Назначение
Весы автомобильные электронные для взвешивания в движении ВАТ-Д (далее - весы) предназначены для измерений массы автотранспортных средств в движении.
Описание
Конструктивно весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), состоящего из одной секции, которая опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика (далее - датчик).
Сигнальные кабели датчиков подключены к динамическому преобразователю (ПД), соединённому с адаптером интерфейсным, с которого сигнал по интерфейсу связи RS-232 или USB поступает в персональный компьютер (далее - ПК).
Схематическое изображение весов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общий вид весов (1 - фундамент; 2 - грузоприемная платформа; 3 - весоизмерительный тензорезисторный датчик; 4 - закладная деталь; 5 - шина заземления; 6 - преобразователь динамический; 7 - адаптер интерфейсный и питания; 8 - ПК)
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительного тензорезисторного датчика, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого автотранспортного средства, в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Далее этот сигнал обрабатывается, и измеренное значение массы выводится на дисплей ПК.
В качестве устройства обработки аналоговых данных используется динамический преобразователь ПД-004, изготовитель - ЗАО «Весоизмерительная компания «Тензо-М», пос. Крас-ково.
ПК служит для отображения результатов взвешивания, хранения информации и управления весами.
Весоизмерительные тензорезисторные датчики, используемые в составе весов:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, NHS, YBS, GZLB, модификации YBS, ZSF, изготовитель - фирма «Keli Electric Manufacturing (Ningbo) Co., Ltd.», Китай (Госреестр № 57674-14);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные QS, S, LS, D, PST, USB, модификации QS, изготовитель - фирма «Keli Electric Manufacturing (Ningbo) Co., Ltd.», Китай (Госреестр № 57673-14);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i, изготовитель - Фирма "Hottinger Baldwin (Suzhou) Electronic Measurement Technology Co., Ltd.", Китай (Госреестр № 67871-17);
- датчики весоизмерительные сжатия RC3, изготовитель - фирма «Flintec GmbH», Германия (Госреестр № 50843-12).
Весы снабжены следующими устройствами и функциями:
- определение направления и скорости движения при взвешивании;
- полуавтоматическая установка нуля;
Весы могут быть оснащены последовательными интерфейсами RS-485, RS-232, Ethernet или USB 2.0 для связи с периферийными устройствами (например, принтеры, вторичный дисплей).
Обозначение модификаций имеет вид:
ВАТ-Д-Н-К, где:
Н - Наибольший предел взвешивания, т.:... 20, 25, 30, 40, 50, 60, 80, 100, 120, 150, 200;
К - класс точности по ГОСТ 30414-96: .........................................................1; 2.
Схемы пломбировки от несанкционированного доступа приведены на рисунках 2, 3.
Рисунок 2 - Схема пломбировки корпуса динамического преобразователя
Рисунок 3 - Схема пломбировки ПК
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на дисплее ПК в главном окне программы при выборе вкладки «помощь», затем «версия программы». Корпус ПК пломбируется, что препятствует смене носителя с установленным на нем ПО. При включении весов, производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду законодательно контролируемого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением.
Защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью измерения ПО без применения специализированного оборудования производителя. Кроме того, защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается паролем доступа. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик (электронное клеймо).
ПО не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс или с помощью других средств после принятия защитных мер. Уровень защиты от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «высокий» в соответствии с рекомендациями Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | VAD UU |
Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже | 1.1.12.Х1) |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Примечание: 1) Х - обозначение, не относящееся к метрологически значимой части ПО. |
Технические характеристики
Наибольший предел взвешивания (НПВ), т:............. 20, 25, 30, 40, 50, 60, 80, 100, 120, 150, 200
Дискретность отсчета, кг...................................................................................10; 20; 50
Направление движения при взвешивании.............................................................двустороннее
Скорость движения при взвешивании, км/ч.......................................................................от 2 до 10
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении единичного автомобиля, автомобиля и других транспортных средств в автопоезде без расцепки при первичной поверке должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВ до 35% НПВ включ., % от 35% НПВ | св. 35% НПВ, % от измеряемой массы |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1,0 | ±1,0 |
Примечание - значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. |
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении автопоезда в целом при первичной поверке должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВхп до 35% НПВхп включ., % от 35% НПВхп | св. 35% НПВхп, % от измеряемой массы |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1,0 | ±1 |
Примечания: 1. n - число автомобилей, прицепов, полуприцепов в автопоезде (но не менее трех). При фактическом числе автомобилей, прицепов, полуприцепов в автопоезде, превышающем 10, значение n принимают равным 10. 2. Значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. |
Диапазон температур для ГПУ, ПД-004, оС.....................................от минус 30 до плюс 40
Диапазон температур для ПК.......................................................от плюс 10 до плюс 40
Параметры электропитания от сети переменного тока: напряжение, В..................................................................................220 *J0%%
частота, Гц...........................................................................................50±1
Длина ГПУ, мм: ....................................................................................от 700 до 2200
Ширина ГПУ, мм: .................................................................................от 3500 до 5200
Знак утверждения типа
наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе ПК и на ГПУ весов и типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность
1. Весы 1 шт.
2. Руководство по эксплуатации. Паспорт 1 экз.
Поверка
при взвешивании в движении осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 8.603-2003 «Весы для взвешивания автотранспортных средств в движении. Методика поверки».
Идентификационные данные, а также процедура идентификации программного обеспечения приведены в документе РЭ 4274-008-15285126-12 «Весы автомобильные электронные для взвешивания в движении ВАТ-Д. Руководство по эксплуатации. Паспорт».
Основные средства поверки:
- весоповерочный автомобиль с гирями класса точности М1, М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009;
- гири, соответствующие классу точности М1, М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009;
- весы контрольные, автомобиль и автопоезд контрольный по ГОСТ Р 8.603-2003.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
ГОСТ 8.021-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений массы».
ТУ 4274-008-15285126-12 «Весы автомобильные электронные для взвешивания в движении ВАТ-Д. Технические условия».