Назначение
 Модули автоматизированные вихретокового контроля колесных пар вагонов (далее -модули), предназначены для измерения и регистрации координат дефектов эксплуатационного и технологического происхождения (трещин, выщербин, поверхностных отколов и других).
Описание
 Принцип действия модулей вихретокового контроля основан на анализе взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в объект контроля этим полем с использованием вихретоковых преобразователей (ВТП). ВТП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов -сканеров. Каждой зоне контроля колесной пары (КП) соответствует свой сканер (таблица 3). Для контроля криволинейных зон используются сканеры с криволинейными поверхностями.
 Применяемые в модулях сканеры представляют собой матрицы многоэлементных ВТП, обеспечивающих выявление различно ориентированных поверхностных и подповерхностных дефектов. Для этого каждый сканер разбит на зоны (от 5 до 8). В каждой зоне сканера имеется 4 вихретоковых преобразователя: абсолютный и дифференциальные (расположенные перпендикулярно и со смещением друг относительно друга).
 Возбуждение ВТП и обработка результатов контроля производится электронными блоками, размещенными в сканерах и многоканальном вихретоковом дефектоскопе (системном блоке промышленной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ)). Системы подвеса и позиционирования сканеров обеспечивают их перемещение в рабочее положение и необходимый зазор между сканером и поверхностями контролируемого изделия.
 Модули обеспечивают проведение вихретокового контроля поверхности катания колеса, гребня, а также с двух сторон - боковых поверхностей обода и диска колеса, галтельных переходов от диска к ободу и от диска к ступице колеса, торцы ступицы.
 Модули обеспечивают контроль КП в различных состояниях:
 - с корпусами буксовых узлов, с внутренними кольцами буксовых подшипников или с открытой шейкой;
 - с тормозными дисками и без них;
 - с редуктором генератора и без него.
 Модули являются многоканальными системами вихретокового контроля.
 На рисунке 1 представлена фотография общего вида модулей.
 Рисунок 1 - Общий вид
 Модули размещаются в технологической линии по освидетельствованию КП в вагонном (мотор-вагонном) депо на участке неразрушающего контроля.
 Механическая часть модулей состоит из:
 - устройства ориентации буксы;
 - устройства позиционирования и подвода сканеров;
 - устройства подъемно-поворотного;
 - сканеров.
 ПЭВМ обеспечивает работу модулей во всех необходимых режимах. Программное обеспечение (ПО) используется для настройки модулей, сбора и обработки информации.
Программное обеспечение
 В модулях установлено программное обеспечение «AutomatVT». Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
 При работе с ПО пользователь не имеет возможности влиять на процесс расчета и не может изменять полученные в ходе измерений данные. Вследствие этого ПО не оказывает влияния на метрологические характеристики модуля. Защита метрологически значимого ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «С» согласно МИ 3286-2010.
 Таблица 1
  |   Наименование программного обеспечения  |   Идентифика-циионное наименование программного обеспечения  |   Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения  |   Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода)  |   Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения  | 
 |   Программа обработки данных  |   AutomatVT  |   0.1  |   -*  |   -*  | 
 
  * Пользователь не имеет доступа к исполняемому файлу.
 Технические характеристики
 Основные метрологические и технические характеристики приведены в таблице 2.
 Таблица 2
  |   Наименование характеристики  |   Значение  | 
 |   Диапазон установки частоты возбуждения вихревых токов, кГц  |   От 7 до 115  | 
 |   Пределы допускаемого отклонения установки частоты возбуждения вихревых токов, %  |   ±2  | 
 |   Амплитуда сигнала задающего генератора, В, не менее  |   2,7  | 
 |   Диапазон измерения координаты дефекта (угол), °  |   От 0 до 360  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения координаты дефекта (угол), °  |   ± 5  | 
 |   Режимы работы сканеров  |   Абсолютный, дифференциальный  | 
 |   Чувствительность: минимальные размеры (глубина х длина) выявляемых поверхностных дефектов (пропилов) произвольной ориентации, мм, при контроле поверхностей с шероховатостью:  - Ra = 12,5 мкм  - Rz = 320 мкм  |   0,5 х 10  3,0 х 20  | 
 |   Диапазон изменения воздушного зазора, мм, при контроле поверхностей с шероховатостью:  - Ra= 12,5 мкм  - Rz = 320 мкм  |   От 1 до 3  От 1 до 6  | 
 |   Время установления рабочего режима в нормальных условиях, мин, не более  |   2  | 
 |   Масса, кг, не более:  - шкаф управления с размещенным внутри многоканальным дефектоскопом на базе ПЭВМ  - механическая часть модуля  |   200  2000  | 
 |   Габаритные размеры, длинахширинахвысота, мм, не более:  - шкаф управления  - механической части модуля без устройства разворота колесной пары  - механической части модуля с устройством разворота колесной пары  |   800x900x2000  1800x3000x2500  1800x2950x2900  | 
 
   |   Параметры питания: электрическая сеть  - линейное, межфазное напряжение, В  - напряжение каждой из фаз (фазное напряжение), В  - частота, Гц  - максимальный ток, потребляемый электромеханической частью модуля по каждой из трех фаз, А  - максимальная потребляемая мощность, кВ •А, не более  |   трехфазная четырехпроводная общего назначения 380 ± 38  220 ± 22  50,0 ± 0,4  4,5  3,5  | 
 |   Средняя наработка на отказ модуля с учетом технического обслуживания и комплекта ЗИП, ч, не менее  |   1000  | 
 |   Средний срок службы модуля, лет, не менее, с учетом наличия комплекта ЗИП  |   19,6  | 
 |   Условия эксплуатации: температура окружающей среды, оС  |   От плюс 1 до плюс 35  | 
 
Знак утверждения типа
 Знак утверждения наносится на переднюю дверь шкафа управления (возле условного обозначения модуля) с помощью наклейки и на титульный лист Руководства по эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ (в правый верхний угол под линией, проходящей под названием организации изготовителя - ООО «НПГ «Алтек») типографским способом.
Комплектность
 Комплект поставки модуля приведен в таблице 3.
 Таблица 3
  |   Наименование  |   Обозначение  |   Кол.  |   Примечание  | 
 |   Шкаф управления  |   ДШЕК.422411.005  |   1  |   Поставляется по согласованию с заказчиком*  | 
 |   Многоканальный дефектоскоп на базе ПЭВМ  |   ДШЕК.433600.003  |   1  |  | 
 |   У стройство позиционирования и подвода сканеров системы вихретокового контроля  |   ДШЕК. 426487.001  |   1  |  | 
 |   Сканеры системы вихретокового контроля  |   ДШЕК.411618.001-15  |  |  | 
 |   Сканеры колеса  | 
 |   Сканер № 1 (внешняя боковая грань обода)  |   ДШЕК.411618.001  |   1  |  | 
 |   Сканер № 2 (гребень)  |   ДШЕК.411618.001  |   1  |  | 
 |   Сканер № 3 (гребень и поверхность катания)  |   ДШЕК.411618.003  |   1  |  | 
 |   Сканер № 4 (поверхность катания)  |   ДШЕК.411618.004  |   1  |  | 
 |   Сканер № 5 (внешняя приободная зона)  |   ДШЕК.411618.005  |   1  |  | 
 |   Сканер № 6 (внутренняя приободная зона)  |   ДШЕК.411618.006  |   1  |  | 
 |   Сканер № 7 (внешний переход от диска к ступице)  |   ДШЕК.411618.007  |   1  |  | 
 |   Сканер № 8 (внутренний переход от диска к ступице)  |   ДШЕК.411618.008  |   1  |  | 
 |   Сканер № 9 (внешний торец ступицы)  |   ДШЕК.411618.009  |   1  |  | 
 |   Сканер № 10 (внутренний торец ступицы)  |   ДШЕК.411618.010  |   1  |  | 
 
   |   Наименование  |   Обозначение  |   Кол.  |   Примечание  | 
 |   Сканер № 11 (внутренняя боковая грань обода)  |   ДШЕК.411618.011  |   1  |  | 
 |   Сканер № 12 (внешняя средняя часть диска колеса)  |   ДШЕК.411618.012  |   1  |  | 
 |   Сканер № 13 (внутренняя средняя часть диска колеса)  |   ДШЕК.411618.012  |   1  |  | 
 |   Сканеры тормозного диска  | 
 |   Сканер № 14 (внешняя сторона венца тормозного диска)  |   ДШЕК.411618.012  |   1  |   Поставляются по согласованию с заказчиком  | 
 |   Сканер № 15 (внутренняя сторона венца тормозного диска)  |   ДШЕК.411618.012  |   1  | 
 |   Устройство подъемно-поворотное  |   ДШЕК.483219.002  |   1  |   Конструкция модуля позволяет эксплуатировать его с другими устройствами поворота КП  | 
 |   Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей  |   ДШЕК.411978.007  |   1  |  | 
 |   Устройство ориентации буксы  |   ДШЕК 422449.001  |   1  |  | 
 |   Комплект эксплуатационной документации в составе:  - Руководство по эксплуатации  - Технологическая инструкция  - Паспорт  - Методика поверки  |   ДШЕК.411723.001 РЭ  ДШЕК.411723.001 И4  ДШЕК.411723.001 ПС  МП 24.Д4-12  |   1  1  1  1  |  | 
 |   Комплект упаковок  |   ДШЕК.411979.004  |   1  |  | 
 |   Настроечный образец НО А-ВТ-010-12  |   ДШЕК.412924.008  |   1  |   Допускается замена на СОП ВТ 32.10.000-09 ДШЕК.712243.001  | 
 |   * Возможно использование существующего оборудования, имеющегося в депо автоматизированного комплекса.  Примечание - В комплект поставки могут входить дополнительные составные части, поставляемые по отдельному заказу.  | 
 
Поверка
 осуществляется по методике поверки «ГСИ. Модули автоматизированные вихретокового контроля колесных пар вагонов. Методика поверки. МП 24.Д4-12», утвержденная ГЦИ СИ ФГУП «ВНИИОФИ» в марте 2012 года. (приложение А к руководству по эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ.
 Основные средства поверки:
 1. Мера ОСО-Г-042 из комплекта мер моделей дефектов ОСО-Г, где доверительные границы погрешности измерения геометрических размеров искусственного дефекта меры составляют +0,002 мм для глубины дефекта до 1 мм, +0,02 для глубины дефекта более 1 мм, ± 0,02 для ширины раскрытия, ± 0,5 для длины.
 2. Мера СОП 7.001.70 из комплекта КСОП-70, где пределы допускаемой основной абсолютной погрешности значения глубины дефектов составляют ±0,05 мм для диапазона глубин 0,1 - 1,0 мм.
 3. Осциллограф цифровой TEKTRONIX TDS 2012В. Диапазон измеряемых размахов напряжений импульсных радиосигналов 4 мВ - 500 В. Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерения амплитуды напряжения ±3 %
Сведения о методах измерений
 Сведения о методах измерений приведены в руководстве по эксплуатации «Модуль автоматизированный вихретокового контроля колесных пар вагонов. Руководство по эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ».
Нормативные документы
 1 ГОСТ 8.283-78 Дефектоскопы электромагнитные. Методы и средства поверки.
 2 РД 32.150-2000 Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов
 3 СТО ФПК 1.11.003 Система неразрушающего контроля в ОАО «ФПК». Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей пассажирских вагонов
 4 ДШЕК.411723.001 ТУ Модуль автоматизированный вихретокового контроля колесных пар вагонов. Технические условия
 Рекомендации к применению
 Осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.