Назначение
Комплекс автоматизированного приемочного контроля чистовых осей колесных пар вагонов «ЗОНД-З» (далее по тексту- комплекс) предназначен для измерения амплитуд эхосигналов, отраженных от дефектов и определения координат обнаруженных дефектов в соответствии с РД 32-144-2000.
Область применения комплекса - приемочный ультразвуковой контроль по действующим и вновь разработанным методикам контроля чистовых осей колесных пар вагонов.
Описание
Принцип действия комплекса основан на свойствах ультразвуковых колебаний, отражаться (рассеиваться) от поверхностей и неоднородностей в контролируемых деталях. Ультразвуковые колебания в деталях возбуждаются и отраженные эхосигналы принимаются пьезоэлектрическими преобразователями (ПЭП).
Основу комплекса составляет ультразвуковой дефектоскоп УДС2-52 «ЗОНД-2». Дефектоскоп является многоканальным прибором и обеспечивает одновременную работу по восьми каналам с набором частот 1,25, 2,5 и 5,0 МГц. Для работы комплекса используются 4 канала: 2 канала с частотами 2,5 МГц и 2 канала с частотами 5,0 МГц.
Индикация результатов контроля производится на мониторе ПК в виде В-развертки после их обработки программой визуализации результатов УЗК.
Индикация информации о режимах работы комплекса, характеристиках контролируемых осей, параметрах настройки электронного блока и параметрах контроля, а также характеристиках выявляемых дефектов производится на мониторе ПК.
Конструктивно комплекс выполнен в виде нескольких узлов, соединенных сигнальными и силовыми кабелями. ПЭП сканера подключаются к дефектоскопу при помощи кабелей и разъемов на его задней панели.
Комплекс с порядковым номером №1 имеет устройство загрузки в виде качающейся каретки, обеспечивающей плавное перемещение оси на вращатель.
Комплексы с порядковыми номерами №2М0 имеют устройство загрузки в виде барабанов с лунками, обеспечивающие при своем вращении плавное перемещение и опускание оси на вращатель.
Технические характеристики
1. Номинальная пороговая условная чувствительность с ПЭП, не хуже:
П111-2,5 28 дБ
П121-2,5-50 48 дБ
П121-2,5-40 45 дБ
П121-1,25-90 38 дБ
П121-5-65 60 дБ
2. Частота дефектоскопа 2,5±0,25 МГц, 1,25±0,125 МГц и 5,0±0,5 МГц;
3. Размах импульса генератора возбуждения ПЭП на номинальной нагрузке (эквиваленте нагрузки) - не менее (400±80) В;
4. Длительность периода высокочастотных колебаний (800± 80) нс на частоте
1,25 МГц, (400± 40)нс на частоте 2,5 МГц, (200±20) нс на частоте 5 МГц.
5. Количество независимых каналов контроля - 8;
6. Максимальная чувствительность приемника, не более 150 мкВ;
7. Диапазон регулировки усиления - 0-120 дБ;
8. Диапазон измерения коэффициента превышения амплитуды эхосигнала порогового уровня в зоне контроля - от минус 20 до плюс 40 дБ;
9. Предел допускаемой основной абсолютной погрешности измерения коэффициента превышения амплитуды эхосигнала порогового уровня в зоне контроля
в диапазоне от минус 20 до плюс 20 дБ ±1 дБ
в диапазоне от 20 до 40 дБ ±2 дБ.
10. Диапазон измерения временных интервалов- 0-1600 мкс;
11. Предел допускаемой основной абсолютной погрешности измерения временных интервалов и расстояний ±(1+0,02Т) мкс и ±(1+0,02Н) мм (по стали) соответственно;
12. Масса дефектоскопа ультразвукового УДС2-52 «ЗОНД-2» вместе с комплектом ЗИП, не более 8кг;
13 .Габаритные размеры 290х290х 160 мм;
14. Средняя наработка на отказ 15000 час.
Основные технические характеристики комплекса
1 .Рабочая частота прямого (0°) ПЭП, МГц 5,O±°'\o
2 .Рабочая частота наклонных (2*50°) ПЭП, МГц
(для каждого элемента) 2,5±0,25
3 .Отклонение угла ввода прямого (0°) ПЭП, не более 1°
4 .Отклонение угла ввода наклонных (2x50°) ПЭП,
не более (для каждого элемента)
5 .Амплитуда эхосигнала в контрольном образце СО-2 от отверстия
06 мм на глубине 44мм для ПЭП 2*50°, дБ, не хуже
(для каждого элемента)
6 .Амплитуда эхосигнала в контрольном образце СО-2 от отверстия
06 мм. на глубине 44мм для прямого (0°) ПЭП, дБ,
не хуже
7 . Предел допускаемой основной абсолютной
погрешности измерения глубины залегания дефектов, мм
8 .Усилие прижатия сканера к поверхности оси, Н
9 .Шаг сканирования, мм
I О.Время контроля одной оси, мин, не более
11 .Масса комплекса, кг, не более
12 . Габаритные размеры
ширина х высота х глубина, мм, не более 2800x1600x1100
Условия эксплуатации:
1. Электрическое питание - сеть переменного тока напряжением от 187 до 242 В, частотой 50 Гц;
2. Потребляемая мощность, не более 5 кВт.
3. Рабочая температура окружающего воздуха от 10 до 45 °C, относительная влажность до 98% при 25 °C и более низких температурах без конденсации влаги;
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на поверхности блока питания и автоматики комплекса рядом с заводской табличкой, на эксплуатационной документации методом печати.
Комплектность
Комплект поставки дефектоскопа соответствует табл. 1.
Таблица 1
Таблица 1
Обозначение документа | Наименование и условное обозначение изделия | Количество, шт. | Примечание |
| Оборудование для проведения | комплект 1 1 | |
ультразвукового контроля |
-дефектоскоп УДС2-52 «ЗОНД-2» -сканер с пьезопреобразователями: ПН 1-5,0 П121-2,5-50/50 |
| Рама с приводами | 1 | |
| Блок питания и автоматики | 1 | |
| Рабочее место оператора | комплект | |
| Система подачи контактной жидкости | комплект | |
| Пневмооборудование | комплект | |
| Кабели сигнальные | комплект | |
| Кабели силовые | комплект | |
| ЗиП | комплект | |
| Руководство по эксплуатации | 1 экз. | |
| Методика поверки | 1 экз. | |
Поверка
Поверка комплекса автоматизированного приемочного контроля чистовых осей колесных пар вагонов «ЗОНД-З» производится в соответствии с методикой поверки «Комплекс автоматизированного приемочного контроля чистовых осей колесных пар вагонов «ЗОНД-З. Методика поверки», согласованной ФГУП ВНИИОФИ в апреле 2009 г.
Основные средства поверки:
- осциллограф С1-99;
- тестер ультразвуковой МХТ02-УЗТ-1
- комплект контрольных образцов КОУ-2.
Межповерочный интервал - 1 год
Нормативные документы
Техническая документация фирмы ЗАО “Фирма “ЗОНД”, г. Санкт-Петербург
Заключение
Тип комплексов автоматизированного приемочного контроля чистовых осей колесных пар вагонов «ЗОНД-З» заводские номера 1^-10 утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, и метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации.