Назначение
Системы весового и габаритного контроля транспортных средств в движении типа MiM® (Measure-in-Motion®) (далее - системы MiM®) предназначены для измерения нагрузки на ось (группу осей) транспортного средства (далее - ТС), габаритных размеров, расстояний между осями ТС и определения общей массы ТС.
Описание
Системы MiM® представляют собой измерительные информационные системы, имеют модульную структуру и состоят из:
• весоизмерительных модулей (пьезоэлектрических датчиков, блока обработки сигналов пьезоэлектрических датчиков);
• модулей обнаружения и измерения длины ТС (индукционных контуров, блока обработки сигналов индукционных контуров);
• оптических лазерных устройств;
• промышленного компьютера;
• видеокамер.
Модульная структура систем MiM® позволяет комплектовать их различными модулями в зависимости от решаемых задач.
Кроме основных функций системы MiM® осуществляют сбор, обработку и хранение и дальнейшую передачу информации о нагрузке, приходящейся на ось (группу осей), общей массе ТС, габаритных размерах, расстоянии между осями, регистрационном номере ТС, скорости, направлении движения, дате, времени и месте прохождения ТС через зону контроля системы, наименовании, дислокации и принадлежности контрольного пункта.
Принцип действия модулей систем MiM® основан:
• весоизмерительных модулей - на преобразовании сигналов, возникающих при проезде ТС через пьезоэлектрические датчики, в аналоговые сигналы, параметры которых изменяются пропорционально нагрузке и времени прохождения между датчиками;
• модулей обнаружения и измерения длины ТС - на преобразовании сигналов, возникающих при проезде ТС через индукционные контуры, в аналоговые сигналы, параметры которых изменяются пропорционально длине и скорости ТС;
• оптических лазерных устройств - на преобразовании сигналов, возникающих при непрерывном сканировании оптическим лазерным устройством дорожного полотна и движущегося ТС, в аналоговые сигналы, параметры которых пропорциональны высоте и ширине ТС.
Аналоговые сигналы с пьезоэлектрических датчиков и индукционных контуров поступают в блоки обработки сигналов, конструктивно объединенные в одном устройстве -блоке обработки и управления. Блок обработки и управления служит для сбора, анализа и преобразования аналоговых сигналов в цифровые сигналы о нагрузках на оси ТС (группы осей), расстоянии между осями, общей массе, длине ТС, дате и времени проезда, направлении движения, скорости, количестве осей. Защита блока обработки и управления от несанкционированного доступа к настройкам и результатам измерений обеспечивается пломбой.
Информация с блока обработки и управления, а также оптических лазерных устройств передается на промышленный компьютер с установленным программным обеспечением, где
обрабатывается, анализируется, хранится и далее может пересылаться на дополнительные устройства системы MiM® (компьютер оператора и планшетный компьютер).
Пьезоэлектрические датчики монтируются в дорожное полотно перпендикулярно направлению движения ТС на определенном расстоянии друг от друга и позволяют определить нагрузку на каждую ось, расстояние между осями ТС. На основе полученных результатов измерений производится расчет общей массы ТС.
Индукционные контуры монтируются в дорожное полотно перед пьезоэлектрическими датчиками и представляют собой незамкнутые медные провода в виде 4-х витковой петли. Индукционные контуры предназначены для обнаружения ТС в зоне контроля системы MiM®, определения его длины и подсчета осей ТС.
Оптические лазерные устройства жестко закреплены на П или Г-образной опоре и монтируются над серединами полос. Оптические лазерные устройства позволяют измерить высоту и ширину движущегося ТС. Передача данных от оптических лазерных устройств на промышленный компьютер осуществляется по цифровому каналу.
Видеокамеры установлены над каждой полосой дороги, подключены к индукционным контурам и автоматически включаются при наличии ТС в зоне контроля системы MiM®. Видеокамеры предназначены для получения изображения ТС, в том числе государственного номера ТС. Изображения с видеокамер, содержащие общий вид ТС, его государственный номер и местоположение относительно зоны контроля передаются на промышленный компьютер для дальнейшего анализа, обработки и хранения. Информация с видеокамер может пересылаться на дополнительные устройства системы MiM® (компьютер оператора и планшетный компьютер).
Элементы управления и обеспечения работы систем MiM® устанавливаются в шкафу управления. Шкаф управления располагается рядом с местом установки пьезоэлектрических датчиков и индукционных контуров.
Рабочий диапазон температур систем MiM® обеспечивается внутренним подогревом видеокамер, оптических лазерных устройств и шкафа управления.
Системы MiM® дополнительно могут комплектоваться информационным табло, обзорной видеокамерой, компьютером оператора и планшетным компьютером для организации рабочего места пользователя.
Информационное табло предназначено для предупреждения водителей ТС, проезжающих через зону контроля системы MiM®, о превышении допустимых значений контролируемых параметров ТС. Информационное табло имеет экран, на котором отображается регистрационный номер ТС потенциального нарушителя с указанием направления следования на специально оборудованную площадку для контроля параметров ТС.
Обзорная видеокамера установлена при въезде на специально оборудованную площадку для контроля параметров ТС. Изображение с обзорной видеокамеры в режиме реального времени передается на мониторы компьютера оператора.
Информация о проезжающих ТС может отображаться на выносном показывающем устройстве, выполненном в виде планшетного компьютера.
Программное обеспечение
Программное обеспечение систем MiM® (далее - ПО) предназначено для сбора, обработки, оценки, хранения и дальнейшей передачи информации, поступающей с модулей систем MiM®. ПО формирует протокол регистрации проезда ТС, содержащий изображение ТС, сопровождаемое информацией о нагрузках на ось (группу осей), общей массе ТС, габаритных размерах, расстоянии между осями, скорости, направлении движения, дате, времени проезда, регистрационном номере ТС. ПО устанавливается на промышленный компьютер с операционной системой Microsoft Windows XP Embeded/Microsoft Windows XP/Vista/7/Server 2003/Server 2008/Server 2008 R2. Версия ПО отображается на протоколе регистрации проезда ТС при включении компьютера. Установка и техническое обслуживание ПО осуществляется фирмой-изготовителем. Вход в настройки ПО защищен паролем. Результаты измерений защищены от преднамеренных и непреднамеренных изменений с помощью контрольной суммы. Контрольная сумма создается индивидуально для каждого результата измерений.
Уровень защиты программного обеспечения систем MiM® от непреднамеренных и преднамеренных изменений высокий по Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО систем MiM® представлены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Наименование ПО | MEASURE IN MOTION® «BETAMONT.PLATFORM 2.3.X.X» |
Идентификационное наименование ПО | BETAMONT |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 2.3.X.X |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Технические характеристики
Таблица 2
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений общей массы ТС, кг | от 1500 до Nx20000* |
Максимальная нагрузка на ось ТС, кг | 20000 |
Минимальная нагрузка на ось ТС, кг | 500 |
Дискретность отсчета, кг | 10 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении общей массы ТС, % | ± 5 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении нагрузки на ось, % • двухосного ТС • всех типов ТС за исключением двухосных | ± 8 ± 11 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении нагрузки на группу осей, % | ± 10 |
Пределы допускаемой относительной погрешности при измерении нагрузки на ось в группе осей, % | ± 14 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения габаритных размеров ТС, мм • длины от 3 м до 30 м • ширины от 1,6 м до 5 м • высоты от 1,6 м до 5 м | ± 50 ± 35 ± 35 |
Класс оптического лазерного устройства по ГОСТ 31581-2012 | 1 |
Угол обзора оптического лазерного устройства, ° | 0 ... 100 |
Высота установки видеокамер и оптических лазерных устройств, м | 5,5 ... 7,0 |
Размеры зоны контроля полосы движения, м: • длина • ширина | 6 4 |
Направление движения | одностороннее |
Рабочий диапазон скоростей, км/ч ** | от 5 до 150 |
Продолжение таблицы 2
Наименование характеристики | Значение |
Рабочий диапазон температур, °С | от минус 40 до плюс 60 |
Относительная влажность, % | до 100 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: • напряжение, В • частота, Гц | 230:23 50 ± 1 |
* N-количество осей ТС
** калибровка систем MiM® проводится на скорости, характерной для данного участка дороги.
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист Руководства по эксплуатации.
Комплектность
Таблица 3
Наименование | Количество |
Система MiM®, шт. | 1 |
Руководство по эксплуатации, экз. | 1 |
Методика поверки, экз. | 1 |
Поверка
осуществляется по документу МП РТ 1607-2011 «Системы весового и габаритного контроля транспортных средств в движении типа MiM® (Measure-in-Motion®). Методика поверки», утвержденному ГЦИ СИ ФГУ «Ростест-Москва» в августе 2011 г.
Основное поверочное оборудование:
• весы автомобильные подкладные для поколесного взвешивания с максимальной нагрузкой Max = 6000 кг, с поверочным делением e = 2 кг;
• весы автомобильные неавтоматического действия с максимальной нагрузкой Max = 60000 кг, с поверочным делением e = 20 кг;
• дальномеры лазерные с диапазоном измерений 0,20 м - 30,00 м и пределом допускаемой погрешности измерений ± 2 мм или рулетки металлические с длиной шкалы 20 м и пределом допускаемой погрешности измерений ± 2 мм;
• эталонные ТС: двухосные, трехосные (четырехосные), многоосные (тягач с прицепом, трейлер).
Сведения о методах измерений
Методика выполнения измерений изложена в Руководстве по эксплуатации.
Нормативные документы
1. «Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним», утвержденный приказом МВД России от 8 ноября 2012 г. № 1014 (в редакции приказа МВД России от 20 января 2015 г. № 32).
2. Международная Рекомендация МОЗМ Р 134-1(OIML R 134-1) «Автоматические приборы для взвешивания дорожных транспортных средств в движении. Общее взвешивание транспортных средств».
3. ГОСТ Р 8.763-2011 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне от 1-10-9 до 50 м и длин волн в диапазоне от 0,2 до 50 мкм».
4. ГОСТ 8.021-2005 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы».