Назначение
Системы дорожного весового контроля «СВК» (далее - системы) предназначены для измерения вертикальных сил воздействия колеса, группы колес, оси или группы осей (далее - колесной или осевой нагрузки) движущегося транспортного средства (далее - ТС) на дорожное полотно, определения его массы в целом, межосевых расстояний и скорости движения.
Система может применяться на предприятиях и организациях, осуществляющих контроль движения или эксплуатирующих ТС, автомобильные дороги, мосты, склады, элеваторы, порты и т.п., где необходимо получение оперативных сведений о нагрузках на дорожное полотно, транспортных и грузовых потоках.
Описание
Принцип действия систем основан на преобразовании деформации упругого элемента силоизмерительного тензорезисторного датчика (далее - датчик), возникающей под действием давления колес движущегося ТС в аналоговый сигнал, изменяющийся пропорционально этому воздействию. Аналоговый электрический сигнал датчика преобразуется и обрабатывается аналого-цифровым преобразователем, расположенным в шкафу с электронной частью, а результаты передаются на внешние электронные устройства.
Система состоит из силоприемных модулей (далее - СМ), индикаторов проезда ТС, шкафа с электронной частью, устройства передачи данных и специального программного обеспечения.
СМ представляет собой работающий на сжатие фасонный измерительный брус со встроенными датчиками. Он опирается на упругую постель из специального компаунда, сформированную на дне паза, отфрезерованного в дорожном полотне перпендикулярно направлению движения ТС.
Индикатор проезда ТС служит для фиксации момента въезда ТС в зону расположения СМ, выезда из нее и представляет собой утопленные в дорожном полотне витки проводов прямоугольной формы.
СМ и индикаторы проезда ТС монтируются в дорожное полотно не менее, чем в двух его поперечных сечениях (линиях). В зависимости от количества и схемы расположения СМ в дорожном полотне, система измеряет колесную или осевую нагрузку движущегося ТС на дорожное полотно, а так же определяет его массу в целом, скорость движения и межосевые расстояния в автоматическом режиме.
Регистрация государственного номерного знака ТС производится автоматически видеокамерой в момент проезда ТС через СМ.
Программное обеспечение (ПО) системы имеет обозначение СВК 1.ХХ, где:
СВК 1 - идентификационный номер (ИН),
XX - порядковый номер версии, в зависимости от количества выполняемых функций (01, 02 и т.д.).
Идентификационный номер и версия ПО выводится в заголовке главного окна программы и в специальном окне с информацией о программе, которое может быть вызвано через главное меню программы.
Погрешность округления числовых значений результатов измерений обеспечивается ПО.
В целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений, вход в подпрограмму юстировки метрологических параметров защищен электронным клеймом - случайным числом, которое автоматически обновляется после каждого его изменения.
При количестве линий СМ более двух программное обеспечение системы, сопоставляя результаты измерений одной и той же части ТС в каждой из линий, определяет среднее значение и размах измеренных значений колесных или осевых нагрузок.
Программное обеспечение выполняет следующие функции:
• определение колесной или осевой нагрузки, а также, путем суммирования, массы тележки и массы ТС в целом;
• определение скорости движения и межосевых расстояний,
• автоматическое распознавание государственного регистрационного знака ТС и сохранение его изображения,
• передача данных измерений и видеорегистации ТС по оптоволоконному, беспроводному или спутниковому каналам связи для их дальнейшей обработки и хранения;
• архивирование результатов за определенные промежутки времени,
• диагностика состояния системы,
• интеграция системы с комплексами измерения габаритных размеров ТС, Системы выпускаются в различных вариантах исполнения, отличающихся количеством СМ, наличием дополнительных функций и имеет обозначение:
СВК - X - У(Ь)РКВД, где
СВК - обозначение типа (система весового контроля),
X - количество линий установки СМ в дорожном полотне,
Y - общее количество СМ,
L - длина СМ,
Р - наличие функции распознавания государственного регистрационного знака ТС,
К - возможность измерения колесной нагрузки ТС,
В - наличие детектора превышения высоты ТС,
Д - наличие детектора превышения длины ТС.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. При измерении массы ТС в целом.
1.1. Наибольший предел взвешивания одной оси ТС, т
1.2. Наименьший предел взвешивания, т
1.3. Дискретность отсчета (d), кг
1.4. Пределы допускаемой погрешности при измерении в движении массы ТС в целом при первичной поверке и при инспекции в эксплуатации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количество линий СМ | Класс точности по ГОСТ 30414 | Пределы допускаемой погрешности, в интервалах, т |
от 1 до 15 вкл., ± кг | свыше 15, ±% от измеренного значения |
свыше 10 | 1 | 150 | 1,0 |
не более 9 | 2 | 300 | 2,0 |
не более 5 | (5) | 750 | 5,0 |
2 | (Ю) | 1500 | 10,0 |
1.5. Пределы допускаемой погрешности при измерении массы автопоезда, состоящего из п автомобилей, прицепов, полуприцепов в автопоезде, при первичной поверке и при инспекции в эксплуатации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Количество линий СМ | Класс точности по ГОСТ 30414 | Пределы допускаемой погрешности, в интервалах, т |
от 1хп до 15*п вкл., ±кг | свыше 15хп, ±% от измеренного значения |
свыше 10 | 1 | 150хп | 1,0 |
не более 9 | 2 | ЗООхд | 2,0 |
не более 5 | (5) | 750хп | 5,0 |
2 | (Ю) | 1500хП | 10,0 |
2. При измерении колесной или осевой нагрузки ТС.
2.1. Наибольший предел измерения, кН
2.2. Наименьший предел измерения, кН
2.3. Дискретность отсчета (d), кН
2.4. Максимальная разность между показанной нагрузкой в движении и соответствующей статической массой для двухосного эталонного ТС на рессорной подвеске не должна превышать значений, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Количество линий СМ | Максимальная разность между показанной нагрузкой в движении и соответствующей статической массой для двухосного эталонного ТС на рессорной подвеске, в интервалах, кН |
от 5 до 70 вкл., ±кН | свыше 70, ±% от измеренной величины |
свыше 10 | 1,0 | 1,0 |
не более 9 | 1,5 | 2,0 |
не более 5 | 3,0 | 4,0 |
2 | 6,0 | 8,0 |
2.5. Максимальное отклонение показанной нагрузки от соответствующего среднего арифметического значения в движении для всех ТС не должно превышать значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4
Количество линий СМ | Максимальное отклонение показанной нагрузки от соответствующего среднего арифметического значения в движении для всех ТС, в интервалах, кН |
от 5 до 70 вкл., ±кН | свыше 70, ±% от измеренной величины |
свыше 10 | 1,5 | 2,0 |
не более 9 | 3,0 | 4,0 |
не более 5 | 6,0 | 8,0 |
2 | 11,5 | 16,0 |
2.6. Максимальная разность между показанной нагрузкой в движении и соответствующей статической массой для двухосного эталонного ТС на рессорной подвеске и максимальное отклонение показанной нагрузки от соответствующего среднего арифметического значения в движении для всех ТС, указанные в таблицах 3 и 4, в зависимости от количества полос СМ соответствуют классам точности С, D, Е и F Международной Рекомендации МОЗМ № 134 соответственно.
3. Для сведения в таблице 5 приведено соотношение между классами точности системы по ГОСТ 30414 и классами точности при измерении колесной или осевой нагрузки ТС и его полной массы Рекомендаций МОЗМ № 134.
Таблица 5
Класс точности по ГОСТ 30414 | Класс точности по МОЗМ Р 134 для массы ТС в целом | Класс точности по МОЗМ Р 134 при измерении колесной или осевой нагрузки ТС |
1 | 1 | С |
2 | 2 | D |
(5) | 5 | Е |
(Ю) | 10 | F |
4. Габаритные размеры СМ, не более, мм:
• длина
• ширина
• высота
5. Время прогрева, мин, не более
6. Диапазон рабочих температур, °C:
• для СМ.............................................................от минус 40 до плюс 70
• для шкафа с электронной частью............................от минус 30 до плюс 50
7. Требования к состоянию дорожного полотна на участке длиной не менее 300 м до и не менее 100 м после места установки СМ указаны в таблице 6.
Таблица 6
Наименование нормируемого параметра | Значение |
Радиус кривизны в плане, км, не менее | 2 |
Радиус кривизны продольного профиля, км, не менее | 4 |
Уклон в продольном профиле, мм/м, не более | 20 |
Уклон в поперечном сечении, мм/м, не более | 20 |
Просвет под рейкой длиной 5 м, мм, не более | 3 |
Толщина асфальтобетонного покрытия в месте расположения СМ, мм, не менее | 150 |
Сплошные линии дорожной разметки по границам полосы движения ТС по ГОСТ Р 52289-2004 | по ГОСТ Р 51236-99 |
8. Электрическое питание - от сети переменного тока с параметрами: • напряжение, В.................................................................от 198 до 242
• частота, Гц.........................................................................от 49 до 51
• потребляемая мощность, ВА, не более................................................500
9. Направление движения...................................................... одностороннее
10. Диапазон скоростей движения ТС при взвешивании, км/ч................... 10-140
11. Диапазон определяемых скоростей, км/ч......................................... 10-140
12. Диапазон определения межосевого расстояния, м............................... 1,2-12
13. Пределы допускаемой погрешности определения межосевого расстояния, ±%.1О
14. Значение вероятности безотказной работы за 2000 часов........................ 0,92
15. Средний срок службы, лет.................................................................. 5
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится типографским способом на титульный лист РЭ и высвечивается на экране монитора при включении системы.
Комплектность
№ | Наименование комплектующих изделий | Кол-во | Примечание |
1 | СМ | 1 компл. | Количество оговаривается при заказе |
2 | Индикатор проезда ТС | 1 компл. |
3 | Видеокамера в термостатированном корпусе | 1 шт. | - |
4 | Устройство дистанционной передачи данных | 1 шт. | - |
5 | Источник бесперебойного питания | 1 шт. | - |
6 | Шкаф металлический термостатированный с электронной частью системы | 1 шт. | - |
7 | Программное обеспечение (ПО) СВК 1 | 1 шт. | - |
8 | Инструкция пользователя ПО | 1 экз. | - |
9 | Руководство по эксплуатации (РЭ) | 1 экз. | - |
10 | Методика поверки (МП) | 1 экз. | - |
11 | Персональный компьютер (ПК) | 1 шт. | По отдельному заказу |
12 | Детектор разрешенной высоты ТС | 1 шт. |
13 | Детектор разрешенной длины ТС | 1 шт. |
Поверка
Поверка осуществляется в соответствии с документом «Системы дорожного весового контроля «СВК». Методика поверки», утвержденным ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИМС»
Основные средства поверки:
• весы автомобильные для статического взвешивания с абсолютной погрешностью не превышающей 1/3 пределов допускаемой погрешности при измерении в движении массы ТС (значения максимальной разности между показанной нагрузкой в движении и соответствующей статической массой для двухосного эталонного ТС на рессорной подвеске, выраженного в единицах массы);
• эталонное двухосное ТС на рессорной подвеске.
Межповерочный интервал - 12 месяцев.
Нормативные документы
ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
Рекомендации МОЗМ № 134-2003 «Автоматические приборы для взвешивания дорожных транспортных средств в движении. Общее взвешивание транспортных средств» в части основных метрологических характеристик и методики поверки.
ТУ 4274-090-18217119-2009 «Системы дорожного весового контроля «СВК». Технические условия».
Заключение
Тип систем дорожного весового контроля «СВК» утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, и, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации