Система автоматизированная информационно-измерительная МАРС МЕРА 3М

Основные
Тип
Зарегистрировано поверок 5
Межповерочный интервал / Периодичность поверки 1 год
Найдено поверителей 3

Назначение

Система автоматизированная информационно-измерительная «МАРС МЕРА 3М» (далее - Система) предназначена для измерений параметров авиационных двигателей (силы от тяги двигателей, давления газа (воздуха), жидкостей, температуры газа (воздуха), рабочих жидкостей (топлива, масла), частоты вращения роторов, массового расхода топлива, вибрации корпусов двигателей и относительной влажности воздуха) при испытаниях на стенде № 20 ОАО «НПО «САТУРН», г. Рыбинск.

Описание

Система имеет модульную конструкцию, включающую в себя датчики, кондиционеры сигнала, аналого-цифровые преобразователи и цифровую аппаратуру «верхнего уровня» (специализированные платы, компьютеры со специализированным программным обеспечением, мониторы).

Принцип работы Системы заключается в преобразовании измеряемых параметров газотурбинных двигателей (ГТД) датчиками в соответствующие электрические сигналы, преобразовании электрических сигналов в цифровые коды и передаче последних в персональный компьютер (ПК) верхнего уровня Системы для дальнейшего преобразования их в цифровые коды упомянутых физических величин.

Модификации Системы отсутствуют.

Конструктивно Система состоит из 7-ми модулей, включающих в себя соответствующие измерительные каналы (ИК):

-    модуль измерений силы от тяги двигателя (МИС);

-    модуль измерений массового расхода топлива (МИРТ);

-    модуль измерений давления газа (воздуха) и жидкостей (МИД);

-    модуль измерений температур газа (воздуха), жидкостей (МИТ);

-    модуль измерений частоты вращения роторов (МИЧВР);

-    модуль измерений вибрации (МИВб);

-    модуль измерений относительной влажности воздуха (МИВ).

Часть ИК не содержит первичных преобразователей, которые поставляются в составе испытываемого двигателя и подсоединяются к Системе только на период испытаний (например, МИЧВР, МИВб, МИТ - частично). Максимальное суммарное количество ИК по всем измерительным модулям составляет 31.

МИС содержит следующие элементы:

-    динамометрическую платформу (ДМП), опирающуюся на 4-е упругие ленты;

-    рабочий тензорезисторный датчик силы типа 2ТВС-20, работающий на сжатие. Питание датчика и аналого-цифровое преобразование его выходного сигнала осуществляется измерительным модулем МС-212;

-    рычаг и градуировочные гири, предназначенные для градуировки МИС и создания силы подзагрузки на ДМП.

Сила от тяги двигателя, приложенная к ДМП, уравновешивается силой реакции рабочего датчика. Его выходной сигнал, пропорциональный силе от тяги, преобразуется в пропорциональный цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК, результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

МИРТ включает в свой состав расходный бак (РБ), рычажную систему (РС), связывающую РБ с весовой головкой (ВГ), а также электронный блок замера расхода топлива (КЗРТ). Последний вырабатывает сигналы «Старт», «Стоп» при прохождении стрелки ВГ соответствующих точек шкалы ВГ. Упомянутые сигналы через модуль МС-401 поступают в компьютер, где преобразуются в цифровой код интервала времени, соответствующего выработке номинальной массы топлива из РБ. Отношение указанной номинальной массы топлива к интервалу времени, равное массовому расходу топлива, определяется в компьютере верхнего уровня с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

МИД предназначен для измерений давления воздуха на входе в двигатель и давления газа и жидкостей по тракту двигателя. МИД включает в свой состав датчики давления моделей Сапфир 22ДД (измерение полного и статического давления на входе в двигатель), Сапфир 22ДИ (измерение избыточных давлений газа и жидкости по тракту двигателя). Токовые сигналы с выходов датчиков Сапфир 22 поступают в модуль МС-227С, где преобразуются в соответствующие цифровые коды. Последние (совместно с цифровым кодом барометра) поступают в компьютер верхнего уровня, где по известным градуировочным характеристикам ИК вычисляются значения измеряемых сигналов. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

МИТ предназначен для измерений температур воздуха на входе в двигатель, газа за турбиной и рабочих жидкостей. МИТ включает в себя:

-    ИК электрического напряжения постоянного тока (на базе модуля МС 227К) работает с термопарой (ТП) типа Т-99-3 и колодкой компенсационной ПК-9Б, расположенными на двигателе. Электрическое напряжение с выхода ТП и ПК-9Б, соответствующее температуре газа за турбиной ГТД, поступает на вход модуля МС 227К, где преобразуются (с поправкой на температуру «холодных» спаев) в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

-    ИК температуры воздуха на входе в двигатель и жидкостей по тракту двигателя состоят из ИК электрических сопротивлений (на базе модулей МС 227R) и термометров сопротивления (ТС) типа П77 или П63 соответственно. Электрическое сопротивление ТС, соответствующее измеряемой температуре, преобразуется в напряжение постоянного тока и поступает в компьютер верхнего уровня, где преобразуются в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

МИЧВР содержит ИК напряжения переменного тока (на базе модулей MC-451). Частотный сигнал с выхода датчика типа ДТЭ-5Т (ДТЭ-6Т), расположенного на двигателе, соответствующий частоте вращений ротора компрессора двигателя, поступает на вход модуля измерения частоты MC-451. Цифровые коды с выхода модуля MC-451, соответствующие частоте сигнала, поступают в компьютер верхнего уровня Системы, с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИК. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

МИВб содержит ИК динамических сигналов (на базе модуля МС-201) и датчики вибраций типа МВ-25БВ, расположенные на двигателе. Аналоговые выходные сигналы датчика поступают на вход модуля МС-201, где преобразуются в соответствующий цифровой сигнал. Последний поступает в компьютер верхнего уровня Системы, с последующим вычислением компьютером значений измеряемых сигналов, где подвергаются быстрому преобразованию Фурье с выделением амплитуды спектральной составляющей виброскорости на роторной частоте.

Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

МИВ состоит из измерителя влажности и температуры ИВТМ-7, который по сетевому протоколу передает соответствующие цифровые данные в компьютер верхнего уровня Системы, где эти данные преобразуются в соответствующий цифровой код с последующим вычислением компьютером значений измеряемого сигнала по известной градуировочной характеристике ИВТМ-7. Результаты измерений индицируются на мониторе, архивируются и оформляются в виде протоколов.

Общий вид Системы представлен на рисунке 1.

Схема пломбировки от несанкционированного доступа приведена на рисунке 2.

Программное обеспечение

Программное обеспечение (далее - ПО) Системы разделено на метрологически значимую и незначимую части, реализовано в пакете обработки сигналов «Магнитограф» (ПОС-М 2.28b), установлено на аппаратуре верхнего уровня и является встроенным. Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается в заголовке главного окна ПО и в специальном окне с информацией о ПО, которое может быть вызвано через главное меню ПО. Конструкция Систем исключает возможность несанкционированного влияния на ПО СИ и измерительную информацию. Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии с Р 50.2.077-2014 - «высокий». Используемое ПО защищено проверкой файла лицензии и паролем, с заданной периодичностью выполняется резервное копирование файлов данных. Программный ключ защиты исполняемых файлов и файлов данных поставляется на внешней съемной флэш-памяти.

Идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО указаны в таблице 1.

Таблица 1

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

Пакет обработки сигналов «ПОС-М»

Номер версии (идентификационный номер) ПО (контрольная сумма исполняемого кода)

v2.30b 2004

Цифровой идентификатор ПО

ee6b397e8a439fce25c8ac99ba7d5bd6

Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО

md5

Примечания

1 ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования

Технические характеристики

Основные метрологические и технические характеристики Системы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Измеряемые параметры, количество измерительных каналов (ИК), единицы измерения

Диапазон

измерений

Пределы допускаемой относительной (абсолютной*) погрешности

Сила от тяги, 1 ИК, кН

от 0,05 до 127

±0,5 % от 0,5 Rmax 1) ±0,5 % ИЗ2)

Массовый расход топлива, 1 ИК, кг/c

от 0,2 до 1,6

±0,5 % от 0,5 Gmax3) ±0,5 % ИЗ4)

Перепад между атмосферным и полным давлением воздуха на входе в ГТД, 1 ИК, кПа

от 0 до 2,5

±0,05*

Перепад между атмосферным и статическим давлениями на входе в ГТД, 2 ИК, кПа

от 0,1 до 25

±(0,064.. .0,082) * 5)

Измеряемые параметры, количество измерительных каналов (ИК), единицы измерения

Диапазон

измерений

Пределы допускаемой относительной (абсолютной*) погрешности

Перепад давления газа по тракту ГТД относительно атмосферного давления,

7 ИК, кПа

1    ИК, кПа

2    ИК, кПа

от 0 до 160 от 0 до 600 от 0 до 2500

±0,5 % ВП6)

Перепад давления жидкостей относительно атмосферного давления,

1    ИК, кПа

2    ИК, кПа

1 ИК, МПа 1 ИК, МПа

от 0 до 250 от 0 до 600 от 0 до 10 от 0 до 25

±1,0 % ВП6)

Атмосферное давление, (1 ИК), кПа

от 60 до 110

±0,067*

Температура воздуха на входе в двигатель, 1 ИК, °С (К)

от минус 40 до плюс 40 (от 233 до 313)

±0,5 % ИЗ

Температура рабочих жидкостей, 3 ИК, °С

от минус 60 до плюс 120

±1,5 % ВП

Электрическое напряжение постоянного тока, соответствующее значениям температуры газа за турбиной ГТД, 1 ИК, мВ

от 0 до 2500

±0,08 % ВП - по напряжению (±1 % ВП -по температуре, с учетом погрешности 1111)

Частота переменного тока, соответствующая частоте вращения ротора компрессора, 2 ИК, Гц

от 0,2 до 100

±0,001 % ВП - по частоте переменного тока (±0,15 % ВП - по частоте вращения ротора с учетом погрешности 1111)

Напряжение динамических сигналов, соответствующее значениям вибрационной скорости корпуса ГТД, 3 ИК, В

от 0,02 до 8,5

±0,5 % ВП - по амплитуде электрического напряжения ((10 -12) % ВП - по амплитуде вибрационной скорости корпусов ГТД на роторной частоте, с учетом погрешности 1111)

Относительная влажность воздуха на входе в двигатель, 1 ИК, %

от 15 до 95

±2 %

Примечания:

1)    В диапазоне (0 - 0,5)Rmax;

2)    В диапазоне (0,5 - 1,0)Rmax;

3)    В диапазоне (0 - 0,5)Gmax;

4)    В диапазоне (0,5 - 1,0)Gmax;

5)    Расчетный предел погрешности измерений параметра с учетом регламентируемых пределов погрешностей измерений перепада между атмосферным и полным давлением воздуха и полным и статическим давлениями на входе в ГТД;

6)    С учетом погрешности измерений атмосферного давления.

Rmax - верхний предел (ВП) диапазона измерений силы;

Gmax - ВП диапазона измерений массового расхода топлива;

ИЗ - измеряемое значение;

1111 - первичный преобразователь.

Технические характеристики системы приведены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование характеристики

Значение характеристики

Диапазон рабочих температур, °С

-    в пультовой

-    в испытательном боксе

от плюс 10 до плюс 30 от минус 40 до плюс 40

Параметры электрического питания от сети переменного тока:

-    напряжение, В

-    частота, Гц

-    потребляемая мощность, кВ А

от 187 до 242 от 49 до 51 10

Г абаритные размеры (ширина х длина х высота), м, не более:

- модуль измерения силы

3x7x5

- модуль измерения массового расхода топлива

0,7х0,7х0,7

- модуль измерения давления

0,5х0,5х0,5

- модуль измерения температуры

0,5х0,5х0,5

- модуль измерения относительной влажности

0,3x0,3x0,34

- модуль измерения частоты вращения роторов

0,3x0,3x0,34

- модуль измерения вибрационной скорости

0,3х0,3х0,3

Знак утверждения типа

наносится графическим способом на таблички, закрепленные на стойках Систем и типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.

Комплектность

Комплектность Системы приведена в таблице 4.

Таблица 4

Наименование

Кол-во

Примечание

Динамометрическая платформа (ДМП)

1

В составе МИС

Рычаг

1

В составе МИС

Датчик силы рабочий типа 2ТВС20

2

В составе МИС

СЗРТ с весовой головкой ГАП-5-983, ГАП-5-1465

1

В составе МИРТ

Датчики дифференциального давления Сапфир-22М-Ех-ДД-2430-02-У2-0,25/2,5 кПа (6,3; 10 кПа), Сапфир-22М-Ех-ДД-2430-02-У2-0,25/16к Па (25; 40кПа)

3

В составе МИД

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2140-02-У2-0,25/160 кПа (40; 250 кПа)

7

В составе МИД

Наименование

Кол-во

Примечание

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2140-02-У2-0,5/250 кПа (40; 250 кПа)

1

В составе МИД

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,25/600 кПа (400; 2500 кПа)

1

В составе МИД

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,25/2500 кПа (400; 2500 кПа)

2

В составе МИД

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2150-02-У2-0,5/600 кПа (400; 2500 кПа)

2

В составе МИД

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2160-02-У2-0,5/10 МПа (2,5; 16 МПа)

1

В составе МИД

Датчик избыточного давления типа Сапфир-22М-Ех-ДИ-2170-02-У2-0,5/25 МПа (16; 100 МПа)

1

В составе МИД

Барометр регистрирующий сетевой БРС-1

1

В составе МИД

Термометры сопротивления П-77, Класс B

4

В составе МИТ

Термометры сопротивления П-63, Класс B1

2

В составе МИТ

Измеритель влажности и температуры ИВТМ-7

1 на 3 стенда

В составе МИВ

Измерительный модуль типа МС-401

5

В составе МИРТ

Измерительный модуль типа МС-212

1

В составе МИС

Измерительный модуль типа МС-227С

2

В составе МИД

Измерительный модуль типа МС-227Я

1

В составе МИТ

Измерительный модуль типа МС-227K

2

В составе МИТ

Измерительный модуль типа МС-451

1

В составе МИЧВР

Измерительный модуль типа МС-201

1

В составе МИВб

Источник бесперебойного питания UPS

1

Усилитель - разветвитель сети HUB

1

Шкаф (стойка) СВТ

1

Кондиционер частотного сигнала

2

Блок питания датчиков давления 22БП36

9

Операторская станция на базе компьютера типа Pentium

1

Руководство по эксплуатации РЭ МАРС-МЕРА 3М

1

Методика поверки МП МАРС МЕРА 3М

1

Поверка

осуществляется в соответствии с документом МП МАРС МЕРА 3М «Система автоматизированная информационно-измерительная «МАРС МЕРА 3М». Методика поверки, утвержденным ГЦИ СИ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» 24 .09.2015 г., ФГУП «ВНИИМС»

30.09.2015 г.

Идентификационные данные, а также процедура идентификации программного обеспечения приведены в разделе 3.5 документа «Руководство по эксплуатации. РЭ МАРС-МЕРА 3М»

Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений, так как условия эксплуатации Системы не обеспечивают его сохранность в течение всего интервала между поверками при нанесении на Систему.

Основные средства поверки:

-    Датчики весоизмерительные тензорезисторные Т2 (Госреестр № 53838-13) совместно с прибором весоизмерительным Микросим-06 (Госреестр № 25939-03).

-    Гири массой 100 кг, класс точности М1 по ГОСТ OIML R111-1 -2009.

-    Мегаомметр Ф4102/2-1М (Госреестр № 9225-88).

-    Аппарат испытания диэлектриков АИД-70 (Г осреестр № № 34031-12).

-    Вольтметр универсальный цифровой В7-38 (Госреестр № 8730-82).

-    Уровень электронный с микроподачей ампулы Carl Zeiss (Госреестр № 10084-85).

-    Термометр ртутный стеклянный лабораторный (Госреестр № 303-91).

-    Набор гирь образцовые 4-го разряда ГО-4-1110, КГО-4-5 (Госреестр № 5603-76).

-    Калибратор давления DPI-610 с внешним преобразователем избыточного давления (Г осреестр № 16347-09).

-    Калибратор могофункциональный TRX-IIR (Госреестр № 42789-09).

-    Весы электронные лабораторные AD-5 (Госреестр № 31028-06).

-    Генератор сигналов низкочастотный прецизионный Г3-110 (Госреестр № 5460-76).

-    Вольтметр универсальный В7-46/1 (Госреестр № 11204-88).

-    Линейка измерительная металлическая с пределом измерения 500 мм, (Г осреестр № 20048-00).

Сведения о методах измерений

Руководство по эксплуатации «Система автоматизированная информационноизмерительная «МАРС МЕРА 3М». РЭ МАРС МЕРА 3М», раздел 4.

Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системе автоматизированной информационно-измерительной «МАРС МЕРА 3М»

1    ОСТ 1 01021-93 Стенды для испытаний авиационных двигателей в наземных условиях. Общие технические требования;

2    ОТУ-2012 Общие технические условия на изготовление, ремонт, приёмку и поставку авиационных двигателей для воздушных судов;

3    Техническая документация изготовителя.

Развернуть полное описание