |   С, D, Е  | 
 |   ВАТ-Д-30-10  |   30  |   0,2  |   10  |   0,5  |   в, C  | 
 |   ВАТ-Д-30-20  |   30  |   0,4  |   20  |   1  |   B, C, D  | 
 |   ВАТ-Д-30-50  |   30  |   1,0  |   50  |   2  |   С, D, Е  | 
 
  Значения нагрузок, пределов допускаемых погрешностей при статическом взвешивании при увеличивающихся или уменьшающихся нагрузках при определении полной массы ТС должны соответствовать указанным в таблице 3.
 Таблица 3 - Метрологические характеристики
  |   Класс точности при определении полной массы ТС  |   Нагрузка m, выраженная в ценах деления d  |   Пределы допускаемых погрешностей, кг  | 
 |   при первичной поверке  |   при периодической поверке  | 
 |   0,5  |   От 0 до 500 включ.  |   ±5  |   ±10  | 
 |   Св. 500 до 2000 включ.  |   ±10  |   ±20  | 
 |   Св. 2000 до 5000 включ.  |   ±15  |   ±30  | 
 |   1  |   От 0 до 500 включ.  |   ±10  |   ±20  | 
 |   Св. 500 до 2000 включ.  |   ±20  |   ±40  | 
 |   Св. 2000 до 5000 включ.  |   ±30  |   ±60  | 
 |   2  |   От 0 до 50 включ.  |   ±25  |   ±50  | 
 |   Св. 50 до 200 включ.  |   ±50  |   ±100  | 
 |   Св. 200 до 1000 включ.  |   ±75  |   ±150  | 
 
  МРЕ при определении полной массы ТС в движении не превышают большего из следующих значений:
 а)    рассчитанному в соответствии с таблицей 5 и округленного до ближайшего значения цены деления;
 б)    1dn - при первичной поверке, 2dn - при периодической поверке, где n - число осей при суммировании.
 Таблица 4 - Метрологические характеристики
  |   Класс точности при определении полной массы ТС по ГОСТ 33242-2015  |   Процент от условно истинного значения полной массы ТС  | 
 |   при первичной поверке  |   при периодической поверке  | 
 |   0,5  |   ±0,25  |   ±0,5  | 
 |   1  |   ±0,5  |   ±1,0  | 
 |   2  |   ±1,0  |   ±2,0  | 
 
  Пределы допускаемой погрешности (МРЕ) при определении нагрузки на одиночную ось двухосного контрольного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
 а)    значения в соответствии с таблицей 5, округленного до ближайшего значения цены деления;
 б)    1d - при первичной поверке, 2d - при периодической поверке.
  |   Таблица 5 - Метрологические характе  |   ристики  | 
 |   Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось по ГОСТ 33242-2015  |   Процент от условно истинного значения статической эталонной нагрузки на одиночную ось  | 
 |   при первичной поверке  |   при периодической поверке  | 
 |   В  |   ±0,5  |   ±1,0  | 
 |   C  |   ±0,75  |   ±1,5  | 
 |   D  |   ±1,0  |   ±2,0  | 
 |   E  |   ±2,0  |   ±4,0  | 
 
  Пределы допускаемого отклонения (MPD) от скорректированного среднего значения нагрузки на ось или от скорректированного среднего значения на группу осей для всех типов контрольных ТС кроме контрольного двухосного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
 а)    значения в соответствии с таблицей 6, округленного до ближайшего значения цены деления;
 б)    1dn - при первичной поверке, 2dn - при периодической поверке, где n - число осей в группе, для одиночных осей n = 1.
 Таблица 6 - Метрологические характеристики
  |   Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или группу осей по ГОСТ 33242-2015  |   Процент от скорректированного среднего значения нагрузки на одиночную ось или скорректированного среднего значения нагрузки на группу осей  | 
 |   при первичной поверке  |   при периодической поверке  | 
 |   В  |   ±1,0  |   ±2,0  | 
 |   C  |   ±1,5  |   ±3,0  | 
 |   D  |   ±2,0  |   ±4,0  | 
 |   E  |   ±4,0  |   ±8,0  | 
 
  Таблица 7 - Основные технические характеристики
  |   Наименование характеристики  |   Значение  | 
 |   Минимальная рабочая скорость (Vmin) ТС, км/ч,  |   2  | 
 |   Максимальная рабочая скорость (Vmax) ТС, км/ч  |   6  | 
 |   Направление движения при взвешивании Диапазон температур для ГПУ, °C:  -    для ГПУ с датчиками ST, SHB, BGS, BGM, С  -    для ГПУ с датчиками WBK  -    для ГПУ с датчиками ZS  -    для ГПУ с датчиками RС3, YBS  -    относительная влажность при температуре 35 °С, %  Диапазон температур для ДП-4, ДП-8  Диапазон температур для ДП-4, ДП-8 (при установке в термошкафу), °C Диапазон температур для ПК, °C  |   двустороннее  от - 50 до + 50 от - 40 до + 50 от - 40 до + 40 от - 10 до + 40 95  от - 10 до + 50 от - 50 до + 50 от +10 до + 40  | 
 
   |   Наименование характеристики  |   Значение  | 
 |   Параметры электрического питания:  -    напряжение переменного тока, В  -    частота переменного тока, Гц  |   от 187 до 242 от 49 до 51  | 
 |   Потребляемая мощность, В • А, не более  |   200  | 
 |   Время прогрева весов, мин, не менее  |   30  | 
 |   Габаритные размеры весоизмерительной платформы ГПУ, мм, не более:  -    длина  -    ширина  |   3000  6000  | 
 |   Масса весоизмерительной платформы ГПУ, кг, не более  |   1500  | 
 
 
Знак утверждения типа
 наносится ударным способом на металлическую маркировочную табличку, расположенную на ГПУ весов и типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность
 Таблица 8 - Комплектность средства измерений
  |   Наименование  |   Обозначение  |   Количество  | 
 |   Весы автомобильные электронные (модификация по заказу)  |   ВАТ-Д  |   1 шт.  | 
 |   Руководство по эксплуатации. Паспорт  |   РЭ 28.29.31-026-15285126-2019  |   1 экз.  | 
 |   Строительное задание  |   -  |   1 экз.  | 
 
 
Поверка
 осуществляется по документу ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Методика поверки».
 Основные средства поверки:
Технические характеристики
 -    контрольные весы и контрольные ТС по ГОСТ 8.646-2015.
 Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
 Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 2.
Сведения о методах измерений
 изложены в эксплуатационной документации.
Нормативные документы
 Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы
 ГОСТ 33242-2015 Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Общие требования и методы испытаний
 ТУ 28.29.31-026-15285126-2019 «Весы автомобильные электронные ВАТ-Д. Технические условия»