Система автоматизированная информационно-измерительная "СПРУТ УВ-3К"

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 2
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 1

Назначение

Система автоматизированная информационно-измерительная «СПРУТ УВ-3К» (далее по тексту - Система) предназначена для измерений параметров авиационных двигателей, систем и агрегатов: силы от тяги двигателя; крутящего момента на валу двигателя; давления газообразных и жидких сред; частоты вращения роторов (частоты электрического сигнала, соответствующего частоте вращения роторов); расхода (массового расхода топлива и частоты электрического сигнала, соответствующего объемному расходу (прокачке) жидкостей); электрических сигналов (напряжения постоянного тока и сопротивления постоянному току), соответствующих значениям температуры в диапазоне преобразований первичных преобразователей (ПП) термоэлектрического типа - ТХА (К), ТХК (L) и терморезистивного типа - ТСП, ТСМ; температуры холодного спая и относительной влажности воздуха при испытаниях на стенде УВ-3К ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», г. Москва.

Описание

Система имеет разветвлённую структуру, включающую в себя датчики, нормализаторы сигналов, аналого-цифровые преобразователи, кабельные каналы передачи информации и цифровую аппаратуру «верхнего уровня» (специализированные модули приёма и преобразования электрических сигналов, компьютер со специализированным программным обеспечением, средства отображения и передачи информации).

Принцип работы Системы заключается в преобразовании измеряемых параметров газотурбинных двигателей (ГТД) датчиками в соответствующие электрические сигналы, преобразовании электрических сигналов в цифровые коды и передаче последних в персональный компьютер (ПК) верхнего уровня Системы для дальнейшего преобразования их в цифровые коды упомянутых физических величин.

Функционально Система состоят из модулей, включающих в себя соответствующие измерительные каналы (ИК):

-    модуль измерений давления газа (воздуха) и жидкостей (МИД);

-    модуль измерений температур газа (воздуха), жидкостей (МИТ);

-    модуль измерений расхода жидкостей (МИРЖ);

-    модуль измерений частоты вращения роторов (МИЧВР);

-    модуль измерений относительной влажности (МИВ);

-    модуль измерений силы от тяги двигателя (МИС);

-    модуль измерений крутящего момента силы (МИСКМ).

МИД предназначен для измерения давлений и перепадов давлений в газовоздушных и гидравлических каналах и полостях стенда и двигателя. МИД включает в свой состав виброчастотные ПП абсолютного давления БРС-1М-3, тензометрические ПП абсолютного давления ADZ, WIKA, тензометрические и емкостные ПП избыточного и дифференциального давления ADZ, Autrol, а также измерительные модули LTR27, LTR11, LTR51 и устройство связи с объектом (УСО) фирмы «Л КАРД», с помощью которых аналоговые выходные

Лист № 2 Всего листов 10

сигналы 1111 преобразуются в цифровые коды. Для обработки выходных сигналов напряжения постоянного тока (датчики БРС-1М, ADZ, WIKA), используются измерительные модули LTR11. Обработка выходных сигналов силы постоянного тока (Autrol, WIKA) осуществляется субмодулем H-27I20 модуля LTR27.

Цифровые коды, полученные при обработке сигналов датчиков, через канал обмена данными УСО вводятся в компьютер, где на основании известных градуировочных характеристик преобразуются в цифровой код давления.

МИТ предназначен для измерения напряжения постоянного тока и сопротивления постоянному току, соответствующих значениям температуры в диапазоне преобразований ПП:

-    термопреобразователей сопротивления типа ТСП, ТСМ;

-    термоэлектрических преобразователей (термопар) типа ТХА (К), ТХК (L).

Измерение сопротивлений, соответствующих температурам, производится по 4-х

проводной схеме с использованием измерительных модулей LTR27, на которых установлены субмодули H-27R100 и H-27R250, обеспечивающие стабилизированное питание и преобразование аналоговых сигналов 11 в цифровые коды. Цифровые коды через канал обмена данными УСО вводятся в компьютер для регистрации и дальнейшей обработки.

Измерение напряжения постоянного тока, соответствующего температуре, осуществляется на базе измерительных модулей LTR27, на которых установлены субмодули Н-27Т.

Для измерения температур «холодных» спаев для групп термопар, располагаемых в термостабилизированных клеммных коробках, в МИТ реализован отдельный ИК на базе термометра сопротивления.

МИРЖ включает две подсистемы: модуль измерений массового расхода топлива (МИМРТ) и модуль измерений частоты переменного тока, соответствующей объёмному расходу (прокачке) жидкости (МИОРЖ).

Измерение массового расхода топлива в модуле МИМРТ осуществляется с помощью массового расходомера Promass 80F. Выходной сигнал расходомера поступает на субмодуль H-27I20 измерительного модуля LTR27 системного УСО, преобразовывается в цифровой сигнал и через канал обмена данными вводится в компьютер, где на основании известных градуировочных характеристик преобразуются в цифровой код, соответствующий величине массового расхода топлива.

Измерение частоты переменного тока, соответствующей объемному расходу (прокачке) жидкости, осуществляется с помощью нормализатора сигналов МЕ-401 и измерительного модуля LTR51. Нормализатор МЕ-401 усиливает и преобразует синусоидальный сигнал в импульсный сигнал TTL-уровня. Измерительный модуль LTR51 с помощью субмодуля Н-51FL преобразует этот сигнал в цифровой сигнал. Цифровой сигнал через канал обмена данными УСО вводится в компьютер, где на основании известных градуировочных характеристик преобразуются в цифровой код, соответствующий величине объёмного расхода жидкостей.

МИЧВР предназначен для измерения частоты электрического сигнала, соответствующей частоте вращения роторов. Частотный сигнал преобразуется в нормализаторе сигналов МЕ-401 в импульсный сигнал TTL-уровня, который далее поступает на вход измерительного модуля LTR51, где преобразуется в цифровой код. Цифровой код частоты сигнала поступает в компьютер, где с использованием известной градуировочной зависимости преобразуется в цифровой код физической величины - частоты вращения роторов двигателя.

МИВ реализован на основе преобразователя влажности и температуры EE23. Величина относительной влажности, измеряемая преобразователем в месте установки его чувствительного элемента, преобразуется в токовый выходной сигнал. Этот сигнал трансформируется субмодулем H-27I20 модуля LTR27 системного УСО в цифровой код и через канал обмена данными вводится в компьютер, где на основании известной градуировочной характеристики преобразуются в цифровой код, соответствующий величине относительной влажности.

Лист № 3 Всего листов 10

МИС работает следующим образом: сила от тяги двигателя уравновешивается силой реакции тензорезистивного датчика типа С2, включённого в систему измерений по мостовой схеме. Питание датчика и преобразование выходного сигнала датчика в цифровой код, пропорциональный силе от тяги, осуществляются модулем LTR212. Полученный цифровой код вводится в компьютер, где на основании известной градуировочной характеристики преобразуются в цифровой код, соответствующий величине силы от тяги двигателя.

МИСКМ предназначен для измерения крутящего момента на валу двигателя и включает в себя гидротормоз (ГТ) типа PTI50X02 фирмы Power Test с рычажным устройством. Использование ГТ позволяет имитировать характеристики реального воздушного винта и основано на использовании сопротивления, возникающего при вращении дисков гидротормоза в воде. Тормозящий момент, воздействующий на диски, вращающиеся в кожухе с водой, зависит от толщины слоя воды и через воду передаётся на сам кожух. Момент, передаваемый на кожух, уравновешивается силой реакции тензометрического датчика Vishay, жёстко связанного одним концом (через систему рычагов) с кожухом, а другим - со станиной ГТ. Питание датчика и преобразование выходного сигнала датчика в цифровой код осуществляются модулем LTR212. Полученный цифровой код вводится в компьютер, где на основании известной градуировочной характеристики преобразуются в цифровой код, соответствующий крутящему моменту силы.

Рисунок 2 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа Программное обеспечение

Программное обеспечение Системы формируется двумя уровнями программных средств. Нижний уровень, поставляемый фирмой-разработчиком аппаратных средств (ООО «Л КАРД»), отвечает за обмен информацией первичных преобразователей с модулями измерительной установки LTR. Верхний проблемно-ориентированный пакет программ (ПО СПРУТ/W), разработанный специалистами ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», предназначен для обслуживания испытаний различных типов двигателей и их узлов.

ПО СПРУТ/W обеспечивает выполнение следующих основных функций:

-    подготовку и настройку Системы к проведению испытаний различных объектов;

-    градуировку измерительных каналов;

-    регистрацию величин измеряемых параметров на установившихся и переходных режимах;

-    обработку результатов измерений по программам пользователя;

-    настройку форм представления и отображения измеренных и расчетных величин на экране дисплея (таблицы, графики, гистограммы и т.д.);

-    постэкспериментальную обработку и анализ результатов испытаний;

-    организацию и обслуживание баз данных экспериментальной информации.

Программное обеспечение построено по модульному принципу и позволяет из отдельных независимых частей программного пакета в диалоговом режиме формировать интерфейс, который в наибольшей степени подходит для решения конкретной задачи.

Пакет базируется на максимальном использовании общепризнанных стандартов. Обмен данными с другими приложениями для WINDOWS осуществляется при помощи механизмов OLE (Object Linking and Embedding) и DDE (Dynamic Data Exchange). Для работы с базами данных применяются ODBC (Open DateBase Connectivity) и язык запросов SQL (Structured Query Language).

ПО может работать в программной среде операционных систем «Windows XP» или «Windows 7» (фирма «Microsoft»).

Метрологически значимая часть ПО и измеренные данные достаточно защищены с помощью специальных средств защиты от непреднамеренных и преднамеренных изменений.

Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077 - 2014.

Идентификационные данные (признаки) ПО при работе в ОС «Windows XP» указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

«СПРУТ/W - СПО»

Номер версии (идентификационный номер) ПО

7.5

Цифровой идентификатор ПО

B7CDDD95966836BB2D707BE95829C9EC

Алгоритм вычисления идентификатора

MD5

Технические характеристики

Основные метрологические характеристики Системы приведены в таблице 2.

Физические

параметры

(обозначение)

Измеряемые

величины

Значение

входного

сигнала

Пределы

допускаемой

погрешности

Кол-во

каналов

1

2

3

4

5

ИК силы от тяги двигателя

Сила от тяги двигателя

Сила от тяги двигателя

от 1 до 10 кН

у: ± 0,5 % от ВП

1

от 10 до 20 кН

5: ± 0,5 % от ИЗ

ИК крутящего момента силы

Крутящий момент силы

Крутящий момент силы

от 300 до 1500 Н-м

у: ± 0,5 % от ВП

1

от 1500 до 3000 Н-м

5: ± 0,5 % от ИЗ

ИК массового и объёмного расхода

Массовый расход топлива

Массовый расход

от 50 до 2000 кг/ч

5: ± 0,3 % от ИЗ

1

Частота переменного тока, соответствующая прокачке масла

Частота переменного тока

от 0,02 до 0,5 кГц

5: ± 0,1 % от ИЗ

1

ИК абсолютного, избыточного и дифференциального давлений

Перепад давления воздуха на входе в РМУ

Дифференциальное

давление

от 0,2 кПа до 35 кПа

у: ± 0,3 % от ВП

3

Атмосферное давление

Абсолютное давление

от 20 до 110 кПа

А: ±67 Па

1

Полное давление воздуха во входном трубопроводе

от 20 до 200 кПа

5: ± 0,3 % от ИЗ

1

Базовое (опорное) давление воздуха в барокамере

от 20 до 200 кПа

5: ± 0,3 % от ИЗ

1

Полное давление на входе в РМУ

от 20 до 200 кПа

5: ± 0,3 % от ИЗ

3

Давление газов за свободной турбиной

от 20 до 160 кПа

5: ± 0,3 % от ИЗ

4

Статическое давление газов на срезе сопла

от 20 до 160 кПа

5: ± 0,3 % от ИЗ

3

Давления воздуха за КВД

Избыточное давление

от 20 кПа до 2 МПа

у: ± 0,3 % от ВП

4

Давления воздуха за КНД

от 20 кПа до 400 кПа

у: ± 0,3 % от ВП

4

Давление топлива в магистрали

от 20 до 300 кПа

у: ± 1 % от ВП

1

Давление топлива на входе в двигатель

от 20 до 300 кПа

у: ± 1 % от ВП

1

Давление топлива в коллекторах

от 0 до 8 МПа

у: ± 1 % от ВП

2

Давление топлива перед РТ

от 0 до 6 МПа

у: ± 1 % от ВП

1

Давление масла в полостях и опорах двигателя

от 0 до 500 кПа

у: ± 1 % от ВП

5

Давление масла на входе и выходе МФ

Избыточное

давление

от 0 до 1 МПа

у: ± 1 % от ВП

2

Давление воздуха в системе запуска

от 0 до 600 кПа

у: ± 1 % от ВП

2

от 0 до 10 МПа

1

Давление гидросмеси в сливной магистрали

от 0 до 6 МПа

у: ± 1 % от ВП

1

ИК электрических сигналов (напряжения постоянного тока и сопротивления постоянному току), соответствующих значениям температуры в диапазоне преобразований 1111 термоэлектрического типа ТХА (К), ТХК (L) и терморезистивного типа ТСП, ТСМ; ИК температуры холодного

спая

Температура воздуха (газа) по тракту ГТД в диапазоне от 213 до 1473 К

Напряжение постоянного тока

от -5 до +50 мВ

у: ± 0,1 % от ВП

15

Сопротивление постоянного тока

от 35 до 250 Ом

у: ± 0,05 % от ВП

7

Температура воздуха (газа) в газовоздушных трактах стендовых и вспомогательных систем и агрегатов в диапазоне от 213 до 873 К

Напряжение постоянного тока

от -5 до +50 мВ

у: ± 0,1 % от ВП

8

Сопротивление постоянного тока

от 35 до 250 Ом

у: ± 0,05 % от ВП

1

Температура корпусов и деталей в диапазоне от 213 до 473 К

Напряжение постоянного тока

от -5 до +50 мВ

у: ± 0,1 % от ВП

3

Температура холодного спая в диапазоне от 263 до 303 К

Температура

от -10 до +30 °С

А: ±(0,5 + 0,002-|t|) °C, где t - измеренное значение

1

ИК частоты переменного тока, соответствующей частоте вращения

Частота электрического сигнала датчиков вращения роторов ГТД, соответствующая частотам вращения валов ГТД и вспомогательных устройств

Частота переменного тока

от 10 до 2500 Гц

5: ± 0,1 % от ИЗ

3

ИК относительной влажности

Относительная влажность воздуха (газа)

Относительная

влажность

от 0 до 100 %

у: ± 2 % от ВП

1

Примечания:

Y - приведенная погрешность;

5 - относительная погрешность;

А - абсолютная погрешность.

ВП - верхний предел диапазона измерений;

ИЗ - измеряемое значение;

Погрешности измерения установившихся значений параметров, выраженные в процентах от измеренного значения (ИЗ), определяются в диапазоне режимов работы от максимального значения тяги ГТД до 0,5 значения этих параметров на бесфорсажном режиме; в остальном диапазоне пониженных режимов - с указанной относительной погрешностью от максимального значения параметра, соответствующего верхнему пределу этого диапазона.

Наименование характеристики

Значение

Параметры электрического питания:

-    напряжение переменного тока, В

-    частота переменного тока, Гц

220+22

50+1,0

Потребляемая мощность, ВА, не более

2000

Габаритные размеры составных частей средства измерений, мм, (высотахширинахдлина), не более:

-    модуль измерений силы

-    модуль измерений силы от крутящего момента

-    модуль измерений массового расхода топлива

-    модуль измерений давления

-    модуль измерений температуры

-    модуль измерений частоты вращения роторов

-    модуль измерений относительной влажности

500 х 1270 х 8500 1000 х1500 х 1500 700 х 700 х 700 500 х 500 х 500 500 х 500 х 500 340 х 300 х 300 135 х 120 х 70

Условия эксплуатации оборудования Системы в помещении пультовой и измерительном зале

-    температура воздуха, °С

-    относительная влажность воздуха при температуре +25 °С, %

-    атмосферное давление, кПа

от 15 до 30 от 30 до 80 от 84 до 106

Условия эксплуатации оборудования Системы, размещенного в испытательном боксе

-    температура воздуха, °С

-    относительная влажность воздуха при температуре +25 °С, %

-    атмосферное давление, кПа

от -60 до 60 до 90

от 70 до 106

Срок службы, лет, не менее

10

Знак утверждения типа

наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и на верхний левый угол шкафа приборного в виде наклейки.

Комплектность

Таблица 4 - Комплектность средства измерений

Наименование (номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений)

Кол-

во

Примечание

Датчик весоизмерительный тензорезистивный С, модификация С2-0.5-С2 (53636-13)

1

В составе МИС

Гидротормоз PTI50X02 фирмы «Power Test»

1

В составе МИСКМ

Тензометрический датчик Vishay, модель 3410 (58367-14)

1

В составе МИСКМ

Барометр рабочий сетевой БРС-1М-3 (16006-97)

1

В составе МИД

Преобразователи давления AUTROL, модель APT3100 (37667-13)

3

В составе МИД

Преобразователи давления AUTROL, модель APT3200 (37667-13)

5

В составе МИД

Преобразователи давления WIKA, модель P-30 (54410-13)

7

В составе МИД

Датчики избыточного давления ADZ-SiMX-20.0-g-6 (49870-12)

13

В составе МИД

Датчики избыточного давления ADZ-SML-20.0-g-1 (49870-12)

2

В составе МИД

Датчики избыточного давления ADZ-SiMX-20.0-g-25 (49870-12)

4

В составе МИД

Датчики избыточного давления ADZ-SML-20.0-g-6 (49870-12)

2

В составе МИД

Датчики избыточного давления ADZ-SML-20.0-g-10 (49870-12)

3

В составе МИД

Расходомер массовый Promass 80F (15201-11)

1

В составе МИРЖ

Нормализаторы сигналов одноканальные МЕ-401 фирмы ООО «НЛП «МЕРА» (20859-09)

2

В составе МИРЖ и МИЧВР

Термопреобразователь сопротивления платиновый ТСП-Н, класс

1

В составе МИТ

допуска А по ГОСТ 6651-2009 (38959-12)

Преобразователь влажности и температуры EE23 (62021-15)

1

В составе МИВ

Продолжение таблицы 4

Измерительные модули LTR11 (35234-15)

4

В составе МИД

Измерительный модуль LTR212 (35234-15)

1

В составе МИС и МИСКМ

Измерительные модули LTR27 (35234-15)

7

В составе МИТ, МИД, МИРЖ и МИВ

Измерительный модуль LTR51 (35234-15)

1

В составе МИС и МИЧВР

Установка измерительная LTR, модель LTR-U-16-1 (35234-15)

1

Источник бесперебойного питания фирмы APC модель Back-UPS RS-1500VA

1

Усилитель - разветвитель сети HUB

1

Блок питания датчиков давления АТН-2235 фирмы «Актаком»

2

Рабочее место операторы на базе ПК

1

Руководство по эксплуатации

1

РЭ СПРУТ УВ-3К

Методика поверки

1

МП СПРУТ УВ-3К

Сведения о методах измерений

приведены в разделе 4 руководства по эксплуатации.

Нормативные документы, устанавливающие требования к Системе

ОСТ 1 01021-93 Стенды испытательные авиационных газотурбинных двигателей. Общие требования;

ГОСТ Р 8.596-2002 ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Общие положения;

ГОСТ 8.027-2001 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений постоянного электрического напряжения и электродвижущей силы;

ГОСТ Р 8.840-2013 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений абсолютного давления в диапазоне 1 - 1106 Па;

ГОСТ 8.547-2009 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений влажности газов;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 октября 2018 г. № 2091 Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений силы постоянного тока в диапазоне от 1-10-16 до 100 А;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2018 г. № 1621 Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений времени и частоты;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 февраля 2016 г. № 146 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений электрического сопротивления;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 октября 2019 г. № 2498 Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений силы;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07 февраля 2018 г. № 256 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы и объема жидкости в потоке, объема жидкости и вместимости при статических измерениях, массового и объемного расходов жидкости;

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2018 г. № 1339 Об утверждении государственной поверочной схемы для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа.

Развернуть полное описание