Назначение
Весы автомобильные электронные ВА-Д (далее - весы) предназначены для статического взвешивания и взвешивания в движении автомобильных транспортных средств (далее - ТС) по частям и в целом с неограниченной полной массой и неограниченным числом осей автопоезда, а так же определения нагрузки, создаваемой осью или группой осей движущегося ТС на дорожное полотно.
Виды грузов:
• при взвешивании в статическом режиме и при взвешивании в движении ТС в целом - любые;
• при взвешивании в движении по частям и при определении осевой нагрузки - сыпучие, твердые грузы и жидкости с кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с.
Весы могут применяться на предприятиях промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства, таможни и на пунктах весового контроля.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчиков), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза. Далее аналоговый электрический сигнал с датчиков поступает в блок динамического преобразователя (далее - ПД), где сигнал обрабатывается и передается для связи с внешними электронными устройствами.
Весы состоят из грузоприемного устройства и электронной части.
Грузоприемное устройство включает в себя одну или несколько грузоприемных платформ, каждая из которых опирается на датчики серии М (Госреестр № 19757-04) или Н (Госреестр № 19758-05) производства ЗАО «Весоизмерительная компания «Тензо-М».
Электронная часть весов состоит из ПД, адаптера интерфейса и питания, персонального компьютера (ПК) с программным обеспечением (ПО) обработки и представления результатов и внешних подключаемых устройств.
Программное обеспечение (ПО) весов имеет обозначение «Весы автомобильные ВА-Д».
Наименование ПО выводится в заголовке главного окна программы и в специальном окне с информацией о программе, которое может быть вызвано через главное меню.
Погрешность округления числовых значений результатов измерений обеспечивается ПО.
В целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений, вход в подпрограмму юстировки метрологических параметров защищен паролем. Ввод пароля контролируется электронным клеймом, представляющим собой случайное число, которое автоматически обновляется после каждого входа в подпрограмму юстировки.
Весы выпускаются различных модификаций, отличающихся метрологическими характеристиками, конструктивными особенностями грузоприемного устройства и имеют обозначение ВА-Д-H-N, где:
ВА-Д - обозначение типа;
Н - наибольший предел измерения, т (20, 30,40, 50, 70,100,150, 200, 250, 300);
N - количество платформ грузоприемного устройства (от 1 до 4),
Весы выполняют следующие сервисные функции:
• полуавтоматическая установка нуля;
• сигнализация о перегрузке;
Весы могут быть снабжены следующими дополнительными сервисными функциями при поставке вместе с ПК и принтером:
• определение осевой нагрузки, а также, путем суммирования, полной массы ТС,
• отображение результатов измерений, реквизитов автомобиля и ТС на экране монитора;
• подготовка и распечатка товарно-транспортной накладной (весовой карточки);
• хранение результатов измерений и составление отчетных документов по типам взвешенных автомобилей и грузов за определенные промежутки времени. Примечание: По требованию заказчика число сервисных функций может быть увеличено или сокращено в соответствии с дополнительным соглашением сторон.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания.
1.1. Класс точности весов по ГОСТ 29329 ............................................... средний (III)
1.2. Значения наибольшего (НПВ) и наименьшего (НмПВ) пределов взвешивания в зависимости от модификаций весов указаны в таблице 1.
Таблица 1
Модификации весов | Пределы взвешивания, кг | Дискретность от-счета и цена поверочного деления, кг, d=e | Интервал взвешивания, кг | Пределы допускаемой абсолютной погрешности при первичной поверке, ±кг |
наибольший, НПВ | наименьший, НмПВ |
ВА-Д-20 | 20 000 | 200 | 10 | от 200 до 5 000 вкл. св. 5 000 до 20 000 вкл. св. 20 000 | 5 10 15 |
В А-Д-30 | 30 000 |
ВА-Д-40 | 40 000 | 400 | 20 | от 400 до 10 000 вкл. св. 10 000 до 40 000 вкл. св. 40 000 | 10 20 30 |
ВА-Д-50 | 50 000 |
ВА-Д-70 | 70 000 | 1 000 | 50 | от 1 000 до 25 000 вкл. св. 25 000 до 100 000 вкл. св. 100 000 | 25 50 75 |
ВА-Д-100 | 100 000 |
ВА-Д-150 | 150 000 |
ВА-Д-200 | 200 000 | 2 000 | 100 | от 2 000 до 50 000 вкл. св. 50 000 до 200 000 вкл. св. 200 000_______________ | 50 100 150 |
ВА-Д-250 | 250 000 |
ВА-Д-300 | 300 000 |
1.3. Порог реагирования, в ценах поверочного деления (е)....................................... 1,4
2. Метрологические характеристики весов при взвешивании в движении.
2.1. Класс точности по ГОСТ 30414 .......................................................... 0,5; 1 и 2*
* Примечание. Класс точности весов устанавливается после первичной поверки на месте эксплуатации.
2.2. Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании оси автомобиля или группы осей при первичной поверке в зависимости от модификаций весов и интервалов взвешивания приведены в таблице 2.
Таблица 2
Модификации весов | Пределы взвешивания, кг | Класс точности по ГОСТ 30414 | Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке, в интервалах |
наименьший, НмПВ | наибольший, НПВ |
от НмПВ до 35% НПВ, ± кг | свыше 35% НПВ, ± % от измеренной массы |
ВА-Д-20 | 500 | 20 000 | 0,5 | 20 | 0,25 |
1 | 40 | 0,5 |
2 | 70 | 1,0 |
ВА-Д-30 | 500 | 30 000 | 0,5 | 30 | 0,25 |
1 | 60 | 0,5 |
2 | ПО | 1,0 |
ВА-Д-40 | 500 | 40 000 | 0,5 | 40 | 0,25 |
1 | 80 | 0,5 |
2 | 140 | 1,0 |
ВА-Д-50 | 1 000 | 50 000 | 0,5 | 60 | 0,25 |
1 | 100 | 0,5 |
2 | 180 | 1,0 |
ВА-Д-70 | 1 000 | 70 000 | 0,5 | 100 | 0,25 |
1 | 150 | 0,5 |
2 | 250 | 1,0 |
ВА-Д-100 | 1 000 | 100 000 | 0,5 | 100 | 0,25 |
1 | 200 | 0,5 |
2 | 350 | 1,0 |
ВА-Д-150 | 2 000 | 150 000 | 0,5 | 150 | 0,25 |
1 | 300 | 0,5 |
2 | 550 | 1,0 |
ВА-Д-200 | 2 000 | 200 000 | 0,5 | 200 | 0,25 |
1 | 400 | 0,5 |
2 | 700 | 1,0 |
ВА-Д-250 | 5 000 | 250 000 | 0,5 | 300 | 0,25 |
1 | 500 | 0,5 |
2 | 900 | 1,0 |
ВА-Д-300 | 5 000 | 300 000 | 0,5 | 300 | 0,25 |
1 | 600 | 0,5 |
2 | 1100 | 1,0 |
Примечание. Пределы допускаемой погрешности при инспекции в эксплуатации должны соответство-
вать удвоенным значениям.___________
2.3. При взвешивании в движении автомобилей, автопоездов, прицепов и полуприцепов без расцепки и автоцистерн при первичной поверке не более 10% полученных значений погрешности весов могут превышать пределы допускаемой погрешности, приведенных в таблице 2, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности при инспекции в эксплуатации.
2.4. Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании автопоезда, состоящего из N осей, автомобилей, прицепов или полуприцепов при первичной поверке приведены в табл. 3.
Таблица 3
Модификации весов | Пределы взвешивания, кг | Класс точности ПО ГОСТ 30414 | Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке, в интервалах |
наименьший, НмПВ | наибольший, НПВ |
от НмПВ до 35% НПВ, ± кг | свыше 35% НПВ, ± % от измеренной массы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВА-Д-20 | 500хп | 20 ОООхп | 0,5 | 20хп | 0,25 |
1 | 40хп | 0,5 |
2 | 70хп | 1,0 |
ВА-Д-30 | 500хп | 30 ОООхп | 0,5 | ЗОхп | 0,25 |
1 | 60хП | 0,5 |
2 | НОхп | 1,0 |
ВА-Д-40 | 500хд | 40 ОООхп | 0,5 | 40хп | 0,25 |
1 | 80хд | 0,5 |
2 | 140хп | 1,0 |
ВА-Д-50 | 1 ОООхп | 50 ОООхп | 0,5 | 60хп | 0,25 |
1 | ЮОхд | 0,5 |
2 | 180хп | 1,0 |
ВА-Д-70 | 1 ОООхп | 70 ОООхп | 0,5 | ЮОхд | 0,25 |
1 | 150хп | 0,5 |
2 | 250хп | 1,0 |
ВА-Д-100 | 1 ОООхп | 100 ОООхп | 0,5 | ЮОхп | 0,25 |
1 | 200хп | 0,5 |
2 | 350хп | 1,0 |
ВА-Д-150 | 2 ОООхп | 150 ОООхп | 0,5 | 150хп | 0,25 |
1 | ЗООхп | 0,5 |
2 | 550хп | 1,0 |
ВА-Д-200 | 2 ОООхп | 200 ОООхп | 0,5 | 200хп | 0,25 |
1 | 400хп | 0,5 |
2 | 700хп | 1,0 |
ВА-Д-250 | 5 ОООхп | 250 ОООхп | 0,5 | ЗООхп | 0,25 |
1 | 500хп | 0,5 |
2 | 900хп | 1,0 |
ВА-Д-300 | 5 ОООхп | 300 ОООхп | 0,5 | ЗООхп | 0,25 |
1 | бООхп | 0,5 |
2 | ______НООхп______ | ______________1,0______________ |
Примечание. Пределы допускаемой погрешности при инспекции в эксплуатации должны соответство-вать удвоенным значениям.
2.5. Пределы допускаемой погрешности при измерении нагрузки, создаваемой контрольным двухосным ТС на рессорной подвеске и максимальное отклонение показанной осевой нагрузки в движении от соответствующего среднего значения для всех видов ТС в зависимости от класса точности приведены в таблице 4.
Таблица 4
Класс точности по ГОСТ 30414 | Пределы допускаемой погрешности при измерении нагрузки, создаваемой контрольным двухосным ТС на рессорной подвеске, ± % от измеренного значения | Максимальное отклонение показанной осевой нагрузки в движении от соответствующего среднего значения, ± % от измеренного значения |
0,5 | 0,50 | 1,0 |
1 | 0,75 | 1,5 |
2 | 1,00 | 2,0 |
Примечания: Пределы допускаемой погрешности при инспекции в эксплуатации должны соответствовать удвоенным значениям. |
2.6. Для сведения в таблице 5 приведено соотношение между классами точности весов по ГОСТ 30414 и классами точности при измерении колесной или осевой нагрузки ТС и его полной массы раздела 2.1 Рекомендаций МОЗМ № 134.
Таблица 5
Класс точности по ГОСТ 30414 | Класс точности в соответствии с разделом 2.1 МОЗМ Р 134 |
для полной массы ТС | при определении колесной или осевой нагрузки ТС |
0,5 | 0,5 | В |
1 | 1 | С |
2 | 2 | D |
3. Наибольшая скорость движения при взвешивании, км/ч, не более
4. Максимальная скорость сквозного движения через весы.............................. не ограничена
5. Направление движения при взвешивании........................................... двустороннее
6. Длина прямолинейных участков до и после грузоприемного устройства, м, не менее
7. Время прогрева весов, мин, не более
8. Диапазон рабочих температур, °C
• для грузоприемного устройства и ПД.............................. от минус 30 до +40
• для электронной аппаратуры....................... от +10 до +40
9. Электрическое питание - от сети переменного тока с параметрами:
• напряжение, В.................................................................... от 187 до 242
• частота, Гц........................................................................... от 49 до 51
• потребляемая мощность, ВА, не более
10. Габаритные размеры грузоприемной платформы, мм, не более:
• длина.......................................................................................... 3 000
• ширина....................................................................................... 6
11. Значение вероятности безотказной работы за 2000 часов
12. Средний срок службы, лет
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на титульный лист РЭ типографским способом и высвечивается на экране монитора при включении компьютера.
Комплектность
№ | Наименование комплектующих | Кол-во | Примечание |
1 | Грузоприемное устройство в сборе | 1 шт. | |
2 | Комплект преобразователя динамического ПД в сборе с адаптером | 1 шт. | |
3 | Персональный компьютер (ПК) | 1 шт. | По отдельному 1 заказу | |
4 | Принтер А4 | 1 шт. |
5 | Программное обеспечение (ПО) | 1 шт. | - |
6 | Инструкция пользователя ПО | 1 экз. | - |
7 | Руководство по эксплуатации весов (РЭ) | 1 зкз. | - |
8 | Схема фундамента | 1 экз. | - |
Поверка
Поверка весов осуществляется в соответствии с документом «Весы автомобильные электронные ВА-Д. Методика поверки», утвержденным ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМС» Л/, и . £оО9г- _______________.
Основные средства поверки:
• гири класса точности Mi по ГОСТ 7328-2001,
• контрольное ТС.
Межповерочный интервал - 1 год.
Нормативные документы
ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
MP МОЗМ 134 «Автоматические приборы для взвешивания дорожных транспортных средств в движении. Общее взвешивание транспортных средств» в части основных метрологических характеристик.
ТУ 4274-089-18217119-2009 «Весы автомобильные электронные ВА-Д. Технические условия».
Заключение
Тип весов автомобильных электронных ВА-Д утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, и метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации.