Назначение
Приборы для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств ИСЛ-401М (далее прибор) предназначены для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств, в том числе легковых, грузовых автомобилей, автобусов и др.
Описание
Принцип действия прибора основан на измерении основным блоком угла поворота рулевого колеса автотранспортных средств от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению автотранспортного средства.
Конструктивно прибор состоит из двух функциональных блоков: основного блока (ОБ) и датчика начала поворота управляемого колеса (ДНП). Основной блок прибора состоит из несущей системы с пружинными захватами для установки блока на обод рулевого колеса автотранспортного средства. На несущей системе установлен узел электроники, содержащий измеритель угла, микропроцессорную систему, жидкокристаллический знаковый индикатор, две кнопки управления и разъемы для подключения кабеля ДНП и кабеля питания от гнезда прикуривателя. Датчик начала поворота управляемого колеса выполнен на базе преобразователя углового перемещения поворотной планки в линейное. Поворотная планка ДНП опирается на обод управляемого колеса в двух точках, располагаемых симметрично относительно оси вращения колеса. При достижении определенного углового перемещения управляемого колеса ДНП вырабатывает команду микропроцессору ОБ на начало, а затем (при повороте в противоположную сторону) на конец измерения угла суммарного люфта. ДНП имеет Т-образную опору, регулируемую по высоте. В ДНП установлен встроенный аккумулятор для автономного питания прибора. На ДНП расположены также разъем для зарядки аккумулятора и светодиод для индикации завершения процесса зарядки.
Прибор имеет две модификации (модели): ИСЛ-401М и ИСЛ-401МК. Модель ИСЛ-401МК дополнительно имеет вывод данных с ОБ на компьютер через порт RS-232. Прибор имеет следующие дополнительные функции:
- автоматическое отключение при отсутствии действий оператора;
- вывод данных с ОБ на компьютер через порт RS-232 (для модели ИСЛ-401МК).
Фотография общего вида прибора и место нанесения знака поверки представлены на рисунке 1. Схемы пломбировки от несанкционированного доступа изображены на рисунке 2.
' Место
нанесения знака поверки
Рисунок 1 - Фотография общего вида прибора в укладочной таре.
Места пломбировки - один из 4-х винтов (тыльная сторона)
Основной блок
Датчик начала поворота управляемого колеса
Рисунок 2 - Схемы пломбировки прибора
Программное обеспечение
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения (ПО) приборов
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | ПО-401.1 |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | ПО-401.1 |
Цифровой идентификатор ПО (CRC8) | CF47h |
Конструкция приборов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений в соответствии с Р 50.2.077-2014 - высокий.
Технические характеристики
Таблица 2
Диапазон измерений угла суммарного люфта рулевого управления, ° | от 0 до 50 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла суммарного люфта рулевого управления, ° | ±0,5 |
Угол регистрации начала поворота управляемого колеса, ° | 0,06±0,01 |
Нормальные условия эксплуатации: температура окружающего воздуха, °С; относительная влажность, % | от +15 до +25 от 50 до 80 |
Рабочие условия эксплуатации: температура окружающей среды, °С; относительная влажность воздуха при 25°С, %, не более | от -10 до +40 95 |
Условия транспортирования и хранения: температура окружающей среды, °С; относительная влажность воздуха при 25°С, %, не более | от -30 до +40 98 |
Напряжение питания постоянного тока, В | от 11,0 до 14,5 |
Потребляемая мощность, Вт, не более | 2 |
Габаритные размеры, мм, не более: основного блока; датчика начала поворота управляемого колеса; прибора в таре | 415x135x140 455x150x310 550x160x360 |
Масса, кг, не более: основного блока; датчика начала поворота управляемого колеса; прибора в таре | 3 8 14 |
Срок службы, лет, не менее | 8 |
Знак утверждения типа
наносят типографским способом на титульные листы паспорта, руководства по эксплуатации и на шильдик, закрепленный на корпусе основного блока.
Комплектность
1. Прибор (блоки ОБ и ДНП)...................................................................................... 1 шт.
2. Упор...........................................................................................................................2 шт.
3. Упор длинный .......................................................................................................... 2 шт.
4. Зарядное устройство для аккумулятора................................................................. 1 шт.
5. Кабель питания от гнезда прикуривателя автомобиля......................................... 1 шт.
6. Тара............................................................................................................................ 1 шт.
7. Руководство по эксплуатации (включая методику поверки)...............................1 экз.
8. Паспорт .....................................................................................................................1 экз.
Поверка
осуществляется по документу МП 06/009-11 с изменением №1 «Приборы для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств ИСЛ-401М. Методика поверки», изложенному в приложении А к руководству по эксплуатации, утвержденному ФБУ «ЦСМ Московской области» 24 июня 2016 г.
Основные средства поверки: установка поверочная УПЛ-М (ГР № 57949-14), задаваемые углы суммарного люфта рулевого управления 0; 10; 20; 25; 30 и 50°, абсолютная погрешность Д=±6'.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на верхнюю крышку блока ОБ (место нанесения указано на рисунке 1).
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств -ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки
ГОСТ 8.016-81 ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений плоского угла
ТУ 4577-003-31883157-2006 Прибор для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств ИСЛ-401М. Технические условия