Назначение
Стенды для измерения, регулировки и контроля углов установки колес автомобилей «Тест-система лазерная СКО-1Л» (далее по тексту - стенды) предназначены для контроля параметров установки колес легковых автомобилей при их проверке и регулировке.
Описание
Тест-системы состоят из двух приборов измерительных (левого и правого), предназначенных непосредственно для измерений углов установки колес автомобиля; двух балок опорных, предназначенных для закрепления приборов измерительных на ободьях колес автомобиля; двух подставок с поворотными кругами, которые устанавливаются под управляемые колеса автомобиля; двух индикаторов со шкалами, которые закрепляются на ободьях задних колес; приспособления тормозного, предназначенного для блокировки педали ножного тормоза автомобиля в процессе измерений и регулировки; стопора рулевого колеса, предназначенного для блокировки рулевого колеса автомобиля в процессе измерений и регулировки.
Принцип работы тест-систем основан на оптическом способе регистрации информации посредством проектора и измерителя угла наклона, конструктивно соединенных между собой и составляющих измерительный прибор.
Проектор посылает два световых лазерных пучка, которые формируют точечные световые указатели, визуально наблюдаемые в процессе измерений на соответствующих шкалах.
Световой пучок, посылаемый проектором перпендикулярно его оптической оси, служит для обнаружения схождения колес, а световой пучок, посылаемый проектором вдоль его оптической оси - служит для контроля осей колес, центровки рулевого колеса и т.д.
Измеритель угла наклона формирует на встроенной шкале световой указатель, предназначенный для измерения развала колес, продольного и поперечного наклонов оси поворотной стойки колеса.
Стенды позволяют производить контроль и регулировку следующих параметров установки колес:
- схождение передних колес;
- развал передних колес;
- продольный и поперечный наклоны осей поворотных стоек передних колес;
- разность и рассогласование углов разворота передних колес;
- центровка рулевого колеса;
- взаимное положение осей передних и задних колес;
- смещение колес и изгиб осей колес на переднем и заднем мостах.
В качестве источников света в тест-системе применяются полупроводниковые лазерные диоды и светодиоды, что позволяет вести работы в условиях естественной и искусственной освещенности внутри помещений.
Питание осуществляется от первичного источника питания напряжением 2,4 В - две аккумуляторные батареи типоразмера АА.
В комплект тест-систем входят набор запасных частей, инструмента и принадлежностей, предназначенный для технического обслуживания тест-систем и набор контрольного инструмента (рейка контрольная и стойка контрольная), предназначенный для периодического контроля и регулировки приборов измерительных с целью обеспечения заданной точности измерений, а так же для поверки тест-систем.
Для размещения составных частей тест-систем в нерабочем состоянии
предназначен комплект щита настенного.
Рисунок 1 - Общий вид стендов для измерения, регулировки и контроля углов установки колес автомобилей «Тест-система лазерная СКО-1Л»
Технические характеристики
Таблица 1. Метрологические и технические характеристики
Характеристика | Значение |
Диапазон диаметров ободов контролируемых колес, мм | от 304,8 до 508,0 |
Диапазон измерений параметров установки колес: - схождения колес, мм - угла развала колес, ... ° - угла наклона оси поворотной стойки, .. ° | от -5 до 15 от -2 до 8 от -3 до 12 |
Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности измерений параметров установки колес: - схождения колес, мм - угла развала колес, ..' - угла наклона оси поворотной стойки, .' | ± 0,5 ± 10 ± 15 |
Максимальный потребляемый прибором ток при напряжении питания 2,4 В, мА | 220 |
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм - прибор измерительный левый (правый) - балка опорная - подставка - индикатор - рейка контрольная - стойка контрольная - стопор рулевого колеса - приспособление тормозное | 790 х 230 х 295 565 х 255 х 205 374 х 385 х 64 650 х 211 х 250 1037 х 160 х 350 300 х 275 х 405 175 х 172 х 400 620 х 60 х 200 |
Масса, кг, не более - прибор измерительный левый (правый) - балка опорная - подставка - индикатор - рейка контрольная - стойка контрольная - стопор рулевого колеса - приспособление тормозное | 4,0 5,7 10,0 0,3 1,8 8,0 0,8 1,0 |
Масса комплекта щита настенного, кг, не более | 10 |
Масса комплекта тест-системы в упаковке, кг, не более | 110 |
Установленная календарная продолжительность безотказной эксплуатации, мес. | 12 |
Установленный полный срок службы при полном ресурсе не менее 15000 циклов, лет | 6 |
Диапазон рабочих температур, °С | от +1 до +45 |
Относительная влажность воздуха при +25 °С, %, не более | 98 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на пластину, закрепленную на корпусе измерителя угла наклона прибора измерительного тест-систем, и на титульный лист паспорта типографским способом.
Комплектность
1. | Тест-система в сборе | 1 шт. |
2. | Руководство по эксплуатации | 1 экз. |
3. | Паспорт | 1 экз. |
4. | Методика поверки | 1 экз. |
Поверка
осуществляется в соответствии с документом МП 58453-14 «Стенды для измерения, регулировки и контроля углов установки колес автомобилей «Тест-система лазерная СКО-1Л». Методика поверки», утвержденным ФГУП «ВНИИМС» в августе 2014 г. и включенным в комплект поставки тест-систем.
Основные средства поверки:
- штангенциркуль ШЦ-Ш-1000 с ценой деления 0,1 мм;
- штангенрейсмас ШР-250 с ценой деления 0,05 мм.
Сведения о методах измерений
Метод измерений изложен в разделе 2.5 «Измерение параметров установки колес автомобиля» руководства по эксплуатации тест-систем.
Нормативные документы
ГОСТ Р 8.763-2011 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне 1 • 10-9 .. .50 м и длин волн в диапазоне 0,2 ... 50 мкм».
ГОСТ 8.016-81 «ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла».
ТУ BY 400046055.056-2013 «Стенд для измерения, регулировки и контроля углов установки колес автомобилей «Тест-система лазерная СКО-1Л». Технические условия».
Рекомендации к применению
Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений.