Назначение
Комплексы измерительные дорожные УДК (далее - комплексы УДК) предназначены для измерений геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог:
- длина (протяженность) участков автомобильных дорог,
- продольные и поперечные уклоны автомобильных дорог,
- углы поворота автомобильных дорог,
- ординаты продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог,
- коэффициент сцепления покрытия автомобильных дорог,
- глубина колеи покрытия автомобильных дорог,
- упругий прогиб покрытия автомобильных дорог.
Описание
Комплексы УДК представляют собой многоканальное измерительно-вычислительное устройство на базе компьютера со специальным программным обеспечением.
Конструктивно комплексы УДК представляют собой необходимый набор измерительных устройств (датчиков), которые устанавливаются на автотранспортное средство и в автоматическом режиме, в процессе движения и во время остановок, позволяют формировать банк данных геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог.
Принцип действия измерительных устройств (датчиков) заключается в следующем:
- длина (протяженность) участка определяется датчиком пути связанного с колесом автомобиля. В компьютер поступают импульсы от поворота колеса и по произведению их количества на масштабный коэффициент, зависящий от длины окружности колеса автомобиля, вычисляется длина (протяженность) участка;
- продольные и поперечные уклоны автомобильных дорог определяются датчиками угловых смещений, которые установлены в герметичном корпусе на подрамнике под кузовом автомобиля. При наклоне автомобиля возникает разность потенциалов, пропорциональная углу наклона, которая поступает в компьютер и обрабатывается с помощью программного обеспечения;
- углы поворота автомобильных дорог определяются навигационной ГЛОНАСС/GPS аппаратурой как разность значений курсовых углов в начале и конце поворота;
- ординаты продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог определяются с помощью лазерного продольного профилометра, выполненного в виде отдельного блока. Профилометр с высокой частотой регистрирует вертикальные расстояния до дорожного покрытия, из которых вычитаются перемещения кузова автомобиля в вертикальном направлении. Полученные данные обрабатываются с помощью программного обеспечения и представляются в виде массива ординат (вертикальных отметок), являющихся характеристикой продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог;
- коэффициент сцепления покрытия автомобильных дорог определяется измерителем коэффициента сцепления, который выполнен в виде встроенного в автомобиль измерительного блока. Измерения выполняют при скольжении имитатора автомобильной шины в момент полива дорожного покрытия водой. При заданной вертикальной нагрузке на имитатор автомобильной шины фиксируют показания датчика продольной силы. Коэффициент сцепления покрытия вычисляется как отношение продольной силы к вертикальной нагрузке на имитатор;
- глубина колеи покрытия автомобильных дорог определяются с помощью лазерного поперечного профилометра, который выполнен в виде навесного измерительного блока. Профилометр сканирует створ, перпендикулярный оси движения автомобиля и создает поперечный профиль из высотных отметок. Алгоритм обработки этого профиля программным обеспечением позволяет уложить виртуальную рейку на измеренный створ и определить значение глубины левой и правой колеи относительно выступов дорожного покрытия;
- упругий прогиб покрытия автомобильных дорог определяется измерителем, который выполнен в виде навесной установки. Установка обеспечивает сбрасывание груза известной массы на специальный штамп, установленный на покрытие. При ударном воздействии дорожное покрытие испытывает упругий прогиб, который регистрируется датчиком ускорения, показания которого преобразуются в линейное перемещение.
Комплексы УДК поставляются с комплектом видеокамер с блоком привязки к пройденному пути для визуальной оценки состояния автомобильных дорог и придорожного обустройства.
К средствам измерений данного типа относятся Комплексы УДК, выпускаемые в 10 моделях (УДК-01, УДК-02, УДК-03, УДК-04, УДК-05, УДК-06, УДК-07, УДК-08, УДК-09, УДК-10), которые приведены в таблице 1. Модели комплексов УДК отличаются комплектацией измерительными устройствами.
Таблица 1 - Модели комплексов УДК
Модель комплекса УДК | Комплектация измерительными устройствами |
УДК-01 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
Продолжение таблицы 1
Модель комплекса УДК | Комплектация измерительными устройствами |
УДК-02 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; |
УДК-03 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-04 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-05 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-06 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-07 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР |
УДК-08 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН |
УДК-09 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС |
УДК-10 | Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
Модель, заводской номер в числовом формате и дата производства комплекса УДК указываются на маркировочной (алюминиевой) пластине размером (160*72) мм методом штампования несмываемой краской, которая закрепляется специальным клеем к приборной стойке рабочего места оператора.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Общий вид комплексов УДК, измерительных устройств и место нанесения знака утверждения типа представлены на рисунках 1 - 10.
Рисунок 1 - Общий вид комплексов УДК
Рисунок 2 - Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП
Рисунок 3 - Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1
Рисунок 4 - Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2
Рисунок 5 - Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР
Рисунок 6 - Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН
Рисунок 7 - Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС
Рисунок 8 - Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК
Место крепления маркировочной пластины
"обо "Дил" о Комплекс измерите Модель УД 001.2-ллгкой NsOU •
390 Д ^ска март дата выпус
омй дорожный УДК рьныи Диг
ора
Рисунок 10 - Маркировочная пластина
комплекса УДК
комплекса УДК
В процессе эксплуатации комплексы УДК не предусматривают механических или электронных регулировок. Ограничение от несанкционированного доступа к узлам комплексов УДК обеспечивается технологией производства и монтажом измерительных устройств (датчиков) с применением специальной сервисной оснастки.
Программное обеспечение
Комплексы УДК поставляются с метрологически значимым программным обеспечением (далее - ПО) ДИЦ МАДИ: Дорога, устанавливаемым на управляющий компьютер и предназначенное для управления комплексом УДК, проведения измерений, обработки и хранения измерительной информации, что обеспечивает заявленные точности конечных результатов измерений.
Защита ПО и измеренных данных от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «средний» в соответствии с 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | ДИЦ МАДИ: Дорога |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | не ниже 2.2 |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Технические характеристики
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений длины (протяженности) участков автомобильных дорог, м Границы допускаемой относительной погрешности измерений километровых участков автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 1 до 1000000 ±0,1 |
Диапазон измерений продольных уклонов покрытия автомобильных дорог, % Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений продольных уклонов покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от -120 до +120 ±3 |
Диапазон измерений поперечных уклонов покрытия автомобильных дорог, % Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечных уклонов покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от -120 до +120 ±3 |
Диапазон измерений углов поворота автомобильных дорог, ° Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений углов поворота автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67) , ° | от -180 до +180 ±1,0 |
Диапазон измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 1 до 150 ±10 |
Диапазон измерений глубины колеи покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений глубины колеи покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), мм | от 2 до 300 ±1 |
Диапазон измерений коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 0,1 до 0,8 ±5 |
Диапазон измерений упругого прогиба покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений упругого прогиба покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % | от 0,1 до 3 ±5 |
Таблица 4 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Напряжение электропитания постоянного тока от бортовой сети, В | от 11 до 14,5 |
Диапазон рабочих температур, оС | от 0 до +40 |
Габаритные размеры (Д*Ш*В) оборудования, устанавливаемого на автомобиль, мм, не более: - Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог Д1П1 - Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1 - Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2 - Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР - Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН - Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; - Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК | 70x40x40 140x100x40 100x100x40 650x120x120 500x500x3000 1000x450x1500 300x400x550 |
Масса оборудования, устанавливаемого на автомобиль, кг, не более: -Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог Д1П1 - Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1 - Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2 - Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР - Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН - Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; - Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК | 0,15 0,82 0,25 3,5 210 70 12 |
Знак утверждения типа
наносится печатным способом на титульный лист руководства по эксплуатации и методом штампования несмываемой краской на маркировочной пластине комплекса УДК.
Комплектность
Таблица 5 - Комплектность комплексов УДК
Наименование | Обозначение | Количество |
Комплект измерительных устройств | - | 1 комп. |
Комплект установочных приспособлений | - | 1 комп. |
Комплект программного обеспечения | - | 1 комп. |
Комплект видеокамер | - | По заказу |
Управляющий компьютер | - | По заказу |
Поверочное приспособление (набор плоскопараллельных брусков) | - | По заказу |
Продолжение таблицы 5
Наименование | Обозначение | Количество |
Поверочное приспособление (имитатор глубины колеи) | - | По заказу |
Поверочное приспособление (имитатор упругого прогиба) | - | По заказу |
Поверочное нагрузочное приспособление | - | По заказу |
Руководство по эксплуатации | - | 1 экз. |
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 2 «Использование по назначению» «Комплексы измерительные дорожные УДК. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений»;
ТУ-2705-002-42462625-2018 «Комплексы измерительные дорожные УДК. Технические условия».