Назначение
Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий ТРАССА (далее по тексту - комплексы) предназначены для измерений:
- длины пройденного пути;
- геометрических параметров автомобильных дорог (углов поворота, продольного и поперечного уклонов);
- измерение длины участков автомобильной дороги;
- продольной ровности автомобильных дорог;
- линейных размеров объектов по видеоизображению;
- линейных размеров дефектов дорожного покрытия по видеоизображению;
- поперечной ровности (колейности);
- коэффициента сцепления дорожного покрытия;
- упругого прогиба нежестких дорожных одежд;
- амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У);
- температуры дорожного покрытия и окружающего воздуха.
Описание
Принцип действия комплексов основан на сборе измерительной информации с датчиков и последующей обработке этой информации с помощью специального программного обеспечения. Получение информации осуществляется через защищенный программный интерфейс с последующим выводом обработанной цифровой и графической измерительной информации на экран персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) с возможностью записи результатов измерений на жесткий диск ПЭВМ.
Комплексы, в зависимости от модификации, обеспечивают:
- измерение длины пройденного пути. Измерения производятся с помощью датчика пройденного пути, связанного с колесом транспортного средства (ТС) при движении со скоростью до 80 км/ч;
- визуализацию цифровой и графической информации с датчиков на экране ПЭВМ и последующей записью результатов измерений на жесткий диск ПЭВМ;
- измерение геометрических параметров автомобильных дорог (углов поворота, продольного и поперечного уклонов). Измерения производятся с помощью инерциальной навигационной системы (ИНС), установленной в салоне ТС, при движении ТС со скоростью до 60 км/ч;
- измерение длины участков автомобильной дороги. Измерения производятся с помощью приемника спутниковой геодезической аппаратуры (СГА);
- измерение продольной ровности дорожного покрытия. Измеряется расстояние между неподвижной частью подвески автомобиля (рама) и поверхностью дороги датчиками определяющими профиль при скорости до 80 км/ч с помощью прибора для контроля ровности (ПКР-2);
- измерение линейных размеров объектов по видеоизображению. Производится программной обработкой видеоизображения. В ходе обработки вычисляется расстояние между двумя заданными оператором точками;
- измерение линейных размеров дефектов дорожного покрытия дороги по видеоизображению в горизонтальной плоскости. Производится программной обработкой видеоизображения. В ходе обработки вычисляется расстояние между двумя заданными оператором точками.
- измерение поперечной ровности дорожного покрытия (колейности). Производится путём измерений отклонений лазерных линий от нулевых координат поверхности дорожного покрытия при скорости движения ТС от 10 до 80 км/ч;
- измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия. Основано на определении силы Бкс, возникающей в площади контакта полностью заблокированного колеса узла прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У) и увлажненного покрытия (с толщиной водяной пленки около 1 мм), при буксировании узла ПКРС-2У со скоростью (60 ± 2) км/ч;
- измерение упругого прогиба нежестких дорожных одежд. Производится с помощью акселерометрических датчиков. В момент приложения к покрытию дороги расчетной динамической нагрузки, создаваемой силовой частью установки динамического нагружения (ДИНА-4), датчики измеряют максимальное перемещение дорожной одежды;
- измерение амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У). Производится с помощью датчика ровности путем суммирования амплитуд колебаний подрессоренной части относительно неподрессоренной части. Подрессоренная и неподрессоренная части связаны тросом. При движении по неровностям происходит вертикальное перемещение троса, который вращает шкив. Электронный шифратор приращений, установленный в датчике ровности, преобразует вращательные движения шкива в электрические импульсы, которые по кабелю передаются на ПЭВМ, установленную в передвижной дорожной лаборатории;
- измерение температуры дорожного покрытия и окружающего воздуха, с помощью термометра контактного цифрового типа ТК-5 модификации ТК-5.06 Госреестр № 41002-14.
- оценку параметров транспортного потока на основе пункта учета движения передвижного (ПУДП-2М). Оценка основывается на определении параметров ТС по видеоизображению, с дальнейшей обработкой в режиме реального времени и передачей информации на ПЭВМ;
- оценку слоев конструкции дорожной одежды. Оценка основывается на работе прибора подповерхностного зондирования дорожной одежды георадаром;
- обработку исходных данных и вычисление вторичных характеристик, с выводом результатов обработки на экран ПЭВМ и записью на жесткий диск.
Конструктивно комплексы размещают в передвижных дорожных лабораториях, изготовленных на базе ТС.
| | Каналы измерений и оценки состояния дорог |
№ | Обозначение модификации комплекса | длины пройденного пути | геометрических параметров | продольной ровности | поперечной ровности | й и на ю ел л ок к £ § дут и л п м а | упругого прогиба | коэффициента сцепления | линейных размеров объектов | измерение длины участков | линейных размеров дефектов | параметров транспортного потока | слоев конструкции дорожной одежды |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | В | С |
1 | ТРАССА.123456789АВС | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | ТРАССА.100050700000 | + | | | | + | | + | | | | | |
3 | ТРАССА.100006080000 | + | | | | | + | | + | | | | |
4 | ТРАССА.100000080000 | + | | | | | | | + | | | | |
5 | ТРАССА.10000000900С | + | | | | | | | | + | | | + |
Цифра «0» в обозначении комплексов означает отсутствие канала с соответствующим порядковым номером.
В целях предотвращения несанкционированного доступа к элементам регулировки комплексов предусмотрено место (на рабочем месте оператора) для размещения наклейки пломбирования.
Программное обеспечение
Комплексы имеют программное обеспечение ПИК «Дорога-ПРО» (далее - ПО), которое предназначено для установки на персональный компьютер или ноутбук с операционной системой Microsoft Windows. С помощью указанного программного обеспечения реализуется хранение и передача результатов измерений, а также постобработка измеренных данных.
Метрологически значимой частью ПО является библиотека опроса всех измерительных систем «MainWork.dll».
Идентификационные данные ПО, приведены в таблице 2. Таблица 2 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационное наименование ПО | MainWork.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО, не ниже | 1.0.0.0 |
Цифровой идентификатор ПО | A3EB529ED6472B6640F0D76BE5D89DE |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения | MD5 |
Уровень защиты ПО от преднамеренных и непреднамеренных изменений соответствует уровню «средний» по Р 50.2.077 — 2014. Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Технические характеристики
Таблица 3 - Метрологические и технические характеристики
Наименование характеристики | Значение характеристики |
Диапазон измерений углов поворота автомобильной дороги, О | от - 180 до + 1801) |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений углов поворота автомобильной дороги, ... ° | ±1 |
Диапазон измерений продольного уклона автомобильной дороги, %0 | от - 105 до + 1052) |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений продольного уклона автомобильной дороги, % | ±3 |
Диапазон измерений поперечного уклона автомобильной дороги, % | от - 105 до + 1053) |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечного уклона автомобильной дороги, % | ±5 |
Диапазон измерений поперечной ровности автомобильной дороги, мм | от 0 до 1504) |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечной ровности автомобильной дороги, мм | ±2 |
Диапазон измерений амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У), мм | от - 100 до + 1004) |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений амплитуды колебаний подвески транспортного средства (ТС) и/или прибора контроля ровности и коэффициента сцепления (ПКРС-2У), мм | ±2 |
Диапазон измерений динамической нагрузки на дорожное покрытие, кН | от 30 до 65 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений динамической нагрузки на дорожное покрытие, кН | ±0,1 |
Диапазон измерений температуры дорожного покрытия, °С | от - 10 до + 90 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры дорожного покрытия, °С | ±1 |
Диапазон измерений длины участков автомобильной дороги, м | от 2 до 106 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений длины участков автомобильной дороги, м | ±2 |
Диапазон измерений линейных размеров дефекта дорожного покрытия по видеоизображению в горизонтальной плоскости, мм | от 3 до 4000 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений линейных размеров дефекта дорожного покрытия по видеоизображению в горизонтальной плоскости, мм | ±3 |
Диапазон измерений длины пройденного пути, м | от 1 до 106 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений длины пройденного пути, % | ±0,1 |
Диапазон измерений продольной ровности автомобильной дороги, мм/м | от 0 до 10 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений продольной ровности автомобильной дороги, % | ±5 |
Диапазон измерений линейных размеров объекта по видеоизображению, м а) при положении объекта на расстоянии до 9 м от бампера базового автомобиля б) при положении объекта на расстоянии до 25 м от бампера базового автомобиля | от 0,25 до 5,00 от 0,4 до 20,0 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений линейных размеров объекта по видеоизображению, % | ±4 |
Диапазон измерений коэффициента сцепления дорожного покрытия | от 0 до 1,0 |
Пределы допускаемой приведенной к верхнему пределу измерений погрешности измерений коэффициента сцепления дорожного покрытия, % | ±4 |
Диапазон измерений упругого прогиба дорожного покрытия, мм | от 0,1 до 3,0 |
Пределы допускаемой приведенной к верхнему пределу измерений погрешности измерений упругого прогиба дорожного покрытия, % | ±2 |
Нормальная нагрузка колеса автомобиля на дорожное покрытие, кН | 3,00±0,03 |
Электрическое питание: - аккумуляторная батарея, В | от 11,0 до 14,2 |
Потребляемая мощность, Вт, не более | 700 |
Рабочий диапазон температур - при измерении коэффициента сцепления дорожного покрытия и измерении упругого прогиба дорожного покрытия, °C - при других измерениях, °C | от +5 до +35 от -10 до +35 |
Относительная влажность воздуха, %, не более | 98 |
Г абаритные размеры, (высота х длина х ширина), мм, не более | 3700 х 11000 х 2400 |
Масса, кг, не более | 7000 |
Срок службы, лет, не менее | 6 |
| нат |
1 )---поворот налево, + - поворот направо; 2 )---уклон вниз, + - уклон вверх; 3 )---уклон влево, + - уклон вправо; 4 )---глубина, + - высота, относительно линии нулевых коорди |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации и фотохимическим способом на маркировочную табличку, устанавливаемую на узел управления, сбора и обработки данных.
Комплектность
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
№ | Наименования изделий и оборудования | | Каналы измерений и оценки состояния дорог |
длины пройденного пути | геометрических параметров | продольной ровности | поперечной ровности | « и на ю ел ок да ут и л п м а | упругого прогиба | коэффициента сцепления | линеиных размеров объектов | измерение длины участков | линейных размеров дефектов | параметров транспортного потока | слоев конструкции дорожной одежды |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | С |
1 | ТС | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Узел управления, сбора и обработки данных | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Датчик пройденного пути | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Узел ПКРС-2У | | | | | 1 | | 1 | | | | | |
5 | Установка ДИНА-4 | | | | | | 1 | | | | | | |
6 | ИНС | | 1 | | | | | | | | | | |
7 | СКПК | | 1 | | | | | | | | | | |
8 | ПКР-2 | | | 1 | | | | | | | | | |
9 | КПР | | | | 1 | | | | | | | | |
10 | ПВС | | | | | | | | 1 | | | | |
11 | Приемник СГА | | | | | | | | | 1 | | | |
12 | КВД | | | | | | | | | | 1 | | |
13 | ПУДП-2М | | | | | | | | | | | 1 | |
14 | Г еорадар | | | | | | | | | | | | 1 |
15 | ПО на жестком диске | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
16 | Руководство по эксплуатации СДТ826.00.00.000 РЭ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 | Методика поверки МП АПМ 57-15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Поверка
осуществляется по документу МП АПМ 57-15 «Комплексы измерительные передвижных дорожных лабораторий ТРАССА. Методика поверки», утверждённому ООО «Автопрогресс-М» в марте 2016 года.
Основные средства поверки:
- рулетка измерительная RP100/5 (рег. № 22003-01);
- теодолит 2Т30П, (рег. № 5305-85);
- нивелир 2Н-3Л, (рег. № 11364-88);
- линейка металлическая измерительная (0-1000) мм, (рег. № 43432-09);
- рейка нивелирная деревянная РН-3, (рег. № 22001-01);
- меры длины концевые плоскопараллельные, (50,0-500,0) мм, (рег. № 37335-08);
- меры длины концевые плоскопараллельные, (1,0-100,0) мм, (рег. № 38376-08);
- рейка дорожная универсальная КП-231С, (рег. № 37340-08);
- полигон № 4, аттестат № 104;
- нивелир электронный SDL30 в комплекте с рейкой нивелирной инварной кодовой BIS, (рег. № 19368-06);
- микрометр МК, (50-75) мм, (рег. № 50593-12);
- измеритель лазерный триангуляционный РФ-603-10, (рег. № 41061-09);
- весы товарные РП-500Ш13, (0-500) кг, (рег. № 288-74);
- динамометр электронный на сжатие АЦДС-500И-1, (рег. № 49465-12);
- динамометр общего назначения тип ДПУ-0,5-2, (рег. № 38557-08);
- динамометр переносной эталонный на растяжение ДОР-3-2И, (рег. № 27202-04);
- динамометр переносной эталонный на сжатие ДОС-3-5И, (рег. № 27202-04).
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 32729-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прогиба
Технические условия Комплекс измерительный передвижной дорожной лаборатории ТРАССА». Технические условия. ТУ 4389-092-93000278-15