Назначение
Подсистемы топливоизмерительные бортовых комплексов «АВК-ТОР» (далее по тесту
- подсистемы) предназначены для измерений плотности, температуры и уровня топлива и вычисления объема и массы топлива в топливных баках при эксплуатации маневровых тепловозов ЧМЭ3, ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭМ7 всех индексов (далее по тексту - в/и) и магистральных тепловозов ТЭ10, ТЭ116, ДМ62, М62, 2М62, 2М62У, 3М62 и 3М62У в/и (устанавливается на каждую секцию).
Описание
Принцип действия подсистем основан на одновременном измерении плотности, температуры и уровня топлива в топливном баке при помощи датчиков с последующим вычислением объема и массы топлива в топливном баке с использованием градуировочных таблиц.
Подсистемы состоят из:
- датчика уровня топлива левый (ДУТл);
- датчика уровня топлива правый (ДУТп);
- датчика плотности и температуры топлива (ДПТТ);
- блока питания и кроссировки (БПК);
- блока индикаторного (БИ).
Датчик уровня топлива левый предназначен для измерения уровня топлива в топливном баке со стороны левого борта.
Датчик уровня топлива правый предназначен для измерения уровня топлива в топливном баке со стороны правого борта.
Датчик плотности и температуры топлива предназначен для измерения плотности и температуры топлива в топливном баке.
С целью исключения дополнительных погрешностей измерения количества топлива в ходе эксплуатации (топливо в баке при движении колеблется вследствие ускорений, торможений и т.п.) измерительная часть датчиков помещается внутрь топливного бака. Место расположения их максимально приближено к топливным рейкам и расположены они по диагонали, что позволяет рассчитать средний уровень топлива в баке независимо от профиля пути.
Сигналы от датчиков через БПК поступают в БИ, который обеспечивает их обработку и запись во внутреннюю память, а также выводит информацию на дисплей блока индикаторного. Питание комплекса обеспечивается БПК.
Подсистемы выпускаются в следующих модификациях:
- подсистема топливоизмерительная «АВК-ТОР» ЧМЭ3 (для тепловозов ЧМЭ3 в/и);
- подсистема топливоизмерительная «АВК-ТОР» ТЭ10 (для тепловозов ТЭ10 в/и);
- подсистема топливоизмерительная «АВК-ТОР» ТЭМ2 (для тепловозов ТЭМ2, ТЭМ18 в/и);
- подсистема топливоизмерительная «АВК-ТОР» ТЭ116 (для тепловозов ТЭ116 в/и);
- подсистема топливоизмерительная «АВК-ТОР» ТЭМ7 (для тепловозов ТЭМ7 в/и);
- подсистема топливоизмерительная «АВК-ТОР» М62 (для тепловозов ДМ62, М62, 2М62, 2М62У, 3М62, 3М62У в/и);
которые отличаются диапазонами измерений, напряжением питания и комплектностью.
Общий вид составных элементов подсистем представлен на рисунке 1.
тт’Т
к и
а и
а) б) в) г)
а) - Блок индикаторный (БИ); б) - Блок питания и кроссировки (БПК); в) - Датчик плотности и температуры (ДПТТ); г) - Датчики уровня топлива (ДУТ)
Рисунок 1 - Общий вид составных элементов подсистем
Пломбировка от несанкционированного доступа составных элементов подсистем осуществляется на месте установки в соответствии с таблицей 1. Под головку одного из винтов крепления крышек блоков устанавливается пломбировочная чашка. В чашку заливается мастика, на которой делается оттиск клейма предприятия-изготовителя.
Место нанесения знака поверки представлено на рисунке 2.
Заводские номера, обеспечивающие идентификацию каждого экземпляра средств измерений, наносятся на БИ в виде наклейки и в формуляр типографским способом.
Наименование | Место пломбирования | Количество пломб |
Блок индикаторный | - корпус блока; | 1 шт. |
| - соединители кабелей БИ и CAN; | 1 шт. |
| - заглушка USB розетки и гайки гермоввода | 1 шт. |
Блок питания и | - заглушка разъема «Резерв» и соединители | |
кроссировки | кабелей РМ, УТЛ и УТП; | 1 шт. |
| - соединители кабелей ДМ, МДС и БИ; | 1 шт. |
| - соединители кабелей ДТВ, ДДТМ и БПК | 1 шт. |
Датчик уровня | - разъемы кабеля ДПТТ и УТЛ; | 1 шт. |
топлива левый | - болты крепления датчика | 1 шт. |
Датчик уровня | - разъем кабеля УТЛ и болт крепления датчика | 1 шт. |
топлива правый | | |
Датчик плотности и | - болты крепления датчика | 1 шт. |
температуры топлива | | |
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее по тексту - ПО) подсистем осуществляет сбор и обработку данных, зарегистрированных первичными преобразователями, с целью учета, контроля и анализа расхода топлива.
Метрологически значимое ПО записано в блоки ДУТ, ДПТТ и БИ.
Возможности изменения ПО посредством органов управления не предусмотрены. Конструкция подсистем исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты программного обеспечения «высокий» в соответствии с Р 50.2.0.077-2014.
Влияние встроенного ПО на процесс измерения учтено при нормировании метрологических характеристик подсистем.
Идентификационные | | Значение | |
данные (признаки) | ДУТ | ДПТТ | БИ |
Идентификационное наименование ПО | dut7.bin | DPTT modbus.hex | avktor.tar.bz2 |
Номер версии (идентификационный номер ПО) | 1 | 2 | не ниже 1 2 |
Цифровой | 279395B5B298EE1E | 53013EC9E56C974D | 783F78CC3E24C88D |
идентификатор ПО | 2F949433753FD990 | 467F3DDAF625E25C | 0957532E64041884 |
Алгоритм вычисления идентификатора ПО | MD5 | MD5 | MD5 |
Технические характеристики
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений плотности топлива, кг/м3 | от 800 до 880 |
Диапазон измерений температуры топлива, °С | от -45 до +70 |
Диапазон измерений уровня топлива, мм: - подсистем «АВК-ТОР» ЧМЭ3 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ10 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭМ2 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ116 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭМ7 - подсистем «АВК-ТОР» М62 (для 2М62У, 3М62У) - подсистем «АВК-ТОР» М62 (для ДМ62, М62, 2М62, 3М62) | от 35 до 1054 от 64 до 1008 от 67 до 915 от 58 до 928 от 62до 1044 от 67 до 1008 от 100 до 888 |
Пределы допускаемой приведенной (к верхнему пределу диапазона измерений) погрешности измерений плотности топлива, % | ±0,45 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры топлива, °С | ±1,0 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений уровня топлива, мм | ±1,0 |
Пределы допускаемой относительной погрешности вычисления объема и массы топлива, % | ±0,02 |
Измерение объема и массы топлива осуществляется в соответствии с методикой измерений, приведенной в приложении Г руководства по эксплуатации (рег. № ФР.1.29.2021.39922). |
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон показаний объема топлива, дм3 (л): - подсистем «АВК-ТОР» ЧМЭ3 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ10 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭМ2 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ116 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭМ7 - подсистем «АВК-ТОР» М62 (для 2М62У, 3М62У) - подсистем «АВК-ТОР» М62 (для ДМ62, М62, 2М62, 3М62) | от 625 до 6000 от 625 до 7300 от 625 до 6350 от 625 до 8000 от 625 до 7000 от 625 до 7300 от 625 до 3900 |
Диапазон показаний массы топлива, кг: - подсистем «АВК-ТОР» ЧМЭ3 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ10 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭМ2 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ116 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭМ7 - подсистем «АВК-ТОР» М62 (для 2М62У, 3М62У) - подсистем «АВК-ТОР» М62 (для ДМ62, М62, 2М62, 3М62) | от 500 до 5280 от 500 до 6420 от 500 до 5580 от 500 до 7040 от 500 до 6160 от 500 до 6420 от 500 до 3430 |
Напряжение питания от бортовой сети постоянного тока, В: - подсистем «АВК-ТОР» ЧМЭ3, «АВК-ТОР» ТЭ116, «АВК-ТОР» ТЭМ7 - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ10, «АВК-ТОР» ТЭМ2, «АВК-ТОР» М62 | 110±20 75±20 |
Потребляемая мощность, Вт, не более | 30 |
Время непрерывной работы при отсутствии питания от бортовой сети, ч, не менее | 2 |
Габаритные размеры (высота; длина; ширина), мм, не более: - БИ - БПК - ДПТТ - ДУТ | 215; 100; 200 295; 80; 220 1220; 125; 80 1200; 95; 80 |
Общая масса подсистем без упаковки, кг, не более | 50 |
Условия эксплуатации: - температура окружающего воздуха, °С: - для БИ и БПК - для ДПТТ и ДУТ | от -40 до +40 от -40 до +50 |
Средний срок службы, лет | 15 |
Средняя наработка на отказ, ч | 20000 |
Знак утверждения типа
наносится на БИ в виде наклейки и на титульные листы эксплуатационной документации типографским способом.
Таблица 5 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Узлы |
Блок индикаторный | БИ | 1 шт. |
Блок питания и кроссировки | БПК | 1 шт. |
Датчик уровня топлива левый | ДУТл | 1 шт. |
Датчик уровня топлива правый | ДУТп | 1 шт. |
Датчик плотности и температуры топлива | ДПТТ | 1 шт. |
Кабели |
блока индикаторного | БИ | 1 |
блока питания и кроссировки | БПК | 1 |
датчика уровня топлива левого | УТЛ | 1 |
датчика уровня топлива правого | УТП | 1 |
Элементы крепления |
Комплект монтажных частей | — | 1 комплект |
Комплект крепежных изделий | — | 1 комплект |
Техническая документация |
Формуляр | — | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ВЕТЛ.421459.100 РЭ | 1 экз.* |
Методика поверки | ОЦСМ 134196-2021 МП | 1 экз.* |
* - один экземпляр на партию в один адрес. |
Сведения о методах измерений
приведены в разделах 1.5 и 2 руководства по эксплуатации. Измерение объема и массы топлива осуществляется в соответствии с методикой измерений, приведенной в приложении Г руководства по эксплуатации (рег. № ФР.1.29.2021.39922).
Нормативные документы
Государственная поверочная схема для средств измерений плотности, утвержденная Приказом Росстандарта от 01.11.2019 г. № 2603.
ГОСТ 8.558-2009 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений температуры
ГОСТ Р 52931-2008 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия
ВЕТЛ.421459.100 ТУ Бортовой комплекс «АВК-ТОР». Технические условия