Назначение
Комплексы автоматизированные контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ») (далее - комплексы), предназначены для измерения и регистрации характеристик дефектов эксплуатационного и технологического происхождения (трещин, выщербин, поверхностных отколов и других).
Описание
Принцип действия систем ультразвукового контроля основан на выявлении дефектов с использованием свойства ультразвуковых колебаний (УЗК) отражаться от неоднородностей материала контролируемого изделия. Ввод и прием УЗК осуществляется контактным способом при помощи пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП). Возбуждение ПЭП, усиление принятых сигналов и обработка результатов контроля производится электронными модулями, размещенными в системном блоке промышленной ПЭВМ. ПЭП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов - сканеров. Система фиксации сканеров обеспечивает перемещение в рабочее положение и надежное прилегание ПЭП к поверхностям контролируемых изделий (цилиндрическим поверхностям оси, поверхностям торца оси, поверхностям катания и обода колеса). Надежный акустический контакт ПЭП с проверяемым изделием обеспечивается также системой подачи, сбора и фильтрации контактной жидкости.
Принцип действия систем вихретокового контроля основан на анализе взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в объект контроля этим полем с использованием вихретоковых преобразователей (ВТП). ВТП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов - сканеров. Возбуждение ВТП и обработка результатов контроля производится электронными модулями, размещенными в сканерах и системном блоке промышленной ПЭВМ. Системы подвеса и позиционирования сканеров обеспечивают их перемещение в рабочее положение и необходимый зазор между сканером и поверхностями контролируемого изделия (поверхностями катания и обода колеса, поверхностями диска, включая переходы диск - обод и диск - ступица, поверхностями торцов ступицы).
Фотография общего вида комплексов приведена на рисунке 1.
Рис.1 Общий вид комплексов
Перемещение и вращение КП, подвод и отвод сканеров, отображение параметров и результатов контроля на экране дисплея ПЭВМ, а так же их документирование на бумажных и электронных носителях производятся автоматически.
Модификации комплекса в зависимости от типа контролируемых КП и устройства для их вращения (в процессе контроля), разворота и скатывания из рабочей зоны (по окончании контроля), а также применяемой контактной жидкости (для ультразвукового контроля) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Контролируемые КП | Устройство вращения, разворота и скатывания КП | Контактная жидкость | Обозначение модификации комплекса * |
Без каких-либо насаженных элементов на среднюю часть оси | Подъемно-поворотное | Минеральное масло | _ |
Без каких-либо насаженных элементов на среднюю часть оси | Подъемно-поворотное | Водный раствор | 01 |
В том числе имеющие тормозные диски и(или) редуктор генератора в средней части оси | Опорно-поворотное | Водный раствор | 02 |
В том числе имеющие тормозные диски и(или) редуктор генератора в средней части оси | Подъемно-поворотное (модернизированное по сравнению с модификацией 01) | Водный раствор | 01М |
* Указывается в конце децимального номера на комплекс (например, ДШЕК.41 Для групповых документов (описывающих различные модификации комп документе) указанные обозначения могут отсутствовать. | 11734.001-01М). текса в одном |
Модификации комплекса в зависимости от применяемых методов контроля и контролируемых элементов КП приведены в таблице 2.
Таблица 2
Реализуемые методы контроля | Контролируемые элементы КП | Обозначение модификации комплекса * |
Ультразвуковой | Контроль оси и колеса КП согласно РД 07.09-97 «Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» | _ |
Ультразвуковой | Контроль оси и колеса КП согласно РД 07.09-97 и СТО РЖД 1.11.002-2008 «Контроль неразрушающий. Элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю» | С |
Ультразвуковой и вихретоковый | Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000 «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» | С-В |
Ультразвуковой и вихретоковый | Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000; неразрушающий контроль тормозных дисков | С-ВД |
У льтразвуковой и вихретоковый | Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000; неразрушающий контроль тормозных дисков и вихретоковый контроль оси | С-ВДО |
* Вместе с обозначением из таблицы 1 указывается в конце децимального номера на комплекс (например, ДШЕК.411734.001-01МС-В). Буквенное обозначение модификации может указываться после названия комплекса (например, «PELENG-AUTOMAT» (модификация МС-В) или «PELENG-AUTOMAT-МС-В»). Дефис в обозначении модификации может отсутствовать. |
Комплексы могут применяться на железнодорожном транспорте в качестве средства автоматизированного неразрушающего контроля элементов колесных пар (КП) вагонов с осями типов РУ1 и РУ1Ш, а также КП с коническими подшипниками кассетного типа при всех видах их освидетельствования и ремонта. Комплекс производит контроль КП в сборе.
Программное обеспечение
Встроенное программное обеспечение (ПО), входящее в состав комплексов, выполняет функции обработки результатов измерений, изменения параметров контроля, создания и сохранения файлов с данными контроля.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | «AUTOMAT» - для модификации С; «AUTOMATVT» - для модификаций С-В, С-ВД, С-ВДО. |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | версия 4.08 и выше - для модификации С; версия 0.1 - для модификаций С-В, С-ВД, С-ВДО. |
Цифровой идентификатор ПО | - |
Другие идентификационные данные (если имеются) | - |
Уровень защиты ПО соответствует типу «средний» согласно Р 50.2.077-2014.
Технические характеристики
Метрологические и технические характеристики приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Наименование параметра | Значение параметра |
Система ультразвукового контроля |
Номинальное значение частоты заполнения зондирующих импульсов и его отклонение, МГц | 0,40+0,04 1,25+0,13 2,50+0,25 5,00+0,50 |
Амплитуда зондирующих импульсов, В, не менее | 100 |
Длительность зондирующего импульса на уровне 0,5, мкс, не более: на частоте 0,4 МГц на частоте 1,25 МГц на частоте 2,5 МГц на частоте 5,0 МГц | 6,0 2,0 1,2 0,8 |
Номинальное значение условной чувствительности*, дБ, для резонаторов: П111-2,5 П121-2,5-40 | 6 20 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения глубины залегания дефекта, мм | +(2+0,03-Y), где Y -измеренное значение глубины залегания дефекта, мм |
Система вихретокового контроля |
Частота возбуждения вихревых токов, кГц | От 7 до 115 |
Режимы работы сканеров | абсолютный, дифференциальный |
Чувствительность**: минимальная глубина выявляемых поверхностных дефектов, мм, для поверхностей с шероховатостью: Ra = 1,25 мкм Rz = 320 мкм | 0,5 3,0 |
Общие технические характеристики |
Время установления рабочего режима в нормальных условиях, мин, не более | 5 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения координаты расположения дефекта по длине (поверхности катания) колеса, мм | +10 |
Масса, кг, не более | 2000 |
Габаритные размеры, длина х ширина х высота, мм, не более | 4500 х 3500 х 3500 |
Средняя наработка на отказ комплекса с учетом технического обслуживания и комплекта ЗИП, ч, не менее | 1000 |
Средний срок службы комплекса с учетом наличия комплекта ЗИП, лет, не менее | 10 |
Диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С | От 1 до 35 |
* номинальное значение усиления при выявлении отверстия диаметром 6 мм на глубине 44 мм
в контрольном образце №2 из комплекта контрольных образцов и вспомогательных устройств КОУ-2
** определяется по мерам моделей дефектов из комплекта А-ВТ-12
Знак утверждения типа
Знак утверждения наносится на переднюю дверь аппаратурной стойки (возле условного обозначения комплекса) и на титульный лист Руководства по эксплуатации ДШЕК.411734.001*** РЭ (в правый верхний угол под линией, проходящей под названием организации изготовителя - ЗАО «АЛТЕК»).
Комплектность
Комплект поставки комплекса приведен в таблице 5. Таблица 5
Наименование | Обозначение | Кол. | Примечание |
Механическая часть комплекса | | 1 | |
устройство подъемно-поворотное | ДШЕК.483219.001; | 1 | В зависимости |
(опорно-поворотное) | ДШЕК.483219.001-01; (дШЕК.484125.002) | | от модификации комплекса |
Устройство удаления масла | ДШЕК.304144.001 | 1 | Для модификаций ДШЕК. 411734. 001(С; С-В) |
система сканирования ультразвукового | ДШЕК.412231.020; | 1 | В зависимости |
контроля в том числе - сканеры ультразвукового контроля | ДШЕК.412231.020 ДШЕК.412231.102- ДШЕК.412231.111; ДШЕК.412231.113; ДШЕК.304551.005 | | от модификации комплекса |
система сканирования вихретокового контроля, в том числе - сканеры вихретокового контроля | ДШЕК.412231.024 ДШЕК.411618.001- ДШЕК.411618.012 | 1 | |
Шкаф управления, | ДШЕК.422411.001- ДШЕК.422411.005 | 1 | В зависимости от модификации комплекса |
в том числе - многоканальный дефектоскоп на базе ПЭВМ | ДШЕК.412231.010 | 1 | |
Комплект запасных частей, инструмента, и принадлежностей (ЗИП) | ДШЕК.411978.*** | 1 | |
Комплект эксплуатационной документации: | ДШЕК.411734.001 ЭД | 1 | |
Руководство по эксплуатации | ДШЕК.411734.001*** РЭ | 1 | |
Паспорт | ДШЕК.411734.001*** ПС | 1 | |
Методика поверки | ДШЕК.411734.001 И3 | 1 | Приложение В к РЭ |
Методика калибровки | ДШЕК.411734.001*** И6 | 1 | |
Технологическая инструкция по ультразвуковому (ультразвуковому и вихретоковому) контролю элементов колесных пар с помощью автоматизированного комплекса контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» | ДШЕК.411734.001 *** И4 | 1 | |
Программное обеспечение для ПЭВМ | | 1 | Компакт-диск |
Примечания:
1 Вместо символов *** указывается модификация комплекса (см. таблицы 1-2);
2 Полный перечень комплекта поставки, согласованный с Заказчиком, приведен в разделе 4 Паспорта на комплекс ДШЕК.411734.001*** ПС.
Поверка
осуществляется в соответствии с методикой поверки (приложение В к ДШЕК.411734.001 РЭ «Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («Пеленг-автомат»). Руководство по эксплуатации»), утвержденной ФГУП «ВНИИОФИ» в августе 2010 г.
Основные средства поверки:
1. Осциллограф TDS-2012 (Госреестр №24018-02);
2. Генератор сигналов Г4-158 (Госреестр № 8777-13);
3. Комплекты мер моделей дефектов А-ВТ-12 (Госреестр № 53012-13);
4. Контрольные образцы №2 и №3 из комплекта контрольных образцов и
вспомогательных устройств КОУ-2 (Госреестр №6612-99)
Сведения о методах измерений
Сведения о методиках (методах) измерений приведены в Руководстве по эксплуатации «Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ»)», раздел 2 «Использование по назначению».
Нормативные документы
ГОСТ Р 55809-2013 Контроль неразрушающий. Дефектоскопы ультразвуковые. Методы измерения основных параметров
ГОСТ 8.283-78 ГСИ. Дефектоскопы электромагнитные. Методы и средства поверки
ДШЕК. 411734.001 ТУ Технические условия "Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов "PELENG-AUTOMAT" ("Пеленг-автомат").