Назначение
 Системы дорожного контроля СДК.Ам (далее - СДК) предназначены для:
 -    измерений осевых нагрузок и массы автодорожных колёсных транспортных средств (далее - ТС), в том числе автопоездов, автоцистерн с жидкими грузами, включая сжиженные газы, путём автоматического взвешивания по частям в движении или с остановкой;
 -    измерений межосевых расстояний и габаритных размеров ТС в движении.
Описание
 Принцип действия СДК при измерениях осевых нагрузок и массы ТС основан на преобразовании деформаций упругих элементов датчиков, возникающих под действием нагрузки на грузоприемную платформу в цифровой сигнал, пропорциональный измеряемой нагрузке. Далее этот сигнал подается в вычислительный блок и подвергается математической обработке программным обеспечением (далее - ПО) с дальнейшим определением значений осевых нагрузок, массы, расстояний между смежными осями и влияющих факторов, таких как скорость каждой оси и ускорение ТС, вычисляемое как изменение скорости для каждых двух смежных осей, отнесенное к интервалу времени между проездами этих осей. Кроме того вычисляются коэффициенты неравномерности осевых нагрузок и неопределенности массы ТС.
 Принцип действия СДК при измерениях габаритных размеров основан на определении расстояний до поверхности ТС двумя лазерно-триангуляционными измерителями профиля при непрерывном контроле скорости ТС оптическим измерителем скорости. Далее эти результаты измерений подвергаются математической обработке ПО с дальнейшим построением формы ТС и определением габаритных размеров. Габаритные размеры определяются как длина, ширина и высота наименьшего прямоугольного параллелепипеда, в который можно вписать форму ТС.
 ПО СДК вычисляет значения осевых нагрузок, массы взвешиваемых ТС, а также их габаритные размеры. Результаты измерений и вспомогательная информация выводятся на экран монитора и сохраняются в памяти персонального компьютера (далее - ПК).
 СДК представляют собой комплекс автоматических систем весового и габаритного контроля (далее - АВГК) ТС, состоит из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), лазернотриангуляционных измерителей профиля, оптического измерителя скорости и вычислительного блока (далее - ПК), расположенного в шкафу управления.
 ГПУ размещается на специально подготовленной площадке или на отдельной полосе движения участка дороги с асфальтобетонным покрытием (далее - зона весового контроля). ГПУ состоит из рамы, грузоприемной платформы, четырех цифровых весоизмерительных тензорезисторных датчиков ДВТ-10-Р (изготовитель - ООО НИПВФ «Тензор», г. Ростов-на-Дону) (далее - датчики) с узлами встройки. Датчики имеют неразъемное соединение через соединительную коробку с источником питания ГПУ и ПК.
 Грузоприемная платформа подвешена внутри рамы на датчиках растяжения и может быть накрыта защитным металло-полимерным настилом, края которого закреплены на неподвижной раме.
 Лазерно-триангуляционные измерители профиля и оптический измеритель скорости, а также шкаф управления располагаются на П- или Г-образной опоре. Лазернотриангуляционные измерители профиля состоят из полупроводниковых лазерных излучателей, оптической системы формирования структурированной подсветки и видеокамеры с узкополосным оптическим фильтром, которые расположены в термостатированном корпусе c автоматическим поддержанием внутренней температуры в диапазоне от плюс 35 °С до плюс 50 °С. Оптический измеритель скорости состоит из источника инфракрасного излучения, объектива, растровой диафрагмы и приемника излучения, которые расположены в корпусе.
 Результаты измерений отображаются на дисплее и сохраняются в базе данных (далее - БД). СДК выпускаются в модификациях с обозначением «СДК.Ам-X1-Х2-Х3-Х4», где:
 «X1» - определяет конструктивные особенности и принимает значения:
 «1» - для ГПУ без защитного настила,
 «2» - для ГПУ с металло-полимерным защитным настилом;
 «X2» - определяет конструктивные особенности и принимает значения:
 «1» - для ГПУ с жестким подвесом грузоприемной платформы,
 «2» - для ГПУ оснащенного системой демпфирования механических колебаний; «X3» - определяет требования к зоне весового контроля (согласно эксплуатационному документу) и принимает значения:
 «1» - ГПУ устанавливается на специально подготовленных площадках или участках
 дороги,
 «2» - ГПУ на отдельной полосе движения участка дороги;
 «X4» - определяет наличие тех или иных сервисных устройств, и может принимать значения и их сочетания:
 «В» - наличие устройства видеонаблюдения и автоматической записи изображения ТС в момент взвешивания,
 «И» - наличие устройства идентификации взвешиваемых ТС,
 «Д» - наличие дополнительного показывающего устройства,
 «У» - наличие устройства автоматического управления движением ТС,
 «Г»- наличие устройства автоматического измерения габаритных размеров ТС. Общий вид СДК представлен на рисунке 1.
 Место пломбировки
Программное обеспечение
 ПО СДК функционально делится на метрологически значимую и незначимую части. Метрологически значимая часть осуществляет обработку измерительной информации, сохранение результатов регулировки и измерений в БД. В состав метрологически значимой части ПО входят подпрограммы защиты результатов регулировки и измерительной информации, в том числе при передаче информации в БД. Метрологически значимая часть ПО формирует управляющие сигналы для метрологически незначимой части ПО, которая осуществляет взаимодействие с сервисными устройствами, в том числе:
 -    автоматического формирования БД результатов измерений, движущихся в потоке ТС с фиксацией даты и времени проезда;
 -    объективного контроля качества измерений осевых нагрузок ТС на ГПУ во время взвешивания в движении с сохранением осциллограмм проезда.
 Для защиты метрологически значимой части ПО применяются следующие средства:
 -    при запуске ПО выполняется проверка целостности и подлинности метрологически значимой части;
 -при нарушении целостности ПО, на дисплей ПК выводится сообщение о характере нарушений, и работа СДК блокируется;
 -    регулировка СДК возможна только при наличии пароля и специального электронного
 ключа;
 -все изменения регулировочных коэффициентов сохраняются в электронном журнале событий, текущее значение которого может быть просмотрено через меню пользователя;
 -защита от несанкционированного доступа осуществляется опломбированием соединительной коробки и шкафа управления.
 Идентификационные данные метрологически значимой части ПО отображаются на дисплее ПК во время работы программы в главном окне на вкладке «Идентификационные признаки ПО» и соответствуют таблице 1.
 Уровень защиты ПО «Высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
  | Идентификационные данные (признаки) | Значение | 
 | 1 | 2 | 
 | Идентификационное наименование ПО | Klient car | 
 | Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже V.1.0.3.XX* | 
 | Цифровой идентификатор ПО | 9CB0B72E** 9B134659*** | 
 | * обозначение «XX» не относится к метрологически значимой части ПО ** контрольная сумма метрологически значимой части ПО системы весового контроля, вычисляемая по алгоритму CRC32 *** контрольная сумма метрологически значимой части ПО системы габаритного контроля, вычисляемая по алгоритму CRC32 | 
 
Технические характеристики
 1 Режим статического взвешивания
 Таблица 2 - Характеристики при статическом взвешивании объектов, полностью размещаемых на грузоприёмной платформе__
  | Наименование характеристики | Значение | 
 | Диапазон измерений массы, т | от 1,5 до 20 включ. | 
 | Цена деления (шкалы), т | 0,02 | 
 | Пределы допускаемой абсолютной погрешности при поверке, в интервалах нагрузок, т:* от 1,5 до 10 включ. св. 10 до 20 включ. | ±0,01 ±0,02 | 
 | * в эксплуатации пределы допускаемой абсолютной погрешности удваиваются | 
 
Таблица 3 - Характеристики при измерениях статических осевых нагрузок и массы неподвижных ТС в режиме измерений по частям__
  | Наименование характеристики | Значение | 
 | Диапазон измерений осевой нагрузки, т | от 1,5 до 20 включ. | 
 | Максимальное число осей ТС (n), шт. | 16 | 
 | Максимальная масса ТС, т | n-20 | 
 | Минимальная масса ТС, т | n-1,5 | 
 | Цена деления (шкалы), т | 0,02 | 
 
Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений статических осевых нагрузок и массы неподвижных ТС в режиме измерений по частям при поверке и в эксплуатации__
  | Наименование характеристики | Значение для | модификаций | 
 | СДК.Ам-Х1-Х2-1-Х4 | СДК.Ам-Х1-Х2-2-Х4 | 
 | Пределы допускаемой относительной погрешности измерений статических осевых нагрузок ТС, % в зависимости от измеренного значения: св. 6 т до 20 т включ. | ±1 | ±2 | 
 | св. 3 т до 6 т включ. | ±2 | ±3 | 
 | от 1,5 т до 3 т включ. | ±4 | ±4 | 
 | в зависимости от измеренного значения массы ТС: св. 12 т, | ±1 | ±1 | 
 | св. 6 до 12 т включ. | ±2 | ±2 | 
 | от 3 до 6 т включ. | ±3 | ±3 | 
 
 | Наименование характеристики | Значение | 
 | Диапазон измерений динамических осевых нагрузок, т | от 1,5 до 20 | 
 | Максимальное число осей ТС (n), шт. | 16 | 
 | Максимальная масса ТС, т | n-20 | 
 | Минимальная масса ТС, т | 3 | 
 | Цена деления (шкалы), т | 0,02 | 
 | Примечание- для модификации СДК.Ам-Х1-Х2-1-Х4 в соответствии с условиями размещения ГПУ на специальной площадке может быть установлено ограничение максимальной скорости при взвешивании менее 90 км/ч. | 
 
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок и массы ТС в зависимости от расчетных параметров (коэффициента неравномерности движения кнер и неопределенности измерений массы ТС - 5м) представлены в таблице 6
 Таблица 6 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок и массы ТС в движении
  | Наименование характеристики | Значение для модификаций | 
 | СДК.Ам-Х1-Х2-1-Х4 | СДК.Ам-Х1-Х2-2-Х4 | 
 | Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок ТС, %, в зависимости от кнер: кнер — 1 1    <кнер — 2 2    <кнер — 4 4 <кнер — 8 8<кнер | ±1 ±2 ±4 ±8 не норм | ±2 ±3 ±4 ±8 ируется | 
 | Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы ТС в движении, %, в зависимости от 5м: 5м — 1 1    <5м — 2 2    <5м — 3 3    <5м — 5 | ±1 ±2 ±3 ±5 | 
 | Примечания: 1    Для каждой осевой нагрузки и массы ТС, в зависимости от сочетания влияющих факторов автоматически вычисляется коэффициент неравномерности движения - кнер и коэффициент неопределенности измерений массы ТС - 5м; 2    Если хотя бы для одной оси ТС погрешность измерения осевой нагрузки не нормируется, то погрешность измерений массы также не нормируется. 3    К влияющим факторам относятся: ускорения ТС во время взвешивания, амплитуда и форма колебаний осевой нагрузки, а также особенности конструкции ТС. | 
 
Таблица 7 - Измерение расстояний между смежными осями ТС в движении со скоростью в интервале свыше 6 до 90 км/ч__
  | Наименования характеристик | Значение | 
 | Максимальное расстояние, м | 15 | 
 | Минимальное расстояние, м | 0,9 | 
 | Цена деления (шкалы), м | 0,01 | 
 | Пределы допускаемой относительной погрешности измерений расстояний между смежными осями одиночного ТС, % | ±4 | 
 | Примечание - для автопоездов и сочлененных ТС результат измерений расстояний между последней осью тягача и первой осью прицепа (полуприцепа) не учитывает возможный люфт в сцепных устройствах. | 
 | Таблица 8 - Характеристики СДК при измерениях габаритных размеров ТС в движении | 
 | Наименования характеристик | Значение | 
 | Дискретность отсчета по высоте, м | 0,02 | 
 | Дискретность отсчета по ширине, м | 0,05 | 
 | Дискретность отсчета по длине, м | 0,2 | 
 | Диапазон измерений длины ТС, м | от 3 до 30 включ. | 
 | Диапазон измерений ширины ТС, м | от 1,6 до 5 включ. | 
 | Диапазон измерений высоты ТС, м | от 1,6 до 5 включ. | 
 | Пределы допускаемой погрешности измерений размеров ТС, м -    длина -    ширина -    высота | ±0,6 ±0,1 ±0,06 | 
 | Таблица 9 - Общие технические характеристики СДК | 
 | Наименования характеристики | Значение | 
 | Рабочий диапазон скоростей при взвешивании в движении, км/ч | св. 0 до 90 | 
 | 2 Допустимый диапазон ускорений ТС при взвешивании в движении, м/с | от -0,2 до +0,2 | 
 | Рабочий диапазон температур, °С -    для ГПУ и системы габаритного контроля -    для ПК и периферийного оборудования | от -40 до +50 от +15 до +30 | 
 | Параметры электрического питания от сети переменного тока: -    напряжение, В -    частота, Гц | от 187 до 242 от 49 до 51 | 
 | Размеры грузоприемной платформы, мм, не более -    ширина -    длина | 4000 1000 | 
 | Длина кабельной линии, м, не более | 1000 | 
 | Примечание - ускорение ТС приводит к перераспределению осевых нагрузок и, соответственно, к увеличению погрешности измерений. Если ускорение ТС при взвешивании превысило заданные пределы диапазона, то погрешность измерения осевых нагрузок и массы ТС не нормируется, а результаты измерений считаются оценочными. | 
 
Знак утверждения типа
 наносится графическим способом на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ и типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.
 Таблица 10 - Комплектность средства измерений
  | Наименование | Обозначение | Количество | 
 | СДК | - | 1 шт. | 
 | Комплект дополнительных устройств | - | 1 компл. | 
 | Методика поверки | МП 204-31-2017 | 1 экз. | 
 | Руководство по эксплуатации | - | 1 экз. | 
 
Поверка
 осуществляется по документу МП 204-31-2017 «ГСИ. Системы дорожного контроля СДК.Ам. Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИМС» 25 декабря 2017 г.
 Основные средства поверки:
 -    гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015.
 -    рулетка измерительная металлическая класса точности 3 по ГОСТ 7502-98.
 Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
 метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.
 Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений.
Сведения о методах измерений
 приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
 ГОСТ 8.021- 2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы ТУ 28.29.31-005-49804336-2018 Системы дорожного контроля СДК.Ам. Технические условия