Назначение
 Прибор для измерения люфта в рулевом управлении автотранспортных средств Вираж (далее по тексту - прибор) предназначен для измерения суммарного люфта в рулевом управлении (РУ) автотранспортных средств (АТС), возникающего за счет люфтов в сопряжениях элементов конструкции рулевого управления.
 Прибор применятся для проверки технического состояния рулевого управления эксплуатируемых АТС при технических осмотрах, в процессе эксплуатации и после ремонта рулевого управления, при оценке качества оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту АТС.
 Прибор может применяться для проверки рулевых управлений колесных тракторов и машин специального назначения с рулевым управлением.
Описание
 Прибор переносного типа состоит из основного блока и датчика перемещения колеса (ДПК). Основной блок состоит из устройства захвата, обеспечивающего его надёжную фиксацию в любом месте на ободе рулевого колеса за счет усилия, создаваемого пружиной установленной в рукоятке, и электронного узла. На лицевой стороне корпуса электронного узла установлен жидкокристаллический индикатор и две кнопки «ДА» и «НЕТ», управляющие работой прибора. На передней боковой стенке корпуса установлены: тумблер включения питания прибора; разъём для подключения датчика перемещения колеса, разъём для подключения внешнего источника питания и разъёма для подключения к компьютеру по RS-232 или USB выходам. Датчик измерения угла поворота рулевого колеса, входящий в электронный узел, является электронным преобразователем "угол-код".
 Датчик перемещения колеса состоит из контактного устройства, чувствительного элемента и соединительного кабеля. Контактное устройство установлено на штанге и
 всего листов
 обеспечивает прямой контакт штока чувствительного элемента с ободом управляемого колеса и соединительным кабелем подключается к основному блоку прибора.
 Прибор устанавливается на рулевое колесо и фиксируется захватом. При этом управляемые колеса АТС должны находиться в положении движения “прямо”. Чувствительный элемент ДПК закрепленный на штанге, касается обода левого управляемого колеса ближе к переднему бамперу на уровне оси колеса. Поворотом рулевого колеса влево до появления на жидкокристаллическом индикаторе “ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО” и звукового сигнала выбирается остаточный люфт в рулевом управлении АТС. При последующем повороте рулевого колеса вправо до появления на индикаторе "Суммарный люфт XX, XX" и звукового сигнала осуществляется измерение суммарного люфта рулевого управления.
 Прибор обеспечивает следующие функциональные возможности:
 - определение суммарного люфта в рулевом управлении при повороте рулевого колеса до начала движения управляемых колес;
 - хранение результатов последнего измерения в памяти;
 - передача результатов измерения на RS-232 и USB выходы для подключения к компьютеру;
 - питание от внутреннего и внешнего источников питания.
 Обработка информации осуществляется микропроцессором, установленным в электронном узле. Начало и окончание любого действия сопровождается звуковым сигналом. Результаты измерения отображаются на жидкокристаллическом индикаторе.
 Технические характеристики
  | Диапазон размеров рулевого колеса, мм | 350 - 550 | 
 | Диапазон измерения угла поворота рулевого колеса, градус. | 0-40 | 
 | Пределы абсолютной погрешности измерения угла поворота рулевого колеса, градус | ±0,5 | 
 | Чувствительность датчика перемещения колеса, мм | 0,15 ±0,03 | 
 | Время подготовки прибора к проведению измерений, с, не более | 15 | 
 | Время проведения одного измерения, с, не более | 10 | 
 | Условия эксплуатации: - рабочая температура, С - влажность при температуре 25 °C, % - температура хранения, С | - 10 ... +40 95 ±3 - 50...+ 40 | 
 | Габаритные размеры электронного блока с захватом в исходном положении, мм, не более | 210x280x90 | 
 | Габаритные размеры датчика перемещений колеса, мм, не более | 400x110x320 | 
 | Масса прибора с датчиком перемещения колеса, кг, не более | 4,5 | 
 | Напряжение питания, В | 7,5...15 | 
 | Потребляемая мощность в нормальных условиях, Вт, не более | 1,0 | 
 
всего листов
 Знак утверждения типа
 Знак утверждения типа наносится на верхней стороне основного блока прибора методом наклейки таблички и на титульный лист руководства по эксплуатации методом печати.
 Комплектность
 В комплект поставки прибора входят:
  | Наименование | Обозначение | Количество | 
 | 1. Основной блок | ХА 495.000.00 | 1 | 
 | 2. Датчик перемещения колеса | ХА 495.100.00 | 1 | 
 | 3. Паспорт | ХА 495.000.00 ПС | 1 | 
 | 4. Руководство по эксплуатации | ХА 495.000.00 РЭ | 1 | 
 | 5. Соединительный кабель | ХА 495.200.00 | 1 | 
 | 6. Дискета с ПО прибора | ХА495.000.00.ПО | 1 | 
 | 7. Упаковочная коробка (из фанеры) | ХА 495.300.00 | 1 | 
 
Поверка
 Поверка приборов Вираж проводится по методике поверки раздела 5.3 Руководства по эксплуатации ХА 495.000.00.РЭ, согласованной с ФГУ «Ростест-Москва».
 Основные средства поверки:
 - двухкоординатный поворотный стол типа ИН-10, кл. 0,5;
 - имитатор рулевого колеса диаметром 350 мм и 550 мм черт. ХА 495.100.10;
 - поверочное устройство черт. ХА 495.100.20;
 - линейка измерительная металлическая по ГОСТ 427.
 Межповерочный интервал - 1 год.
 Нормативные документы
 1. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
 2. Технические условия ТУ ХА 495.000.00. «Прибор для измерения суммарного люфта в рулевом управлении автотранспортных средств Вираж».
 всего листов
 Заключение
 Тип приборов для измерения суммарного люфта в рулевом управлении автотранспортных средств Вираж утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации.