Назначение
Модули автоматизированные вихретокового контроля колесных пар вагонов (далее -модули), предназначены для измерения и регистрации координат дефектов эксплуатационного и технологического происхождения (трещин, выщербин, поверхностных отколов и других).
Описание
Принцип действия модулей вихретокового контроля основан на анализе взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в объект контроля этим полем с использованием вихретоковых преобразователей (ВТП). ВТП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов -сканеров. Каждой зоне контроля колесной пары (КП) соответствует свой сканер (таблица 3). Для контроля криволинейных зон используются сканеры с криволинейными поверхностями.
Применяемые в модулях сканеры представляют собой матрицы многоэлементных ВТП, обеспечивающих выявление различно ориентированных поверхностных и подповерхностных дефектов. Для этого каждый сканер разбит на зоны (от 5 до 8). В каждой зоне сканера имеется 4 вихретоковых преобразователя: абсолютный и дифференциальные (расположенные перпендикулярно и со смещением друг относительно друга).
Возбуждение ВТП и обработка результатов контроля производится электронными блоками, размещенными в сканерах и многоканальном вихретоковом дефектоскопе (системном блоке промышленной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ)). Системы подвеса и позиционирования сканеров обеспечивают их перемещение в рабочее положение и необходимый зазор между сканером и поверхностями контролируемого изделия.
Модули обеспечивают проведение вихретокового контроля поверхности катания колеса, гребня, а также с двух сторон - боковых поверхностей обода и диска колеса, галтельных переходов от диска к ободу и от диска к ступице колеса, торцы ступицы.
Модули обеспечивают контроль КП в различных состояниях:
- с корпусами буксовых узлов, с внутренними кольцами буксовых подшипников или с открытой шейкой;
- с тормозными дисками и без них;
- с редуктором генератора и без него.
Модули являются многоканальными системами вихретокового контроля.
На рисунке 1 представлена фотография общего вида модулей.
Рисунок 1 - Общий вид
Модули размещаются в технологической линии по освидетельствованию КП в вагонном (мотор-вагонном) депо на участке неразрушающего контроля.
Механическая часть модулей состоит из:
- устройства ориентации буксы;
- устройства позиционирования и подвода сканеров;
- устройства подъемно-поворотного;
- сканеров.
ПЭВМ обеспечивает работу модулей во всех необходимых режимах. Программное обеспечение (ПО) используется для настройки модулей, сбора и обработки информации.
Программное обеспечение
В модулях установлено программное обеспечение «AutomatVT». Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
При работе с ПО пользователь не имеет возможности влиять на процесс расчета и не может изменять полученные в ходе измерений данные. Вследствие этого ПО не оказывает влияния на метрологические характеристики модуля. Защита метрологически значимого ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «С» согласно МИ 3286-2010.
Таблица 1
Наименование программного обеспечения | Идентифика-циионное наименование программного обеспечения | Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения | Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения |
Программа обработки данных | AutomatVT | 0.1 | -* | -* |
* Пользователь не имеет доступа к исполняемому файлу.
Технические характеристики
Основные метрологические и технические характеристики приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон установки частоты возбуждения вихревых токов, кГц | От 7 до 115 |
Пределы допускаемого отклонения установки частоты возбуждения вихревых токов, % | ±2 |
Амплитуда сигнала задающего генератора, В, не менее | 2,7 |
Диапазон измерения координаты дефекта (угол), ° | От 0 до 360 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения координаты дефекта (угол), ° | ± 5 |
Режимы работы сканеров | Абсолютный, дифференциальный |
Чувствительность: минимальные размеры (глубина х длина) выявляемых поверхностных дефектов (пропилов) произвольной ориентации, мм, при контроле поверхностей с шероховатостью: - Ra = 12,5 мкм - Rz = 320 мкм | 0,5 х 10 3,0 х 20 |
Диапазон изменения воздушного зазора, мм, при контроле поверхностей с шероховатостью: - Ra= 12,5 мкм - Rz = 320 мкм | От 1 до 3 От 1 до 6 |
Время установления рабочего режима в нормальных условиях, мин, не более | 2 |
Масса, кг, не более: - шкаф управления с размещенным внутри многоканальным дефектоскопом на базе ПЭВМ - механическая часть модуля | 200 2000 |
Габаритные размеры, длинахширинахвысота, мм, не более: - шкаф управления - механической части модуля без устройства разворота колесной пары - механической части модуля с устройством разворота колесной пары | 800x900x2000 1800x3000x2500 1800x2950x2900 |
Параметры питания: электрическая сеть - линейное, межфазное напряжение, В - напряжение каждой из фаз (фазное напряжение), В - частота, Гц - максимальный ток, потребляемый электромеханической частью модуля по каждой из трех фаз, А - максимальная потребляемая мощность, кВ •А, не более | трехфазная четырехпроводная общего назначения 380 ± 38 220 ± 22 50,0 ± 0,4 4,5 3,5 |
Средняя наработка на отказ модуля с учетом технического обслуживания и комплекта ЗИП, ч, не менее | 1000 |
Средний срок службы модуля, лет, не менее, с учетом наличия комплекта ЗИП | 19,6 |
Условия эксплуатации: температура окружающей среды, оС | От плюс 1 до плюс 35 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения наносится на переднюю дверь шкафа управления (возле условного обозначения модуля) с помощью наклейки и на титульный лист Руководства по эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ (в правый верхний угол под линией, проходящей под названием организации изготовителя - ООО «НПГ «Алтек») типографским способом.
Комплектность
Комплект поставки модуля приведен в таблице 3.
Таблица 3
Наименование | Обозначение | Кол. | Примечание |
Шкаф управления | ДШЕК.422411.005 | 1 | Поставляется по согласованию с заказчиком* |
Многоканальный дефектоскоп на базе ПЭВМ | ДШЕК.433600.003 | 1 | |
У стройство позиционирования и подвода сканеров системы вихретокового контроля | ДШЕК. 426487.001 | 1 | |
Сканеры системы вихретокового контроля | ДШЕК.411618.001-15 | | |
Сканеры колеса |
Сканер № 1 (внешняя боковая грань обода) | ДШЕК.411618.001 | 1 | |
Сканер № 2 (гребень) | ДШЕК.411618.001 | 1 | |
Сканер № 3 (гребень и поверхность катания) | ДШЕК.411618.003 | 1 | |
Сканер № 4 (поверхность катания) | ДШЕК.411618.004 | 1 | |
Сканер № 5 (внешняя приободная зона) | ДШЕК.411618.005 | 1 | |
Сканер № 6 (внутренняя приободная зона) | ДШЕК.411618.006 | 1 | |
Сканер № 7 (внешний переход от диска к ступице) | ДШЕК.411618.007 | 1 | |
Сканер № 8 (внутренний переход от диска к ступице) | ДШЕК.411618.008 | 1 | |
Сканер № 9 (внешний торец ступицы) | ДШЕК.411618.009 | 1 | |
Сканер № 10 (внутренний торец ступицы) | ДШЕК.411618.010 | 1 | |
Наименование | Обозначение | Кол. | Примечание |
Сканер № 11 (внутренняя боковая грань обода) | ДШЕК.411618.011 | 1 | |
Сканер № 12 (внешняя средняя часть диска колеса) | ДШЕК.411618.012 | 1 | |
Сканер № 13 (внутренняя средняя часть диска колеса) | ДШЕК.411618.012 | 1 | |
Сканеры тормозного диска |
Сканер № 14 (внешняя сторона венца тормозного диска) | ДШЕК.411618.012 | 1 | Поставляются по согласованию с заказчиком |
Сканер № 15 (внутренняя сторона венца тормозного диска) | ДШЕК.411618.012 | 1 |
Устройство подъемно-поворотное | ДШЕК.483219.002 | 1 | Конструкция модуля позволяет эксплуатировать его с другими устройствами поворота КП |
Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей | ДШЕК.411978.007 | 1 | |
Устройство ориентации буксы | ДШЕК 422449.001 | 1 | |
Комплект эксплуатационной документации в составе: - Руководство по эксплуатации - Технологическая инструкция - Паспорт - Методика поверки | ДШЕК.411723.001 РЭ ДШЕК.411723.001 И4 ДШЕК.411723.001 ПС МП 24.Д4-12 | 1 1 1 1 | |
Комплект упаковок | ДШЕК.411979.004 | 1 | |
Настроечный образец НО А-ВТ-010-12 | ДШЕК.412924.008 | 1 | Допускается замена на СОП ВТ 32.10.000-09 ДШЕК.712243.001 |
* Возможно использование существующего оборудования, имеющегося в депо автоматизированного комплекса. Примечание - В комплект поставки могут входить дополнительные составные части, поставляемые по отдельному заказу. |
Поверка
осуществляется по методике поверки «ГСИ. Модули автоматизированные вихретокового контроля колесных пар вагонов. Методика поверки. МП 24.Д4-12», утвержденная ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИОФИ» в марте 2012 года. (приложение А к руководству по эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ.
Основные средства поверки:
1. Мера ОСО-Г-042 из комплекта мер моделей дефектов ОСО-Г, где доверительные границы погрешности измерения геометрических размеров искусственного дефекта меры составляют +0,002 мм для глубины дефекта до 1 мм, +0,02 для глубины дефекта более 1 мм, ± 0,02 для ширины раскрытия, ± 0,5 для длины.
2. Мера СОП 7.001.70 из комплекта КСОП-70, где пределы допускаемой основной абсолютной погрешности значения глубины дефектов составляют ±0,05 мм для диапазона глубин 0,1 - 1,0 мм.
3. Осциллограф цифровой TEKTRONIX TDS 2012В. Диапазон измеряемых размахов напряжений импульсных радиосигналов 4 мВ - 500 В. Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерения амплитуды напряжения ±3 %
Сведения о методах измерений
Сведения о методах измерений приведены в руководстве по эксплуатации «Модуль автоматизированный вихретокового контроля колесных пар вагонов. Руководство по эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ».
Нормативные документы
1 ГОСТ 8.283-78 Дефектоскопы электромагнитные. Методы и средства поверки.
2 РД 32.150-2000 Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов
3 СТО ФПК 1.11.003 Система неразрушающего контроля в ОАО «ФПК». Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей пассажирских вагонов
4 ДШЕК.411723.001 ТУ Модуль автоматизированный вихретокового контроля колесных пар вагонов. Технические условия
Рекомендации к применению
Осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.