Назначение
Устройства для контроля рельсовой колеи (тележки путеизмерительные) ПТ-10 (далее - тележки ПТ-10) предназначены для измерения геометрических параметров рельсовой колеи, привязки к текущей координате пути и цифровой индикации значений ширины рельсовой колеи (шаблона) и взаимного превышения одной рельсовой нити относительно другой (уровня) в процессе строительства, эксплуатации и ремонтно-восстановительных работ железнодорожного пути.
Описание
Принцип действия тележки ПТ-10 состоит в получении при помощи датчиков измерительной информации о параметрах пути, её обработке и визуализации на переносном компьютере (далее по тексту - планшете), сохранении в памяти планшета для последующей передачи в компьютерную базу ОАО «РЖД» или метрополитена.
Ходовая часть тележки (шасси) представляет собой полую раму, опирающуюся на четыре колеса, два из которых закреплены на подпружиненном телескопическом механизме, обеспечивающим постоянное боковое прижатие и контакт колес с рельсами. Для перемещения тележки в рабочем положении вдоль рельсового пути и переноса ее к месту работы служит шарнирно закрепленная на раме ручка.
Планшет установлен на раме тележки с помощью легкосъемных креплений. Электропитание датчиков и передача измерительного сигнала осуществляется по интерфейсу USB.
Для измерения взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте внутри рамы тележки ПТ-10 установлен датчик уровня. Датчик уровня преобразует угол наклона рамы относительно линии горизонта в электрический сигнал, пропорциональный превышению одного рельса над другим. Результаты измерений уровня отображаются на экране и записываются в память планшета.
Для измерения ширины колеи используется датчик линейных перемещений, закрепленный внутри рамы. Датчик преобразует осевое перемещение штока телескопического механизма относительно рамы тележки в электрический сигнал, по которому вычисляется значение ширины колеи. Результаты измерений ширины колеи отображаются на экране и записываются в память планшета.
Для контроля текущей координаты пути и синхронизации данных в тележке применяется закрепленный в оси колеса датчик пути, который преобразует вращение колеса в последовательность импульсов, пропорциональную скорости вращения. При вращении колеса датчик формирует электрические импульсы, по которым определяется величина перемещения тележки.
Перемещение тележки ПТ-10 в рабочем положении по рельсовому пути и перенос ее к месту работы осуществляется оператором вручную.
Пломбирование тележек ПТ-10 не предусмотрено.
Рисунок 1 - Общий вид устройств для контроля рельсовой колеи (тележек
путеизмерительных) ПТ-10
Программное обеспечение
Для тележек ПТ-10, применяемых на железной дороге, встроенное-программное обеспечение - TRACK MOBILE, на метрополитене - TRACK-М MOBILE, управляет процессом измерений, собирает и анализирует данные и выполняет вычисления параметров. Встроенное программное обеспечение тележек ПТ-10 устанавливается на планшет на этапе пуско-наладочных работ, настройка параметров осуществляется сотрудниками АО «Фирма ТВЕМА» на этапе инсталляции встроенного программного обеспечения тележки ПТ-10.
В программной оболочке функции, дающие возможность изменения программного обеспечения пользователем, отсутствуют.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1:
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационное наименование ПО | TRACK MOBILE | TRACK-М MOBILE |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 2.22 и выше | 1.17 и выше |
Цифровой идентификатор ПО | - | - |
Другие идентификационные данные (если имеются) | - | - |
Уровень защиты программного обеспечения оценивается, как «высокий» по Р 50.2.077 -2014
Технические характеристики
Метрологические и технические характеристики тележек ПТ-10 представлены в таблицах
2 и 3.
Таблица 2 - Метрологические характеристики тележек ПТ-10
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень), мм | от -160 до +160 |
Пределы допускаемой приведенной погрешности измерения взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень)1, % | ±1,5 |
Диапазон измерений ширины рельсовой колеи (шаблон), мм | от 1505 до 1560 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения ширины рельсовой колеи (шаблон), мм | ±1,0 |
Таблица 3 - Технические характеристики и условия эксплуатации
Наименование характеристики | Значение |
Скорость перемещения тележки ПТ-10, км/ч, не более | 5 |
Электрическое сопротивление между левой и правой колес тележки ПТ -10, МОм, не менее | 10 |
Масса тележки ПТ-10, кг, не более | 18 |
Габаритные размеры для тележки ПТ-10, мм, не более: длина ширина высота | 1620 580 510 |
Электропитание: - Общая потребляемая мощность, Вт, не более - Потребляемый ток, А, не более - Продолжительность непрерывной работы до подзарядки батарей, ч, не менее | 1,0 0,2 8 |
Условия эксплуатации: Температура окружающей среды, °С Относительная влажность, %, без конденсата, не более | от -20 до +50 95 |
Знак утверждения типа
наносится на наружной поверхности тележек ПТ -10, методом наклейки и в правом верхнем углу руководства по эксплуатации печатным способом.
Комплектность
Таблица 4 - Комплект поставки тележек ПТ-10
Наименование | Обозначение | Количество |
Устройства для контроля рельсовой колеи (тележки путеизмерительные) ПТ-10 | - | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ВДМА.663500.141 РЭ | 1 экз. |
Руководство пользователя ПО | ВДМА.663500.141 РП | 1 экз. |
Методика поверки | МП 203-28-2020 | 1 экз. |
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 2 документа ВДМА.663500.141 РЭ «Устройство для контроля рельсовой колеи (Тележка путеизмерительная) ПТ-10. Руководство по эксплуатации» и в разделе 2 документа ВДМА.663500.141 РП «Устройство для контроля рельсовой колеи (Тележка путеизмерительная) ПТ-10. Руководство пользователя ПО TRACK MOBILE».
Нормативные документы
ВДМА.663500.141ТУ «Устройства для контроля рельсовой колеи (тележки путеизмерительные) ПТ-10. Технические условия»
1
Погрешность приведена к верхнему пределу измерений уровня 160 мм