Назначение
Весы автомобильные АВ (далее - весы) предназначены для измерений массы транспортных средств (далее - ТС) в статическом режиме и/или для измерений в движении полной массы ТС и нагрузок на отдельные оси или группы осей.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза. Аналоговые/цифровые электрические сигналы с датчиков поступают в индикатор/терминал, содержащий аналогово-цифровой преобразователь, где сигналы преобразуются в цифровой код. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на цифровом дисплее, расположенном на передней панели индикатора/терминала вместе с функциональной клавиатурой и/или на дисплее ПК.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), имеющего одну или несколько весовых платформ (секций), опирающихся на датчики, и индикатора/терминала, к которому могут подключаться внешние электронные устройства (компьютер, принтер, выносной дисплей и т.п.).
В весах используются:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С16А (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее -регистрационный номер в ФИФ) 67871-17) производство «Hottinger Baldwin (Suzhou) Electronic Measurement Technology Co., Ltd.», Китай;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные HLQ BLC и ELC (регистрационный номер в ФИФ 21177-13), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные H8C, H8H, BM14G, HM14C (регистрационный номер в ФИФ 55371-13), производство «Zhonghang Elektronik Measuring Instruments Co., LTD (ZEMIC)», Китай;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные Н и С (регистрационный номер в ФИФ 53636-13), производство ЗАО «ВИК «Тензо - М», Россия, п. Красково.
В качестве индикатора/терминала в весах используются:
- приборы весоизмерительные МИ (модификации МИ ВДА (ВЖА)/12Я и МИ ВДА (ВЖА)/7Я) (регистрационный номер в ФИФ 61378-15), производство ООО «МИДЛиК», г. Москва;
- приборы весоизмерительные CI 5010А (регистрационный номер в ФИФ № 50968-12), производство «^AS Corporation», Р. Корея;
- приборы весоизмерительные DIS2116 (регистрационный номер в ФИФ 61809-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.
Управление весами осуществляется с помощью функциональной клавиатуры терминала и/или ПК. Передача данных на ПК, принтер, вторичный дисплей и другие периферийные устройства осуществляется по различным интерфейсам: RS232, RS422/485, USB, WiFi, Ethernet/IP и т.п.
В весах предусмотрены следующие устройства и функции:
а) в режиме статического взвешивания в соответствии с ГОСТ OIML R 76-1-2011:
- устройство полуавтоматической установки на нуль (п.Т.2.7.2.2);
- устройство автоматической установки на нуль (п.Т.2.7.2.3);
- устройство первоначальной установки на нуль (п.Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (п.Т.2.7.3);
- устройство уравновешивания тары (п.Т.2.7.4.1);
б) в режиме взвешивания в движении:
- автоматическая регистрация массы и скорости движения ТС;
- сигнализация о превышении допускаемой скорости движения ТС;
- сигнализация о перегрузе.
На ГПУ весов прикрепляется табличка, содержащая следующую информацию:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение весов;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- значение максимальной нагрузки (Max);
- значение минимальной нагрузки (Min);
- значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);
- знак утверждения типа средств измерений;
- заводской номер;
- класс точности при определении полной массы ТС;
- класс точности при определении нагрузки на одиночную ось (при необходимости);
- класс точности при определении нагрузки на группу осей (при необходимости);
- максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч;
- минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч;
- максимальное число осей ТС (при необходимости) Amax
Модификации весов при заказе имеют обозначения вида:
АВ- С(Д)-Х- 1-2-3-4
где «АВ» - тип весов;
«С(Д)» - варианты исполнения (С - статистическое взвешивание, Д - для взвешивания в движении, СД -для взвешивания в статике и в движении);
«Х» - максимальная нагрузка, Max, т (30, 40, 60, 80, 100, 150, 200);
«1» - габариты (длина х ширина), м;
«2» - значение е, кг (для статического режима взвешивания);
«3» - класс точности при определении полной массы ТС: 0,5; 1; 2; 5 (для режима взвешивания в движении);
«4» - класс точности при определении нагрузки на оси: B, C, D, E (для режима взвешивания в движении).
Примеры записи при заказе: АВ-С-60-18/3.0-20, АВ-Д-40-15/3.0-0,5(В), АВ-СД-40-15/3-20-0,5(В).
Весы выпускаются однодиапазонными, двухинтервальными и трехинтервальными, в модификациях АВ-С-30, АВ-С-40, АВ-С-60, АВ-С-80, АВ-С-100, АВ-С-150, АВ-С-200, АВ-Д (СД)-30, АВ-Д(СД)-40, АВ-Д(СД)-60, АВ-Д(СД)-80, АВ-Д(СД)-100, АВ-Д(СД)-150, АВ-Д(СД)-200, которые отличаются друг от друга значениями максимальной нагрузки, поверочного интервала, типами применяемых весоизмерительных датчиков.
Общий вид весов представлен на рисунках 1, 2 и 3, терминалов на рисунке 4.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа, обозначение мест нанесения знака поверки представлены на рисунке 5.
Бесфундаментные
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов является встроенным, что соответствует требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным устройствам с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.
ПО состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимое ПО хранится в защищенной от демонтажа микросхеме, расположенной на плате устройства обработки аналоговых или цифровых данных и загружается на заводе-изготовителе. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки без применения специальных программных и аппаратных средств производителя.
Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в сервисном режиме работы, вход в который защищен паролем. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.
Внутреннее устройство памяти прибора с установленным ПО и измерительной информацией, включая сохраненные исходные данные, необходимые для реконструкции результатов измерений, в штатном режиме работы доступно только для чтения и не может быть изменено случайным или намеренным образом через интерфейс пользователя. Корпус устройства обработки и хранения метрологически значимых параметров и данных пломбируется, как показано на рисунке 4, что препятствует смене устройства памяти с установленным на нем ПО и сохраненными результатами измерений.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО могут быть выведены либо на экран монитора ПК в главном окне программы, либо на терминале.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | г | начение для терминала |
МИ ВДА (ВЖА)/12Я МИ ВДА (ВЖА)/7Я | CI5010А | DIS 2116 |
Идентификационное наименование ПО | - | - | - |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | U2.01 | 1.0010 1.0020 1.0030 | Не ниже Р1 хх |
Цифровой идентификатор ПО | -* | -* | -* |
Технические характеристики
1 Статический режим взвешивания
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 .....................................................средний (III).
Значения Мах и Min, d, е, числа поверочных интервалов (n) при поверке для модификаций весов приведены в таблице 2.
Таблица 2 |
Обозначение модификации | Max, т | Min, кг | e II к | n (щ/П2/Пэ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
АВ-С-30 | 30 | 200 | 10 | 3000 |
АВ-С-40 | 40 | 400 | 20 | 2000 |
30/40 | 200 | 10/20 | 3000/2000 |
АВ-С-60 | 60 | 400 | 20 | 3000 |
30/60 | 200 | 10/20 | 3000/3000 |
| 80 | 1000 | 50 | 1600 |
АВ-С-80 | 60/80 | 400 | 20/50 | 3000/1600 |
| 30/60/80 | 200 | 10/20/50 | 3000/3000/1600 |
| 100 | 1000 | 50 | 2000 |
АВ-С-100 | 60/100 | 400 | 20/50 | 3000/2000 |
| 30/60/100 | 200 | 10/20/50 | 3000/3000/2000 |
АВ-С-150 | 150 | 1000 | 50 | 3000 |
60/150 | 400 | 20/50 | 3000/3000 |
30/60/150 | 200 | 10/20/50 | 3000/3000/3000 |
АВ-С-200 | 200 | 2000 | 100 | 2000 |
150/200 | 1000 | 50/100 | 3000/2000 |
60/150/200 | 400 | 20/50/100 | 3000/3000/2000 |
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Пределы допускаемой погрешности устройства установки на нуль | ±0,25е |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более | 4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более | 20 |
Показания индикации массы, кг, не более | Мах +9е |
Диапазон выборки массы тары (Т-), % от Мах | от 0 до 100 |
Пределы допускаемой погрешности при поверке (в эксплуатации) для нагрузки, выраженной в поверочных интервалах (е) весов: - от Мт до 500 включ. - св. 500 до 2000 включ. - св. 2000 до Мах включ. | ±0,5 (±1,0) ±1,0 (±2,0) ±1,5 (±3,0) |
Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности, приведенным в таблицах 4, для массы нетто при любом значении массы тары, соответственно.
2 Режим взвешивания в движении
Значения Мах, Min, цены деления d, класса точности по ГОСТ 33242-2015 при определении полной массы ТС и при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей для модификаций весов приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Метрологические характеристики
Обозначение модификации | Мах, т | Min, т | г И d, | Класс точности при определении полной массы ТС | Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
АВ-Д-30-0,5 | 30 | 2 | 10 | 0,5 | В, С |
АВ-Д-40-0,5 | 40 | 2 | 10 |
АВ-Д-30-1 | 30 | 2 | 20 | 1 | B, C, D |
АВ-Д-40-1 | 40 | 2 | 20 |
АВ-Д-60-1 | 60 | 2 | 20 |
АВ-Д-80-1 | 80 | 2 | 20 |
АВ-Д-30-2 | 30 | 2 | 50 | 2 | С, D, E |
АВ-Д-40-2 | 40 | 2 | 50 |
АВ-Д-60-5 | 60 | 2 | 100 | 5 | D, E |
АВ-Д-80-5 | 80 | 2 | 100 |
АВ-Д-100-5 | 100 | 2 | 100 |
АВ-Д-150-5 | 150 | 2 | 100 |
АВ-Д-200-5 | 200 | 2 | 100 |
Максимальное значение измеренной полной массы ТС, т .........................................Мах-n, где n -
число осей ТС
МРЕ при определении полной массы ТС в движении не превышают большего из следующих значений:
а) рассчитанному в соответствии с таблицей 5 и округленного до ближайшего значения цены деления;
б) 1dn - при первичной поверке, 2dn - при периодической поверке, где n - число осей при суммировании.
Таблица 5 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении полной массы ТС по ГОСТ 33242-2015 | Процент от условно истинного значения полной массы ТС |
при первичной поверке | при периодической поверке |
0,5 | ±0,25 | ±0,5 |
1 | ±0,5 | ±1,0 |
2 | ±1,0 | ±2,0 |
5 | ±2,5 | ±5,0 |
Пределы допускаемой погрешности (МРЕ) при определении нагрузки на одиночную ось двухосного контрольного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
а) значения в соответствии с таблицей 6, округленного до ближайшего значения цены деления;
б) 1d - при первичной поверке, 2d - при периодической поверке.
Таблица 6 - Метрологические характе | ристики |
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось по ГОСТ 33242-2015 | Процент от условно истинного значения статической эталонной нагрузки на одиночную ось |
при первичной поверке | при периодической поверке |
В | ±0,5 | ±1,0 |
C | ±0,75 | ±1,5 |
D | ±1,0 | ±2,0 |
Е | ±2,0 | ±4,0 |
Пределы допускаемого отклонения (MPD) от скорректированного среднего значения нагрузки на ось или от скорректированного среднего значения на группу осей для всех типов контрольных ТС кроме контрольного двухосного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
а) значения в соответствии с таблицей 7, округленного до ближайшего значения цены деления;
б) 1dn - при первичной поверке, 2dn - при периодической поверке, где n - число осей в группе, для одиночных осей n = 1.
Таблица 7 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или группу осей по ГОСТ 33242-2015 | Процент от скорректированного среднего значения нагрузки на одиночную ось или скорректированного среднего значения нагрузки на группу осей |
при первичной поверке | при периодической поверке |
В | ±1,0 | ±2,0 |
C | ±1,5 | ±3,0 |
D | ±2,0 | ±4,0 |
Е | ±4,0 | ±8,0 |
Наименование характеристики | Значение |
Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч, не более | 10 |
Направление движения при взвешивании | двустороннее |
Диапазон рабочей температуры терминалов, °С: | от -10 до +40 |
Особый диапазон рабочих температур, °С, для ГПУ с датчиками: - типа С16А - типа HLC, BLC, ELC - типа H8C, H8H, BM14G, HM14C - типа H, C | от -50 до +50 от -30 до +40 от -30 до +40 от -10 до +40 |
Электрическое питание от сети переменного тока: - напряжением, В - частотой, Гц | от 195,5 до 253 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В-A, не более | 300 |
Время прогрева весов, мин, не менее | 30 |
Количество весовых платформ | от 1 до 10 |
Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм: - длина - ширина | от 400 до 40000 от 500 до 10000 |
Масса ГПУ весов, кг, не более | 20000 |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку, прикрепленную на ГПУ фотохимическим способом.
Комплектность
Таблица 9 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы автомобильные (исполнение по заказу) | АВ | 1 |
Руководство по эксплуатации | АВ.00.000 РЭ | 1 |
Поверка
осуществляется
- при статическом взвешивании по документу ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА. Методика поверки весов);
- при взвешивании в движении по документу ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Методика поверки».
Основные средства поверки:
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по ГОСТ 8.021-2015 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы» гири номинальной массой от
2 до 20 кг; от 200 до 5000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования» (при статическом взвешивании и взвешивании в движении);
- контрольные ТС по ГОСТ 8.646-2015 (при взвешивании в движении).
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 4.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 33242-2015 Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 8.646-2015 ГСИ Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Методика поверки
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ Государственная поверочная схема для средств измерения массы ТУ 28.29.31-001-13019946-2018 Весы автомобильные АВ. Технические условия