Назначение
 Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий ТРАССА (далее по тексту - комплексы) предназначены для измерений:
 -    длины пройденного пути;
 -    геометрических параметров автомобильных дорог (углов поворота, продольного и поперечного уклонов);
 -    измерение длины участков автомобильной дороги;
 -    продольной ровности автомобильных дорог;
 -    линейных размеров объектов по видеоизображению;
 -    линейных размеров дефектов дорожного покрытия по видеоизображению;
 -    поперечной ровности (колейности);
 -    коэффициента сцепления дорожного покрытия;
 -    упругого прогиба нежестких дорожных одежд;
 -    амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У);
 -    температуры дорожного покрытия и окружающего воздуха.
 Описание
 Принцип действия комплексов основан на сборе измерительной информации с датчиков и последующей обработке этой информации с помощью специального программного обеспечения. Получение информации осуществляется через защищенный программный интерфейс с последующим выводом обработанной цифровой и графической измерительной информации на экран персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) с возможностью записи результатов измерений на жесткий диск ПЭВМ.
 Комплексы, в зависимости от модификации, обеспечивают:
 -    измерение длины пройденного пути. Измерения производятся с помощью датчика пройденного пути, связанного с колесом транспортного средства (ТС) при движении со скоростью до 80 км/ч;
 -    визуализацию цифровой и графической информации с датчиков на экране ПЭВМ и последующей записью результатов измерений на жесткий диск ПЭВМ;
 -    измерение геометрических параметров автомобильных дорог (углов поворота, продольного и поперечного уклонов). Измерения производятся с помощью инерциальной навигационной системы (ИНС), установленной в салоне ТС, при движении ТС со скоростью до 60 км/ч;
 -    измерение длины участков автомобильной дороги. Измерения производятся с помощью приемника спутниковой геодезической аппаратуры (СГА);
 -    измерение продольной ровности дорожного покрытия. Измеряется расстояние между неподвижной частью подвески автомобиля (рама) и поверхностью дороги датчиками определяющими профиль при скорости до 80 км/ч с помощью прибора для контроля ровности (ПКР-2);
 -    измерение линейных размеров объектов по видеоизображению. Производится программной обработкой видеоизображения. В ходе обработки вычисляется расстояние между двумя заданными оператором точками;
 -    измерение линейных размеров дефектов дорожного покрытия дороги по видеоизображению в горизонтальной плоскости. Производится программной обработкой видеоизображения. В ходе обработки вычисляется расстояние между двумя заданными оператором точками.
 -    измерение поперечной ровности дорожного покрытия (колейности). Производится путём измерений отклонений лазерных линий от нулевых координат поверхности дорожного покрытия при скорости движения ТС от 10 до 80 км/ч;
 -    измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия. Основано на определении силы Бкс, возникающей в площади контакта полностью заблокированного колеса узла прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У) и увлажненного покрытия (с толщиной водяной пленки около 1 мм), при буксировании узла ПКРС-2У со скоростью (60 ± 2) км/ч;
 -    измерение упругого прогиба нежестких дорожных одежд. Производится с помощью акселерометрических датчиков. В момент приложения к покрытию дороги расчетной динамической нагрузки, создаваемой силовой частью установки динамического нагружения (ДИНА-4), датчики измеряют максимальное перемещение дорожной одежды;
 -    измерение амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У). Производится с помощью датчика ровности путем суммирования амплитуд колебаний подрессоренной части относительно неподрессоренной части. Подрессоренная и неподрессоренная части связаны тросом. При движении по неровностям происходит вертикальное перемещение троса, который вращает шкив. Электронный шифратор приращений, установленный в датчике ровности, преобразует вращательные движения шкива в электрические импульсы, которые по кабелю передаются на ПЭВМ, установленную в передвижной дорожной лаборатории;
 -    измерение температуры дорожного покрытия и окружающего воздуха, с помощью термометра контактного цифрового типа ТК-5 модификации ТК-5.06 Госреестр № 41002-14.
 -    оценку параметров транспортного потока на основе пункта учета движения передвижного (ПУДП-2М). Оценка основывается на определении параметров ТС по видеоизображению, с дальнейшей обработкой в режиме реального времени и передачей информации на ПЭВМ;
 -    оценку слоев конструкции дорожной одежды. Оценка основывается на работе прибора подповерхностного зондирования дорожной одежды георадаром;
 -    обработку исходных данных и вычисление вторичных характеристик, с выводом результатов обработки на экран ПЭВМ и записью на жесткий диск.
 Конструктивно комплексы размещают в передвижных дорожных лабораториях, изготовленных на базе ТС. 
  |   |   |   Каналы измерений и оценки состояния дорог  | 
 |   №  |   Обозначение модификации комплекса  |   длины пройденного пути  |   геометрических параметров  |   продольной ровности  |   поперечной ровности  |   й  и  на  ю  ел  л  ок  к  £ § дут  и  л  п  м  а  |   упругого прогиба  |   коэффициента сцепления  |   линейных размеров объектов  |   измерение длины участков  |   линейных размеров дефектов  |   параметров транспортного потока  |   слоев конструкции дорожной одежды  | 
 |   |   |   1  |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   А  |   В  |   С  | 
 |   1  |   ТРАССА.123456789АВС  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  |   +  | 
 |   2  |   ТРАССА.100050700000  |   +  |   |   |   |   +  |   |   +  |   |   |   |   |   | 
 |   3  |   ТРАССА.100006080000  |   +  |   |   |   |   |   +  |   |   +  |   |   |   |   | 
 |   4  |   ТРАССА.100000080000  |   +  |   |   |   |   |   |   |   +  |   |   |   |   | 
 |   5  |   ТРАССА.10000000900С  |   +  |   |   |   |   |   |   |   |   +  |   |   |   +  | 
 
  Цифра «0» в обозначении комплексов означает отсутствие канала с соответствующим порядковым номером.
 В целях предотвращения несанкционированного доступа к элементам регулировки комплексов предусмотрено место (на рабочем месте оператора) для размещения наклейки пломбирования.
 Программное обеспечение
 Комплексы имеют программное обеспечение ПИК «Дорога-ПРО» (далее - ПО), которое предназначено для установки на персональный компьютер или ноутбук с операционной системой Microsoft Windows. С помощью указанного программного обеспечения реализуется хранение и передача результатов измерений, а также постобработка измеренных данных.
 Метрологически значимой частью ПО является библиотека опроса всех измерительных систем «MainWork.dll».
 Идентификационные данные ПО, приведены в таблице 2. Таблица 2 - Идентификационные данные программного обеспечения
  |   Идентификационное наименование ПО  |   MainWork.dll  | 
 |   Номер версии (идентификационный номер) ПО, не ниже  |   1.0.0.0  | 
 |   Цифровой идентификатор ПО  |   A3EB529ED6472B6640F0D76BE5D89DE  | 
 |   Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения  |   MD5  | 
 
  Уровень защиты ПО от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «средний» по Р 50.2.077 — 2014. Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
 Технические характеристики
 Таблица 3 - Метрологические и технические характеристики
  |   Наименование характеристики  |   Значение характеристики  | 
 |   Диапазон измерений углов поворота автомобильной дороги,  О  |   от - 180 до + 1801)  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений углов поворота автомобильной дороги, ... °  |   ±1  | 
 |   Диапазон измерений продольного уклона автомобильной дороги, %0  |   от - 105 до + 1052)  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений продольного уклона автомобильной дороги, %  |   ±3  | 
 |   Диапазон измерений поперечного уклона автомобильной дороги, %  |   от - 105 до + 1053)  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечного уклона автомобильной дороги, %  |   ±5  | 
 |   Диапазон измерений поперечной ровности автомобильной дороги, мм  |   от 0 до 1504)  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечной ровности автомобильной дороги, мм  |   ±2  | 
 |   Диапазон измерений амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У), мм  |   от - 100 до + 1004)  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У), мм  |   ±2  | 
 |   Диапазон измерений динамической нагрузки на дорожное покрытие, кН  |   от 30 до 65  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений динамической нагрузки на дорожное покрытие, кН  |   ±0,1  | 
 |   Диапазон измерений температуры дорожного покрытия, °С  |   от - 10 до + 90  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры дорожного покрытия, °С  |   ±1  | 
 |   Диапазон измерений длины участков автомобильной дороги, м  |   от 2 до 106  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений длины участков автомобильной дороги, м  |   ±2  | 
 |   Диапазон измерений линейных размеров дефекта дорожного покрытия по видеоизображению в горизонтальной плоскости, мм  |   от 3 до 4000  | 
 |   Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений линейных размеров дефекта дорожного покрытия по видеоизображению в горизонтальной плоскости, мм  |   ±3  | 
 |   Диапазон измерений длины пройденного пути, м  |   от 1 до 106  | 
 |   Пределы допускаемой относительной погрешности измерений длины пройденного пути, %  |   ±0,1  | 
 |   Диапазон измерений продольной ровности автомобильной дороги, мм/м  |   от 0 до 10  | 
 |   Пределы допускаемой относительной погрешности измерений продольной ровности автомобильной дороги, %  |   ±5  | 
 |   Диапазон измерений линейных размеров объекта по видеоизображению, м  а)    при положении объекта на расстоянии до 9 м от бампера базового автомобиля  б)    при положении объекта на расстоянии до 25 м от бампера базового автомобиля  |   от 0,25 до 5,00 от 0,4 до 20,0  | 
 |   Пределы допускаемой относительной погрешности измерений линейных размеров объекта по видеоизображению, %  |   ±4  | 
 |   Диапазон измерений коэффициента сцепления дорожного покрытия  |   от 0 до 1,0  | 
 |   Пределы допускаемой приведенной к верхнему пределу измерений погрешности измерений коэффициента сцепления дорожного покрытия, %  |   ±4  | 
 |   Диапазон измерений упругого прогиба дорожного покрытия, мм  |   от 0,1 до 3,0  | 
 |   Пределы допускаемой приведенной к верхнему пределу измерений погрешности измерений упругого прогиба дорожного покрытия, %  |   ±2  | 
 |   Нормальная нагрузка колеса автомобиля на дорожное покрытие, кН  |   3,00±0,03  | 
 |   Электрическое питание:  - аккумуляторная батарея, В  |   от 11,0 до 14,2  | 
 |   Потребляемая мощность, Вт, не более  |   700  | 
 |   Рабочий диапазон температур  -    при измерении коэффициента сцепления дорожного покрытия и измерении упругого прогиба дорожного покрытия, °C  -    при других измерениях, °C  |   от +5 до +35 от -10 до +35  | 
 |   Относительная влажность воздуха, %, не более  |   98  | 
 |   Г абаритные размеры, (высота х длина х ширина), мм, не более  |   3700 х 11000 х 2400  | 
 |   Масса, кг, не более  |   7000  | 
 |   Срок службы, лет, не менее  |   6  | 
 |   |   нат  | 
 |   1 )---поворот налево, + - поворот направо;  2 )---уклон вниз, + - уклон вверх;  3 )---уклон влево, + - уклон вправо;  4 )---глубина, + - высота, относительно линии нулевых коорди  | 
 
  Знак утверждения типа
 наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и фотохимическим способом на маркировочную табличку, устанавливаемую на узел управления, сбора и обработки данных.
 Комплектность
 Таблица 4 - Комплектность средства измерений
  |   №  |   Наименования изделий и оборудования  |   |   Каналы измерений и оценки состояния дорог  | 
 |   длины пройденного пути  |   геометрических параметров  |   продольной ровности  |   поперечной ровности  |   «  и  на  ю  ел  ок  да  ут  и  л  п  м  а  |   упругого прогиба  |   коэффициента сцепления  |   линеиных размеров объектов  |   измерение длины участков  |   линейных размеров дефектов  |   параметров транспортного потока  |   слоев конструкции дорожной одежды  | 
 |   1  |   2  |   3  |   4  |   5  |   6  |   7  |   8  |   9  |   A  |   B  |   С  | 
 |   1  |   ТС  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  | 
 |   2  |   Узел управления, сбора и обработки данных  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  | 
 |   3  |   Датчик пройденного пути  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  | 
 |   4  |   Узел ПКРС-2У  |   |   |   |   |   1  |   |   1  |   |   |   |   |   | 
 |   5  |   Установка ДИНА-4  |   |   |   |   |   |   1  |   |   |   |   |   |   | 
 |   6  |   ИНС  |   |   1  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   | 
 |   7  |   СКПК  |   |   1  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   | 
 |   8  |   ПКР-2  |   |   |   1  |   |   |   |   |   |   |   |   |   | 
 |   9  |   КПР  |   |   |   |   1  |   |   |   |   |   |   |   |   | 
 |   10  |   ПВС  |   |   |   |   |   |   |   |   1  |   |   |   |   | 
 |   11  |   Приемник СГА  |   |   |   |   |   |   |   |   |   1  |   |   |   | 
 |   12  |   КВД  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   1  |   |   | 
 |   13  |   ПУДП-2М  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   1  |   | 
 |   14  |   Г еорадар  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   1  | 
 |   15  |   ПО на жестком диске  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  | 
 |   16  |   Руководство по эксплуатации СДТ826.00.00.000 РЭ  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  | 
 |   17  |   Методика поверки МП АПМ 57-15  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  |   1  | 
 
  Поверка
 осуществляется по документу МП АПМ 57-15 «Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий ТРАССА. Методика поверки», утверждённому ООО «Автопрогресс-М» в марте 2016 года.
 Основные средства поверки:
 -    рулетка измерительная RP100/5 (рег. № 22003-01);
 -    теодолит 2Т30П, (рег. № 5305-85);
 -    нивелир 2Н-3Л, (рег. № 11364-88);
 -    линейка металлическая измерительная (0-1000) мм, (рег. № 43432-09);
 -    рейка нивелирная деревянная РН-3, (рег. № 22001-01);
 -    меры длины концевые плоскопараллельные, (50,0-500,0) мм, (рег. № 37335-08);
 -    меры длины концевые плоскопараллельные, (1,0-100,0) мм, (рег. № 38376-08);
 -    рейка дорожная универсальная КП-231С, (рег. № 37340-08);
 -    полигон № 4, аттестат № 104;
 -    нивелир электронный SDL30 в комплекте с рейкой нивелирной инварной кодовой BIS, (рег. № 19368-06);
 -    микрометр МК, (50-75) мм, (рег. № 50593-12);
 -    измеритель лазерный триангуляционный РФ-603-10, (рег. № 41061-09);
 -    весы товарные РП-500Ш13, (0-500) кг, (рег. № 288-74);
 -    динамометр электронный на сжатие АЦДС-500И-1, (рег. № 49465-12);
 -    динамометр общего назначения тип ДПУ-0,5-2, (рег. № 38557-08);
 -    динамометр переносной эталонный на растяжение ДОР-3-2И, (рег. № 27202-04);
 -    динамометр переносной эталонный на сжатие ДОС-3-5И, (рег. № 27202-04).
 Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
 Сведения о методах измерений
 приведены в эксплуатационном документе.
 Нормативные документы
 ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
 ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
 ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
 ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
 ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прогиба
 Технические условия Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории ТРАССА». Технические условия. ТУ 4389-092-93000278-15