Комплексы автоматизированные контроля колесных пар вагонов PELENG-AUTOMAT (ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ)

Основные
Тип PELENG-AUTOMAT (ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ)
Год регистрации 2010
Дата протокола 03д4 от 29.07.10 п.344
Класс СИ 27.01
Номер сертификата 41524
Примечание Взамен № 26474-05
Срок действия сертификата 01.08.2015
Страна-производитель  Россия 
Технические условия на выпуск ДШЕК.411734.001 ТУ
Тип сертификата (C - серия/E - партия) С

Назначение

Комплексы автоматизированные контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ») (далее - комплексы), предназначены для измерения и регистрации характеристик дефектов эксплуатационного и технологического происхождения (трещин, выщербин, поверхностных отколов и других).

Описание

Принцип действия систем ультразвукового контроля основан на выявлении дефектов с использованием свойства ультразвуковых колебаний (УЗК) отражаться от неоднородностей материала контролируемого изделия. Ввод и прием УЗК осуществляется контактным способом при помощи пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП). Возбуждение ПЭП, усиление принятых сигналов и обработка результатов контроля производится электронными модулями, размещенными в системном блоке промышленной ПЭВМ. ПЭП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов - сканеров. Система фиксации сканеров обеспечивает перемещение в рабочее положение и надежное прилегание ПЭП к поверхностям контролируемых изделий (цилиндрическим поверхностям оси, поверхностям торца оси, поверхностям катания и обода колеса). Надежный акустический контакт ПЭП с проверяемым изделием обеспечивается также системой подачи, сбора и фильтрации контактной жидкости.

Принцип действия систем вихретокового контроля основан на анализе взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в объект контроля этим полем с использованием вихретоковых преобразователей (ВТП). ВТП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов - сканеров. Возбуждение ВТП и обработка результатов контроля производится электронными модулями, размещенными в сканерах и системном блоке промышленной ПЭВМ. Системы подвеса и позиционирования сканеров обеспечивают их перемещение в рабочее положение и необходимый зазор между сканером и поверхностями контролируемого изделия (поверхностями катания и обода колеса, поверхностями диска, включая переходы диск - обод и диск - ступица, поверхностями торцов ступицы).

Фотография общего вида комплексов приведена на рисунке 1.

Рис.1 Общий вид комплексов

Перемещение и вращение КП, подвод и отвод сканеров, отображение параметров и результатов контроля на экране дисплея ПЭВМ, а так же их документирование на бумажных и электронных носителях производятся автоматически.

Модификации комплекса в зависимости от типа контролируемых КП и устройства для их вращения (в процессе контроля), разворота и скатывания из рабочей зоны (по окончании контроля), а также применяемой контактной жидкости (для ультразвукового контроля) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Контролируемые КП

Устройство вращения, разворота и скатывания КП

Контактная жидкость

Обозначение модификации комплекса *

Без каких-либо насаженных элементов на среднюю часть оси

Подъемно-поворотное

Минеральное масло

_

Без каких-либо насаженных элементов на среднюю часть оси

Подъемно-поворотное

Водный раствор

01

В том числе имеющие тормозные диски и(или) редуктор генератора в средней части оси

Опорно-поворотное

Водный раствор

02

В том числе имеющие тормозные диски и(или) редуктор генератора в средней части оси

Подъемно-поворотное (модернизированное по сравнению с модификацией 01)

Водный раствор

01М

* Указывается в конце децимального номера на комплекс (например, ДШЕК.41 Для групповых документов (описывающих различные модификации комп документе) указанные обозначения могут отсутствовать.

11734.001-01М).

текса в одном

Модификации комплекса в зависимости от применяемых методов контроля и контролируемых элементов КП приведены в таблице 2.

Таблица 2

Реализуемые методы контроля

Контролируемые элементы КП

Обозначение модификации комплекса *

Ультразвуковой

Контроль оси и колеса КП согласно РД 07.09-97 «Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов»

_

Ультразвуковой

Контроль оси и колеса КП согласно РД 07.09-97 и СТО РЖД 1.11.002-2008 «Контроль неразрушающий. Элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю»

С

Ультразвуковой и вихретоковый

Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000 «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов»

С-В

Ультразвуковой и вихретоковый

Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000; неразрушающий контроль тормозных дисков

С-ВД

У льтразвуковой и вихретоковый

Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000; неразрушающий контроль тормозных дисков и вихретоковый контроль оси

С-ВДО

* Вместе с обозначением из таблицы 1 указывается в конце децимального номера на комплекс (например, ДШЕК.411734.001-01МС-В). Буквенное обозначение модификации может указываться после названия комплекса (например, «PELENG-AUTOMAT» (модификация МС-В) или «PELENG-AUTOMAT-МС-В»). Дефис в обозначении модификации может отсутствовать.

Комплексы могут применяться на железнодорожном транспорте в качестве средства автоматизированного неразрушающего контроля элементов колесных пар (КП) вагонов с осями типов РУ1 и РУ1Ш, а также КП с коническими подшипниками кассетного типа при всех видах их освидетельствования и ремонта. Комплекс производит контроль КП в сборе.

Программное обеспечение

Встроенное программное обеспечение (ПО), входящее в состав комплексов, выполняет функции обработки результатов измерений, изменения параметров контроля, создания и сохранения файлов с данными контроля.

Идентификационные данные ПО приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

«AUTOMAT» - для модификации С; «AUTOMATVT» - для модификаций С-В, С-ВД, С-ВДО.

Номер версии (идентификационный номер) ПО

версия 4.08 и выше - для модификации С; версия 0.1 - для модификаций С-В, С-ВД, С-ВДО.

Цифровой идентификатор ПО

-

Другие идентификационные данные (если имеются)

-

Уровень защиты ПО соответствует типу «средний» согласно Р 50.2.077-2014.

Технические характеристики

Метрологические и технические характеристики приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Наименование параметра

Значение параметра

Система ультразвукового контроля

Номинальное значение частоты заполнения зондирующих импульсов и его отклонение, МГц

0,40+0,04

1,25+0,13

2,50+0,25

5,00+0,50

Амплитуда зондирующих импульсов, В, не менее

100

Длительность зондирующего импульса на уровне 0,5, мкс, не более: на частоте 0,4 МГц на частоте 1,25 МГц на частоте 2,5 МГц на частоте 5,0 МГц

6,0

2,0

1,2

0,8

Номинальное значение условной чувствительности*, дБ, для резонаторов:

П111-2,5

П121-2,5-40

6

20

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения глубины залегания дефекта, мм

+(2+0,03-Y), где Y -измеренное значение глубины залегания дефекта, мм

Система вихретокового контроля

Частота возбуждения вихревых токов, кГц

От 7 до 115

Режимы работы сканеров

абсолютный, дифференциальный

Чувствительность**: минимальная глубина выявляемых поверхностных дефектов, мм, для поверхностей с шероховатостью: Ra = 1,25 мкм

Rz = 320 мкм

0,5

3,0

Общие технические характеристики

Время установления рабочего режима в нормальных условиях, мин, не более

5

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения координаты расположения дефекта по длине (поверхности катания) колеса, мм

+10

Масса, кг, не более

2000

Габаритные размеры, длина х ширина х высота, мм, не более

4500 х 3500 х 3500

Средняя наработка на отказ комплекса с учетом технического обслуживания и комплекта ЗИП, ч, не менее

1000

Средний срок службы комплекса с учетом наличия комплекта ЗИП, лет, не менее

10

Диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С

От 1 до 35

* номинальное значение усиления при выявлении отверстия диаметром 6 мм на глубине 44 мм

в контрольном образце №2 из комплекта контрольных образцов и вспомогательных устройств КОУ-2

** определяется по мерам моделей дефектов из комплекта А-ВТ-12

Знак утверждения типа

Знак утверждения наносится на переднюю дверь аппаратурной стойки (возле условного обозначения комплекса) и на титульный лист Руководства по эксплуатации ДШЕК.411734.001*** РЭ (в правый верхний угол под линией, проходящей под названием организации изготовителя - ЗАО «АЛТЕК»).

Комплектность

Комплект поставки комплекса приведен в таблице 5. Таблица 5

Наименование

Обозначение

Кол.

Примечание

Механическая часть комплекса

1

устройство подъемно-поворотное

ДШЕК.483219.001;

1

В зависимости

(опорно-поворотное)

ДШЕК.483219.001-01;

(дШЕК.484125.002)

от модификации комплекса

Устройство удаления масла

ДШЕК.304144.001

1

Для модификаций ДШЕК. 411734.

001(С; С-В)

система сканирования ультразвукового

ДШЕК.412231.020;

1

В зависимости

контроля

в том числе - сканеры ультразвукового контроля

ДШЕК.412231.020

ДШЕК.412231.102-

ДШЕК.412231.111;

ДШЕК.412231.113;

ДШЕК.304551.005

от модификации комплекса

система сканирования вихретокового контроля,

в том числе - сканеры вихретокового контроля

ДШЕК.412231.024

ДШЕК.411618.001-

ДШЕК.411618.012

1

Шкаф управления,

ДШЕК.422411.001-

ДШЕК.422411.005

1

В зависимости от модификации комплекса

в том числе - многоканальный дефектоскоп на базе ПЭВМ

ДШЕК.412231.010

1

Комплект запасных частей, инструмента, и принадлежностей (ЗИП)

ДШЕК.411978.***

1

Комплект эксплуатационной документации:

ДШЕК.411734.001 ЭД

1

Руководство по эксплуатации

ДШЕК.411734.001*** РЭ

1

Паспорт

ДШЕК.411734.001*** ПС

1

Методика поверки

ДШЕК.411734.001 И3

1

Приложение В к РЭ

Методика калибровки

ДШЕК.411734.001*** И6

1

Технологическая инструкция по ультразвуковому (ультразвуковому и вихретоковому) контролю элементов колесных пар с помощью автоматизированного комплекса контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT»

ДШЕК.411734.001 *** И4

1

Программное обеспечение для ПЭВМ

1

Компакт-диск

Примечания:

1 Вместо символов *** указывается модификация комплекса (см. таблицы 1-2);

2 Полный перечень комплекта поставки, согласованный с Заказчиком, приведен в разделе 4 Паспорта на комплекс ДШЕК.411734.001*** ПС.

Поверка

осуществляется в соответствии с методикой поверки (приложение В к ДШЕК.411734.001 РЭ «Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («Пеленг-автомат»). Руководство по эксплуатации»), утвержденной ФГУП «ВНИИОФИ» в августе 2010 г.

Основные средства поверки:

1. Осциллограф TDS-2012 (Госреестр №24018-02);

2. Генератор сигналов Г4-158 (Госреестр № 8777-13);

3. Комплекты мер моделей дефектов А-ВТ-12 (Госреестр № 53012-13);

4. Контрольные  образцы  №2  и  №3  из  комплекта  контрольных  образцов  и

вспомогательных устройств КОУ-2 (Госреестр №6612-99)

Сведения о методах измерений

Сведения о методиках (методах) измерений приведены в Руководстве по эксплуатации «Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ»)», раздел 2 «Использование по назначению».

Нормативные документы

ГОСТ Р 55809-2013 Контроль неразрушающий. Дефектоскопы ультразвуковые. Методы измерения основных параметров

ГОСТ 8.283-78 ГСИ. Дефектоскопы электромагнитные. Методы и средства поверки

ДШЕК. 411734.001 ТУ Технические условия "Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов "PELENG-AUTOMAT" ("Пеленг-автомат").

Развернуть полное описание