Система измерительная массы нефтепродуктов на путях необщего пользования № 51 ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"
Назначение
Система измерительная массы нефтепродуктов на путях необщего пользования № 51 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (далее - ИС) предназначена для измерений массы нефтепродуктов, находящихся в железнодорожных цистернах и составах из них, с учетом корректировки на выталкивающую силу воздуха.
Описание
Принцип действия ИС основан на измерении, преобразовании и обработке системой сбора и обработки информации (далее - СОИ) входных аналоговых сигналов силы постоянного тока от 4 до 20 мА, поступающих по измерительным каналам (далее - ИК) от первичных измерительных преобразователей температуры и давления, а также входных цифровых электрических сигналов, поступающих от весов вагонных, и последующего вычисления массы нефтепродуктов, определяемой как разность массы заполненных и массы порожних железнодорожных цистерн, измеренных прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных цистерн или взвешиванием на весах в движении нерасцепленных железнодорожных цистерн и составов из них, с корректировкой на выталкивающую силу воздуха.
ИС состоит из весов вагонных 7260P (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - регистрационный номер) 71074-18) модификации 7260PSM (далее - весы), преобразователя давления измерительного СДВ-SMART модификации 1041 (регистрационный номер 61936-15) (далее - СДВ-SMART), термопреобразователя универсального ТПУ 0304 (регистрационный номер 50519-17) модификации ТПУ 0304/М1-Н (далее - ТПУ 0304), СОИ. СОИ состоит из контроллера логического программируемого ПЛК 200 (регистрационный номер 84822-22) (далее - ПЛК 200), автоматизированного рабочего места оператора и модуля учета выталкивающей силы (далее - модуль УВС). Модуль УВС представляет собой аппаратно-программный комплекс с программным обеспечением «Учет Выталкивающей Силы» (далее - ПО «УВС»).
Состав ИК ИС приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Состав ИК ИС
| Тип ИК | Первичные измерительные преобразователи | Вторичная часть ИК |
| ИК массы | Весы | ПЛК 200 |
| ИК температуры окружающей среды | ТПУ 0304 | |
| ИК абсолютного давления окружающей среды | СДВ-SMART |
Схема информационных потоков представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема информационных потоков при выполнении измерений
Масса заполненных и порожних железнодорожных цистерн, составов из заполненных железнодорожных цистерн и составов из порожних железнодорожных цистерн измеряется с помощью весов. Результаты измерений поступают в информационную систему предприятия и модуль УВС по цифровым интерфейсам связи.
Параметры воздуха измеряются с помощью ИК температуры окружающей среды и ИК абсолютного давления окружающей среды.
Рассчитанные значения плотности нефтепродуктов, транспортируемых в железнодорожных цистернах, при стандартных условиях (при температуре плюс 15 °С или плюс 20 °С) поступают в модуль УВС из внешней информационной системы предприятия, связанной с центральной лабораторией предприятия.
Нескорректированная масса нефтепродуктов, принимаемых или отпускаемых в железнодорожные цистерны, определяется в ПЛК 200 как разность массы заполненной и массы порожней железнодорожных цистерн. Скорректированная масса нефтепродуктов вычисляется в ПЛК 200 путем умножения нескорректированной массы нефтепродуктов на коэффициент, учитывающий выталкивающую силу воздуха.
Основные функции ИС:
- автоматизированное измерение, вычисление, регистрация, обработка, хранение и индикация массы нефтепродуктов в железнодорожных цистернах и составах из них с учетом корректировки на выталкивающую силу воздуха;
- автоматическое распознавание номеров и типов железнодорожных цистерн, прошедших через весы;
- архивирование и хранение данных по операциям приема и отпуска нефтепродуктов, формирование, отображение и печать текущих отчетов;
- самодиагностика и защита системной информации от несанкционированного доступа к программным средствам и от изменения установленных параметров.
Заводской номер ИС (№ ТСП-51-2023) в виде буквенно-цифрового обозначения наносится типографским способом на самоклеящуюся маркировочную табличку, размещенную на корпусе ПЛК 200.
Конструкция ИС и условия эксплуатации ИС не предусматривают нанесение знака поверки и знака об утверждении типа.
Пломбирование ИС не предусмотрено. Пломбирование первичных измерительных преобразователей, входящих в состав ИК ИС, выполняется в соответствии с их описаниями типа.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) обеспечивает реализацию функций ИС.
Метрологически значимая часть ПО состоит из ПО ПЛК 200 и ПО «УВС».
Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений и обеспечение его соответствия утвержденному типу осуществляется путем разграничения прав пользователей, идентификации, ведения доступного только для чтения журнала событий.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Идентификационные данные ПО «УВС»
| Идентификационные данные (признаки) | Значение |
| Идентификационное наименование ПО | uvs51 .weightcorrector.service.exe |
| Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже 1.0.0.0 |
| Цифровой идентификатор ПО | 5CE6F451 |
| Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | CRC32 |
Таблица 3 - Идентификационные данные ПО ПЛК 200
| Идентификационные данные (признаки) | Значение |
| Идентификационное наименование ПО | owen 51.projectarchive |
| Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже 4.0 |
| Цифровой идентификатор ПО | 61F08335 |
| Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | CRC32 |
Технические характеристики
Метрологические характеристики ИС приведены в таблицах 4-8. Основные технические характеристики ИС приведены в таблице 9.
Таблица 4 - Метрологические характеристики ИК массы при статическом взвешивании на весах расцепленных железнодорожных цистерн_____________________________________________
| НмПВ, т | НПВ, т | е, кг | n | Интервалы взвешивания | А, кг | Аэ, кг |
| 0,4 | 100 | 20 | 5000 | от 0,4 до 10,0 т включ. | ±10 | ±20 |
| св. 10 до 40 т включ. | ±20 | ±40 | ||||
| св. 40 до 100 т включ. | ±30 | ±60 | ||||
| 200 | 50 | 4000 | св. 100 до 200 т включ. | ±75 | ±150 | |
| Примечание - Приняты следующие обозначения: НмПВ - наименьший предел взвешивания весов, т; НПВ - наибольший предел взвешивания весов, т; e - значение поверочного деления весов, кг; n - число поверочных делений весов; А - пределы допускаемой абсолютной погрешности при первичной поверке весов, кг; Аэ - пределы допускаемой абсолютной погрешности в эксплуатации, кг. | ||||||
Таблица 5 - Метрологические характеристики ИК массы при взвешивании на весах в движении
железнодорожных цистерн
| НмПВ, т | НПВ1, т | НПВ2, т | Интервалы взвешивания | Пределы допускаемой погрешности |
| 1 | 100 | 200 | от НмПВ до 35 % НПВ включ. | ±0,3 % (от 35 % НПВ) |
| св. 35 % НПВ | ±0,3 % (от измеряемой массы) |
Примечание - Приняты следующие обозначения: НмПВ - наименьший предел взвешивания весов, т; НПВ - наибольший предел взвешивания весов, т;
НПВ1 - наибольший предел взвешивания весов для первого диапазона взвешивания, т; НИВ2 - наибольший предел взвешивания весов для второго диапазона взвешивания, т.
Таблица 6 - Метрологические характеристики ИК массы при взвешивании на весах в движении состава в целом
| Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
| от НмПВ^п до 35 % НПВ-п включ., % от 35 % НПВ^п | св. 35 % НПВ^п, % от измеряемой массы |
| ±0,2 | ±0,2 |
| Примечание - Приняты следующие обозначения: НмПВ - наименьший предел взвешивания весов, т; НПВ - наибольший предел взвешивания весов, т; п - число цистерн в составе. | |
Таблица 7 - Метрологические характеристики ИК абсолютного давления и температуры
окружающей среды
| Тип ИК | Диапазон измерений | Пределы допускаемой абсолютной погрешности |
| ИК абсолютного давления окружающей среды | от 0 до 130 кПа (от 0 до 975,08 мм рт.ст.) | ±2,42 кПа (±18,15 мм рт.ст.) |
| ИК температуры окружающей среды | от -50 до +200 °С | ±1,59 °С |
Таблица 8 - Метрологические характеристики ИС
| Наименование характеристики | Значение |
| Диапазон измерений массы нефтепродуктов в железнодорожной цистерне, кг | от 45000 до 75000 |
| Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы нефтепродуктов, %: - при выполнении измерений прямым методом статических измерений взвешиванием на весах расцепленных железнодорожных цистерн | ±0,4 |
| - при выполнении измерений прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся нерасцепленных железнодорожных цистерн и составов из них (для составов общей массой до 1000 т) | ±1,0 |
| - при выполнении измерений прямым методом статических измерений взвешиванием на весах движущихся нерасцепленных железнодорожных цистерн и составов из них (для составов общей массой 1000 т и более) | ±2,5 |
| Наименование характеристики | Значение |
| Пределы допускаемой приведенной к диапазону измерений погрешности вторичной части ИК при преобразовании входного аналогового сигнала силы постоянного тока, % | ±0,41 |
| Пределы допускаемой относительной погрешности вычислений, % | ±0,01 |
Таблица 9 - Основные технические характеристики ИС
| Наименование характеристики | Значение |
| Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В - напряжение постоянного тока, В - частота переменного тока, Гц | 220+3232 24+3264 50±1 |
| Направление при взвешивании в движении | двустороннее |
| Условия эксплуатации: - температура окружающего воздуха в месте установки грузоприемной платформы весов, СДВ-SMART, ТПУ 0304, °С - температура окружающего воздуха в месте установки СОИ и весоизмерительного прибора, °С - относительная влажность (без конденсации влаги), %, не более - атмосферное давление, кПа | от -41 до +38 от -10 до +25 95 от 84 до 106 |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист паспорта типографским способом.
КомплектностьКомплектность
Таблица 10 - Комплектность ИС
| Наименование | Обозначение | Количество, шт./экз. |
| Система измерительная массы нефтепродуктов на путях необщего пользования № 51 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» | _ | 1 |
| Паспорт | _ | 1 |
| Руководство по эксплуатации | _ | 1 |
| Методика поверки | _ | 1 |
Сведения о методах измерений
приведены в документе «Корпоративный стандарт СТО ЛУКОЙЛ 1.14.5.9-2023 «Система обеспечения единства измерений. Масса нефтепродуктов. Методика измерений в железнодорожных цистернах прямым методом статических измерений в организациях Группы «ЛУКОЙЛ», регистрационный номер ФР.1.29.2023.47367.
Нормативные документы
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений»
