Назначение
Регистраторы параметров работы тепловоза РПРТ измеряют: уровень и плотность топлива в топливом баке тепловоза, число импульсов датчика пути и скорости, силу тока и напряжение тягового генератора; вычисляют: массу и объём топлива, скорость и пройденный путь, время работы - полное и под нагрузкой, расход топлива на единицу выработанной энергии.
Основная область применения - автоматизированный сбор, регистрации и обработка информации о работе тепловозов и расходе топлива в условиях эксплуатации.
Описание
Регистраторы параметров работы тепловоза РПРТ (далее - РПРТ) работают следующим образом:
- Уровень и плотность топлива в баке измеряются в зависимости от исполнения РПРТ датчиком уровня с компенсатором (далее - ДТК) по изменению диэлектрической проницаемости или датчиком уровня ультразвуковым (далее - ДТУ) по времени прохождения ультразвукового сигнала.
- Объём топлива в баке тепловоза вычисляется по уровню, измеренному ДТК, ДТУ и тари-ровочной характеристике топливного бака.
- Расход топлива вычисляется как разность значений объёмов за определенное время работы (например, за смену).
- Масса топлива вычисляется по объёму топлива и его плотности, измеренным датчиком ДТК, ДТУ.
- Скорость и пройденный путь вычисляются по числу импульсов, в которые датчик угловых перемещений (далее - ДПС) преобразует угловое перемещение колесной пары тепловоза.
- Энергия, выработанная тяговым генератором, вычисляется как сумма произведений мощности тягового генератора на время. Мощность вычисляется как произведение тока тягового генератора на напряжение.
- Расчетное значение расхода топлива вычисляется по фактически выработанной энергии тягового генератора тепловоза под нагрузкой и на холостом ходу по нормативам удельного расхода топлива на этих режимах.
Подсистема аппаратных средств РПРТ на борту тепловоза включает:
- бортовой регистратор маневрового тепловоза РП-МТ (далее - РП-МТ);
- система измерения параметров топлива СИТ (далее - СИТ);
- комплект датчика угловых перемещений ДПС-4МТ (далее - ДПС), включающий датчик-измеритель углового перемещения ДИУП и блок источника питания БИП.
Подсистема аппаратных средств РПРТ в локомотивном депо (далее - АРМ) включает автоматизированное рабочее место АРМ РПРТ с пакетом прикладных программ.
РП-МТ представляет собой бортовую систему регистрации, состоящую из функционально законченных блоков БС-51, БС-52, БДВ-1, БАВ-6, БАВ-7, БАВ-13, БАВ-16, БИВМ-5, ДТНВ-1, БР-1, БР-3, БРП, выполненных в поликарбонатных корпусах. В составе системы блоки выполняют функции:
| Наименование блока | Выполняемая функция |
| БС | Питание блоков |
| ВДВ | Обработка дискретных сигналов с регулируемым порогом срабатывания 1...110 В от реле управления, тормозного переключателя, вентиляторов, компрессора и других цепей электрической схемы тепловоза, показывающих режимы работы |
| БАВ | Обработка аналоговых сигналов, отображающих: число и частоту импульсов ДПС, уровень и плотность топлива СИТ, температуру наружного воздуха ДТНВ-1, частоту вращения коленчатого вала дизеля по датчику частоты |
| БИВМ | Измерение напряжения и напряжения на токовом шунте тягового генератора тепловоза, а также вычисление и запоминание значений электрической энергии, вырабатываемой тяговым генератором |
| БР | Прием информации от всех блоков по интерфейсу CAN, расчет массы и объема топлива в баке, вывод значений параметров на дисплее |
| Клавиатура на блоке БР | Ввод текущего времени, даты и бортового номера тепловоза в съемный блок БНИ-9 |
| СИТ | Система измерения топлива, состоящую из двух топливных датчиков ДТК21, ДТК22, ДТУ-2, измеряющих уровень и плотность топлива |
| ДПС | Датчик числа импульсов с блоком питания - счёт числа импульсов, на буксе колесной пары тепловоза |
| АРМ | Персональный компьютер с пакетом прикладных программ, расшифровывающий информацию, записанную в блок БНИ-9 блоком АК-9, подключенным к АРМ. |
| РП-МТ | Бортовой регистратор маневрового тепловоза РП-МТ - штатный, в кабине машиниста тепловоза, питает устройства на борту, кроме адаптера картриджей АК-9 |
Все блоки системы РП-МТ размещены в кабине машиниста тепловоза.
АРМ с блоком АК-9 размещен в локомотивном депо стационарно.
Технические характеристики
Таблица 1 - Пределы допускаемых основных и дополнительных погрешностей
| Наименование измеряемой величины | Диапазон измерения | Основная погрешность | Дополн. погреши, от окруж. температуры в рабочих условиях |
| Уровень топлива дизельного ГОСТ 305, мм | 0-894 | ±0,25 % | ±0,5 % |
| Плотность топлива дизельного ГОСТ 305, кг/м3 | 800 - 880 | ±0,5 % | ±0,7 % |
| Высокое напряжение постоянное, кВ | 0,5 - 1,0 | ±0,5 % | ±0,25 % |
| Падение напряжения на шунте, мВ | 0,2 - 225 | ±0,5 % | ±0,25 % |
| Электрическая энергия с постоянной счетчика, кВт-с/ед. младшего разряда | 900 | Класс точности 1 | - |
| Коэффициент преобразования угловых перемещений в импульсы, имп./оборот | 42 | ±0,5 % | - |
| Время, ч | 0-24 | ±0,1% | - |
Таблица 2 - Общие технические характеристики
| Характеристика | Значение |
| Время непрерывной работы, не менее, ч | 24 |
| Напряжение питания постоянного тока, В | 110 |
| Потребляемая мощность, не более, Вт | 100 |
| Электрическая прочность изоляции, не менее, В | 1500 |
| Масса, не более, кг | 50 |
Таблица 3 - Габаритные размеры и степень защиты
| Наименование | Габаритные размеры, не более, мм | Степень защиты по ГОСТ 14254 |
| БС-51, БС-52 | 187x185x65 | IP54 |
| БР-1, БР-3 | 102x145x60 | IP54 |
| БМС-2 | 80x160x55 | |
| БАВ-6,БАВ-7, БАВ-13, БАВ-16 | 110x155x65 | IP54 |
| БРП | 250x250x100 | IP54 |
| БДВ-1 | 135x145x50 | IP54 |
| БИВМ-5 | 145x140x117 | IP54 |
| БНИ-9 | диаметр 30x80 | IP54 |
| ДИУП | 165x132x285 | IP56 |
| БИП | 204x199x104 | IP30 |
| ДТК21 | 946x179x106 | IP54 |
| ДТК22 | 975x160x80 | IP54 |
| ДТУ-2 | 990x145x85 | IP54 |
Наработка на отказ не менее 20000 часов.
Средний срок службы не менее 15 лет.
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на титульный лист руководства по эксплуатации и паспорта типографским способом.
Комплектность
Таблица 4. Комплект поставки
| Наименование | Количество |
| 1 РП-МТ в составе: | |
| 1.1 Блок системный БС-51 ДЛИЖ.466451.0010 ТУ | 1 |
| 1.2 Блок системный БС-52 ДЛИЖ.466451.0010 ТУ | 1 |
| 1.3 Блок дискретного ввода БДВ-1 ДЛИЖ.468154.0003 ТУ | 1 |
| 1.4 Блок аналогового ввода БАВ-6 ДЛИЖ.468154.0004 ТУ | 1 |
| 1.5 Блок аналогового ввода БАВ-7 ДЛИЖ.468154.0004 ТУ | 1 |
| 1.6 Блок аналогового ввода БАВ-13 ДЛИЖ.468154.0004 ТУ | 1 |
| 1.7 Блок аналогового ввода БАВ-16 ДЛИЖ.468154.0004 ТУ | |
| 1.8 Блок измерительный высоковольтный модульный БИВМ-5 ТУ 4221-007-42885515-03 (ДЛИЖ.411618.0037ТУ) | 1 |
| 1.9 Датчик температуры наружного воздуха ДТНВ-1 | 1 |
| 1.10 Блок регистрации БР-3 ДЛИЖ.467669.0009 ТУ | 1 |
| 1.11 Блок регистрации БР-1 ДЛИЖ.467669.0009 ТУ | 1 |
| 1.12 Блок резервного питания БРП | 1 |
| 2 Блок накопления информации БНИ-9 ДЛИЖ.467669.0014 ТУ | 2 |
| 3 Блок мобильной связи БМС-2 ДЛИЖ.466451.0019ТУ | 1 |
| 4 Система измерения параметров топлива СИТ в составе: | 1 |
| 4.1 Датчик топлива с компенсатором ДТК21-1 6Т2.323.072 ТУ | 2 |
| 4.2 Датчик топлива с компенсатором ДТК22-2 6Т2.323.097 ТУ | 2 |
| 4.3 Жгут левый 6Т4.863.002 ТУ | 1 |
| 4.4 Жгут правый 6Т4.863.002 ТУ | 1 |
| 4.5 Датчик уровня ультразвуковой ДТУ-2 ДЛИЖ.411618.0062 ТУ | |
| 4.6 Жгут правый ДЛИЖ.685621.0752 | 1 |
| 4.7 Жгут левый ДЛИЖ.685621.0753 | 1 |
| 5 Датчик угловых перемещений ДПС-4МТ СВТИ.401263.002ТУ | 1 |
| 6 Комплект кабельный АЮВП.685695.012 | 1 |
| 7 Комплект монтажный АЮВП.421941.004 | 1 |
| 8 Комплект дополнительного оборудования АЮВП.421949.004 | 1 |
| 9 Руководство по эксплуатации | 1 |
| 10 Паспорт | 1 |
| 11 Методика поверки | 1 |
Поверка
Поверку регистраторов параметров работы тепловоза РПРТ проводят в соответствии с документом «Регистратор параметров работы тепловоза РПРТ. Методика поверки. КНГМ.421429.004 МП», согласованным с ФГУП «ВНИИМС».
Основные средства измерений, используемые при поверке: установка для поверки датчиков УПД-ДТК22, ареометр АН, термометр ТЛ-4, линейка измерительная ГОСТ 427, прибор для поверки измерителей параметров движения электропоездов HVC-100, секундомер СДС пр-1-2, тахометр Testo 475, осциллограф GOS-6031.
Межповерочный интервал - 1 год.
Нормативные документы
| ГОСТ 22261-94 | Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия. |
| ГОСТ 14014-91 | Приборы и преобразователи измерительные цифровые напряжения, тока, сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний |
| ГОСТ 14254-96 | Степени защиты, обеспечиваемые оболочками. |
| ГОСТ Р 51350-99 | Безопасность электрических контрольно-измерительных приборов и лабораторного оборудования. Часть 1. Общие требования. |
КНГМ.421429.004ТУ Регистратор параметров работы тепловоза (РПРТ). Технические условия.
Заключение
Тип регистраторов параметров работы тепловоза РПРТ утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, и метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации.
Сертификат соответствия № 11.000.0372 срок действия по 07.05.2010 г. выдан органом по сертификации ФГУП «ВНИИМС».