Назначение
Комплексы автоматизированные диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар вагонов «Комплекс», предназначены для измерений геометрических параметров цельнокатаных колес по ГОСТ 10791 и расстояния между внутренними гранями ободьев колес, выявления степени износа и дефектов колесных пар на ходу поезда, регистрации неисправностей колесных пар и оперативной передачи полученной информации на ближайший пункт технического обслуживания вагонов, далее - ПТО.
Описание
В основе технического решения по контролю геометрических параметров колесной пары положен принцип самосканирования колес с использованием набора активных измерительных датчиков триангуляционного типа «Лабракон™». Для этой цели каждое из колес параллельно и независимо сканируется двумя колесными датчиками (внутренним и наружным). Последующая совместная обработка данных позволяет определить профиль поверхности катания в системе отсчета колеса, после чего рассчитать значения контролируемых геометрических параметров. Методика вычисления контролируемых параметров на основе известного профиля в основном повторяет методы, заложенные в контактных измерителях аналогичных параметров.
Результаты измерений геометрических параметров колесных пар пре ходящего поезда накапливаются в базе данных сервера и впоследствии передаются по протоколу TCP/IP в АСУ ПТО. Оператору передаются дата и время входа и выхода поезда на пост контроля, порядковый номер оси с головы состава, признак неисправности колесной пары с указанием браковочного параметра и его действительного измеренного значения.
Комплекс включает в себя следующие основные функциональные блоки:
блок управления и синхронизации (БУС);
модуль сбора данных;
входных и выходных магнитных педалей;
колесные датчики;
сервер;
датчики прогиба рельса.
После поступления в БУС сигнала дальнего оповещения, Комплекс переходит в режим «Автоматическое измерение».
Производится тестирование основных блоков и узлов Комплекса. Проверяется наличие связи с АСУ ПТО.
Во время прохождения поезда блок сбора данных выполняет необходимое количество циклов сбора данных от колесных датчиков и датчика прогиба рельса. Число циклов соответствует числу колесных пар в составе. Цикл состоит из следующих этапов:
- сигналы с входных магнитных педалей поступают в БУС;
- БУС формирует сигнал начала съема данных и посылает его в блок сбора данных;
- блок сбора данных производит съем и буферизацию данных с плат АЦП;
- сигналы с выходных магнитных педалей поступают в БУС;
- БУС формирует сигнал окончания съема данных и посылает его в блок сбора данных;
- съем данных завершается.
Данные с каждого колесного датчика и с датчика прогиба рельса сохраняются отдельно.
После прохождения поезда все данные с блока сбора данных поступают на сервер, где управляющей программой производится совместная обработка данных и вычисление геометрических параметров колеса, а также расстояние между внутренними гранями ободьев колес.
Затем данные с сервера передаются в АСУ ПТО.
Колесные датчики (внешние и внутренние) определяют геометрические параметры колеса и расстояния между внутренними гранями ободьев колер. Они представляют собой датчики расстояния до поверхности объекта типа «Лабракон™» модели ЛДП 170/410. В состав Комплекса входят четыре датчика, измерительная информация от которых в виде аналоговых сигналов поступает на вход плат АЦП блока сбора данных.
В основу работы датчика «Лабракон™» модели ЛДП 170/410 положен метод лазерной триангуляции, принцип действия которого состоит в формировании на контролируемой поверхности светового пятна, построении изображения этого пятна на линейном фотоприемнике, определении положения этого изображения X и расчете {по известной зависимости Z(X)} координаты Z поверхности.
Колесный датчик реализован на базе позиционно - чувствительного фотоприемника (PSD) и имеет двухканальный аналоговый выход (от 0 до 10 В), сигналы с которого поступают на входы платы АЦП AI8S-5A-1, установленной в слот шины PCI блока сбора данных. В блоке сбора данных аналоговые сигналы первого и второго каналов преобразуются в цифровой код и буферизуются. Пределы допускаемой абсолютной погрешности датчика «Лабракон™» модели ЛДП 170/410 ±0,2 мм.
После передачи данных на сервер производится вычисление отношения разности сигналов с двух каналов АЦП к их сумме и по известным калибровочным коэффициентам определяется координата контролируемой поверхности в системе отсчета датчика колесного. Затем вычисляют трехмерные координаты точек поверхности катания колеса в системе отсчета Комплекса. Далее после совместной обработки данных со всех колесных датчиков и датчика прогиба рельса вычисляются геометрические параметры колеса, а также расстояние между внутренними гранями ободьев колес.
Магнитные педали (входные) определяют момент захода колеса в зону измерения колесных датчиков. Магнитные педали (выходные) определяют момент выхода колесной пары из зоны измерения колесных датчиков.
Датчики прогиба рельса определяют смещения рельсов в процессе прохождения колеса относительно опорной рамы.
Сервер - персональный компьютер, входящий в состав вычислительного шкафа. Сервер выполняет следующие функции:
- получение данных из блока сбора данных;
- совместная обработка информации по колесной паре со всех датчиков и вычисление необходимых параметров;
- формирование и передача результатов измерений в АСУ ПТО;
- хранение результатов измерений по поезду в течение необходимого времени.
БУС осуществляет прием и обработку сигнала дальнего оповещения и сигналов с магнитных педалей, а также для формирования синхросигналов для блока сбора данных, которые определяют начало и окончание съема данных по колесной паре.
Коммутатор обеспечивает прием-передачу данных от блока сбора данных серверу и передачу результатов измерений от сервера в АСУ ПТО.
Видеокамера Quick CamZoom осуществляет регистрацию и передачу на сервер изображений локомотива проходящего поезда и вагонов. Далее эти изображения передаются в АСУ ПТО для облегчения идентификации состава и вагонов с дефектными осями.
Программное обеспечение предусматривает возможность тестирования отдельных блоков и Комплекса в целом, настройку процесса контроля, позволяя включать или отключать отдельные процедуры. Встроенные процедуры калибровки и поверки (тестирог ания) Комплекса выполняются в автоматическом режиме с использованием поверочного приспособления 5Р. 1038.800.
Комплекс имеет следующие режимы работы:
«Тестирование и поверка»,
«Автоматическое измерение».
Комплекс функционирует в рабочих условиях применения непрерывно.
Отключение Комплекса допускается только при проведении технического обслуживания и ремонта.
Программное обеспечение Комплекса реализовано на платформе ОС Windows NT (версия не ниже Windows 2000).
Технические характеристики
Диапазон измерений, мм:
- равномерного проката по кругу катания....................................................от 0 до 10;
- толщины гребня....................................................................................от 20 до 33;
- толщины обода.................................................................................от 18 до 80;
- диаметра по кругу катания...................................................................от 844 до 964;
- расстояния между внутренними гранями ободьев колес..........................от 1437 до 1443.
Пределы допускаемой абсолютной погрешности, мм:
- равномерного проката по кругу катания
- толщины гребня
- толщины обода.........................................................................................± 0,5;
- диаметра по кругу катания
- расстояния между внутренними гранями ободьев колес
Электропитание Комплекса осуществляется от сети переменного тока частотой (50 ± 0,2) Гц напряжением 220 В ± 5%.
Мощность потребления Комплекса при электропитании, кВт, не более:
- по I категории
- по II категории
Габаритные размеры, мм, не более:
колесного датчика 5Р. 1038.05.......................................................(600x280x280);
колесного датчика 5Р.1038.05-01...................................................(600x280x280);
опорной рамы 5Р.1038.300.....................................................(4600 х 2200 х 600);
датчика прогиба рельса 5Р. 1038.319, не более....................................(160x120x80);
магнитной педали 5Р.1038.320, не более............................................(100x70x50);
вычислительного шкафа 5Р.1038.500, не более...............................(600x600x1500).
Масса, кг, не более: колесного датчика 5Р. 1038.05
колесного датчика 5Р.1038.05-01
опорной рамы 5Р.1038.300
датчика прогиба рельса 5Р.1038.319
магнитной педали 5Р. 1038.320
вычислительного шкафа 5Р.1038.500
Напольное оборудование эксплуатируется на открытом пространстве и устойчиво к воздействию следующих климатических факторов:
- температура окружающего воздуха, °C................................от минус 50 до плюс 50;
- относительная влажность при плюс 35 °C и более низких температурах, без конденсации влаги, %, не более
- атмосферное давление, кПа..........................................................от 84 до 106.7.
Вычислительный шкаф эксплуатируется в закрытом отапливаемом помещении и устойчив к воздействию следующих климатических факторов:
- температура окружающего воздуха, °C..................................от плюс 10 до плюс 3
- относительная влажность при плюс 30 °C и более низких температурах, без конденсациг влаги, %, не более
- атмосферное давление, кПа................................................................от 84 до 106,7
Средняя наработка на отказ, ч, не менее
Средний срок службы, лет, не менее
Диапазон измерений поверочного приспособления, мм.............................от 13 до V.
Погрешность поверочного приспособления, мм
Комплекс обеспечивает выполнение следующих функций:
- настройку (установку полей допусков, автоматическую настройку уровня освещег ности контролируемых поверхностей);
- автоматическое тестирование основных узлов и блоков, а также определение р; ботоспособности в целом (опробование);
- автоматическое включение режима «Автоматическое измерение» при подходе поезда посту контроля;
- измерение геометрических параметров колес и колесных пар при линейной скорост перемещения колесной пары от 10 до 60 км/ч;
- оперативную передачу полученной информации на ближайший ПТО (дата, время npi бытия / убытия поезда на пост контроля, порядковые номера осей с головы поезда, признак неи< правности колесной пары с указанием браковочного параметра и его действительного значения).
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносят на табличку на двери вычислительного шкафа методок, лазерной гравировки, на титульные листы эксплуатационных документов типографским способом.
Комплектность
Обозначение | Наименование | Количество | Заводской номер | Примечание |
5Р.1О38.О5 | Колесный датчик | 2 | | |
5Р.1038.05-01 | Колесный датчик | 2 | | |
5Р.1038.300 | Опорная рама | 1 | | |
5Р.1038.319 | Датчик прогиба рельса | 2 | | |
5Р.1038.320 | Магнитная педаль | 4 | | |
5Р.1038.500 | Вычислительный шкаф | 1 | | |
| Видеокамера Quick CamZoom | 1 | | Logitech. Chir (USB 1.1) |
5Р.1038.800 | Поверочное приспособление | 1 | | |
5Р.1038.700 | Комплект монтажных частей | 1 | | |
| Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей | 1 | | согласно ведомости 5Р.1038 ЗИ |
| Комплект эксплуатационных документов | 1 | | согласно 5Р.1038 ВЭ |
643.5Р.01038 | Управляющая программа | 1 | | |
5Р.1038 МП | Методика поверки | 1 | | |
Примечание - Управляющая программа установлена на сервере |
Размер программы ControlCenter.exe составляет 6 450 176 байт Контрольная сумма 4EFBA801
Поверка
Поверка Комплексов проводится согласно документу 5Р.1038 МП «Комплексы автоматизированные диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар вагонов «Комплекс». Методика поверки», согласованному ФГУП СНИИМ в декабре 2003 г.
В перечень основного поверочного оборудования входят: штангенциркуль по ГОСТ 166; поверочное приспособление (в комплекте); малогабаритный автоматизированный прибор для измерения размеров колес МАИК МАИК 00.00 ТУ; толщиномер цельнокатаных колес ТУ 32 ЦВ 1802; штанген РВП ТУ 32 ЦВ 1800 и шаблон абсолютный вагонный ТУ 32 ЦВ 1801-95, аттестованные с погрешностью 0,17 мм
Межповерочный интервал - шесть месяцев.
Нормативные документы
ГОСТ 10791-89 Колеса цельнокатаные. Технические условия
МИ 2060-90 ГСП. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне 1х10'6 -^50 м
ТУ 3180 038 03534044 - 2003 Автоматизированные диагностические комплексы для измерений геометрических параметров колесных пар вагонов «Комплекс». Технические условия.
ЦВ/3429 Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар
Заключение
Тип “Комплексы автоматизированные диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар вагонов «Комплекс»” утверждён с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации согласно государственной поверочной схеме.