Назначение
Система информационно-измерительная «СИ-2ГТД» (далее - Система) предназначена для измерения параметров авиационных двигателей: силы от тяги двигателя и массового расхода топлива, а также для отображения и документирования результатов измерений и расчетных величин на стендах № 3 и № 4.
Описание
Система имеет модульную конструкцию, включающую в себя датчики, аналогоцифровые преобразователи и цифровую аппаратуру «верхнего уровня» (специализированные платы, компьютеры со специализированным программным обеспечением, мониторы).
Принцип действия Системы при измерении физических величин (силы от тяги двигателя и массового расхода топлива) основан на преобразовании измеряемых физических величин первичными измерительными преобразователями (1111) в электрические сигналы, функционально связанные с измеряемыми физическими величинами, с последующей передачей их по каналам связи в измерительные преобразователи для регистрации измеренных величин и передаче последних в персональный компьютер (ПК) верхнего уровня Системы.
Конструктивно Система состоит из:
- тензометрического весоизмерительного устройства на базе ТВЭУ-05П (в составе датчика весоизмерительного тензорезисторного С2Н-1-С3 и терминала ТВ-003/05Д);
- силоизмерительного устройства на базе тензорезисторного датчика ТВС-2 и прибора весоизмерительного Микросим-06;
- ПК;
- пульта управления.
Функционально Система состоит из:
- ИК силы от тяги двигателя;
- Модуля измерения массового расхода топлива (МИРТ).
ИК силы от тяги двигателя функционирует следующим образом: датчик силоизмерительный тензорезисторный ТВС-2 преобразовывает механическое движение рамы испытательного стенда при работе двигателя в электрический сигнал и передает его на прибор весоизмерительный Микросим-06 и комплекс программно-технический «Старт 7/11» (стенд № 4), комплекс измерительный «Старт 7/18» (стенд № 3).
МИРТ предназначен для измерений:
- массы топлива с помощью ТВЭУ-05П;
- интервалов времени с помощью терминала ТВ-003/05Д;
- расчета массового расхода топлива.
Принцип действия МИРТ основан на измерении расхода топлива из мерного бака стенда при работе двигателя в течении времени. Электрический сигнал, соответствующий массе топлива (от датчика весоизмерительного тензорезисторного С2Н-1-С3 на котором подвешен мерный бак), поступает на терминал ТВ-003/05Д, который измеряет интервал времени отбора заданного значения массы топлива и передает его на комплекс программно-технический «Старт 7/11» (стенд № 4), комплекс измерительный «Старт 7/18» (стенд № 3) с последующим вычислением значений массового расхода топлива.
Общий вид составных частей Системы представлен на рисунках 2 - 8.
Место пломбировки от несанкционированного доступа указано на рисунке 1.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) Системы разделено на метрологически значимую и незначимую части, реализовано в пакете обработки сигналов «АРИС», установлено на аппаратуре верхнего уровня и является встроенным. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается в заголовке главного окна ПО и в специальном окне с информацией о ПО, которое может быть вызвано через главное меню ПО. Конструкция систем исключает возможность несанкционированного влияния на ПО.
Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии с Р 50.2.077-2014 - «высокий». Используемое ПО защищено проверкой файла лицензии и паролем, с заданной периодичностью выполняется резервное копирование файлов данных. Программный ключ защиты исполняемых файлов и файлов данных поставляется на внешней съемной флэш-памяти.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | «АРИС» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 2 |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма исполняемого кода) | 2FE1AC41 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | CRC32 |
Технические характеристики
Метрологические и технические характеристики Системы приведены в таблицах 2, 3.
аблица 2 - Метрологические характеристики
Физические параметры (обозначение) | Измеряемые величины | Значение входного сигнала | Пределы допускаемой погрешности | Кол-во каналов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сила от тяги | Сила от тяги | от 0 до 98 кН | у: ± 0,5 % от ВП | 1 |
двигателя | двигателя | от 98 до 196 кН | 5: ± 0,5 % от ИЗ |
Расход топлива | Расход | от 600 до 3500 кг/ч | у: ± 0,5 % от ВП | 1 |
массовый | от 3500 до 7000 кг/ч | 5: ± 0,5 % от ИЗ |
Примечания:
Y - приведенная погрешность;
5 - относительная погрешность;
ВП - верхний предел диапазона измерений; ИЗ - измеряемое значение.
Таблица 3 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Параметры электрического питания: |
- напряжение переменного тока, В - частота переменного тока, Гц | 220+22 50±1,0 |
Потребляемая мощность, Вт, не более | 800 |
Габаритные размеры составных частей Системы, мм, (длина х ширина х высота), не более: |
- Шкаф комплекса «Старт 7/11»/«Старт 7/18» - Системный блок ПК - Монитор ПК | 760х600x150 482x450x177 542x421x169 |
Масса составных частей, кг, не более: |
- Шкаф комплекса «Старт 7/11»/«Старт 7/18» - Системный блок ПК - Монитор ПК | 70 15 4,5 |
Условия эксплуатации Системы |
- температура воздуха, °С - относительная влажность воздуха при температуре +25 °С, % - атмосферное давление, кПа | от +5 до +35 от 20 до 80 от 84,6 до 106,7 |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист формуляра и руководства по эксплуатации системы информационно-измерительной «СИ-2ГТД».
Комплектность
Таблица 4 - Комплектность Системы
Наименование (номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений) | Кол -во | Примечание |
Датчик силоизмерительный тензорезисторный ТВС-2 (2951-72) | 1 | В составе ИК силы от тяги двигателя |
Прибор весоизмерительный Микросим-06 (25939-08) | 1 |
Устройство тензометрическое весоизмерительное электронное ТВЭУ-05П (19765-10) в составе: - датчик весоизмерительный тензорезисторный С2Н-1-С3; - терминал ТВ-003/05Д | 1 | В составе МИРТ |
ПК | 1 | Пультовая |
Комплекс программно-технический «Старт 7/11» (33143-06) (стенд № 4); Комплекс измерительный «Старт 7/18» (54386-13) (стенд № 3) | 1 | |
Программное обеспечение «АРИС» | 1 | |
Система информационно-измерительная «СИ-2ГТД». Методика поверки МП СИ-2ГТД | 1 | |
Система информационно-измерительная «СИ-2ГТД». Руководство по эксплуатации СИ-2ГТД РЭ | 1 | |
Поверка
осуществляется по документу МП СИ-2ГТД «Система информационно-измерительная «СИ-2ГТД». Методика поверки», утвержденному ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» «15» мая 2019 г.
Основные средства поверки:
- динамометр эталонный 2-го разряда по государственной поверочной схеме для средств измерений силы (ГОСТ 8.640-2014);
- частотомер электронно-счетный вычислительный Ч3-64, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 9135-83;
- гири класса точности М3 по ГОСТ OIML R 111-1-2009.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемой Системы с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационной документации.
Нормативные документы, устанавливающие требования к системам информационноизмерительным «СИ-2ГТД»
ОСТ 1 01021-93. Стенды испытательные авиационных газотурбинных двигателей. Общие требования