Назначение
Комплексы автоматического контроля геометрических параметров колесных пар локомотивов «Комплекс-Л» (далее - Комплекс-Л), предназначены для измерений геометрических параметров колесных пар локомотивов, выявления степени износа и дефектов колесных пар, регистрации неисправностей колесных пар и оперативной передачи полученной информации на ближайший пункт технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ) на предприятиях ОАО «РЖД».
Описание
В основе технического решения по контролю геометрических параметров колесной пары положен принцип самосканирования колес с использованием набора активных измерительных датчиков триангуляционного типа «Лабракон™». Для этой цели каждое из колес параллельно и независимо сканируется четырьмя оптическими датчиками (одним внутренним и тремя наружными). Последующая совместная обработка данных позволяет определить профиль бандажа в системе отсчета колеса, после чего рассчитать значения контролируемых геометрических параметров.
Комплекс-Л включает в себя:
- раму опорную,
- оптические датчики,
- датчики синхронизации,
- блок управления и синхронизации (БУС),
- модуль сбора информации,
- управляющий компьютер,
- видеокамеру.
Во время прохождения локомотива модуль сбора информации выполняет сбор данных от оптических датчиков и датчиков синхронизации в следующей последовательности:
- сигналы с входных датчиков синхронизации при прохождении первой оси поступают в БУС;
- БУС формирует сигнал начала съема данных и посылает его в модуль сбора информации;
- модуль сбора информации производит сбор и буферизацию данных с плат АЦП;
- после прохода последней оси управляющий компьютер через блок управления и синхронизации формирует сигнал окончания съема данных и посылает его в модуль сбора информации;
- сбор данных завершается.
Данные с каждого оптического датчика сохраняются отдельно.
После прохождения локомотива все данные с модуля сбора информации поступают на управляющий компьютер, где управляющей программой производится совместная обработка данных и вычисление геометрических параметров колес.
После передачи данных на управляющий компьютер проводится вычисление отношения разности сигналов с двух каналов АЦП к их сумме и по известным калибровочным коэффициентам определяется координата контролируемой поверхности в системе отсчета оптического датчика. Затем вычисляются трехмерные координаты точек поверхности катания колеса в системе отсчета Комплекса-Л. Далее после совместной обработки данных со всех датчиков вычисляются геометрические параметры колеса.
Лист № 2
Всего листов 5
Затем данные с управляющего компьютера передаются в подключенные в текущий момент АРМ-ы оператора.
Оптические датчики предназначены для определения геометрических параметров колеса. Они представляют собой лазерные датчики положения типа «Лабракон™» модели ЛДП 250/450. В состав Комплекса-Л входят восемь датчиков, измерительная информация от которых в виде аналоговых сигналов поступает на вход плат АЦП блока сбора данных.
Датчики синхронизации предназначены для определения момента захода локомотива в зону измерения колесных датчиков, а также для определения мгновенной скорости прохождения колеса в зоне контроля.
Управляющий компьютер - персональный компьютер, входящий в состав вычислительного шкафа. Он выполняет следующие функции:
- получение данных из модуля сбора информации;
- совместная обработка информации по колесной паре со всех датчиков и вычисление необходимых параметров;
- формирование и передача результатов измерений в АРМ оператора;
- хранение результатов измерений по локомотиву в течение необходимого времени.
Блок управления и синхронизации предназначен для приема и обработки сигнала дальнего оповещения и сигналов с датчиков синхронизации, а также для формирования синхросигналов для блока сбора данных, которые определяют начало съема данных по локомотиву.
Видеокамеры предназначены для регистрации и передачи на управляющий компьютер изображений номера локомотива и номеров колесных пар. Далее эти изображения передаются в АРМ оператора для облегчения идентификации локомотивов.
Программное обеспечение предусматривает возможность тестирования отдельных блоков и Комплекса-Л в целом; настройку процесса контроля, позволяя включать или отключать отдельные процедуры, реализовано на платформе ОС Windows NT (версия не ниже Windows 2000).
Рисунок 1 - Напольное оборудование Комплекса-Л
Рисунок 2 - Вычислительный шкаф Комплекса-Л
Место нанесения Знака утверждения типа
Программное обеспечение
Уровень защиты программного обеспечения по МИ 3286 - С.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
аблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения
Наименование программного обеспечения | Идентификационное наименование программного обеспечения | Номер версии (идентификационн ый номер) программного обеспечения | Цифровой идентиф икатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора |
ControlCenter | ControlCenter.exe | V 1.0 | df333bb15c16bf3f e667da3c5dc7ef63 | MD5 |
Технические характеристики
Диапазон измерений, мм:
от минус 5 до плюс 10; ...................от 18 до 35; ..................от 0 до 20.
- равномерного проката по кругу катания................................
- толщины гребня..............................................................
- крутизны гребня.....................................................................
Пределы допускаемой абсолютной погрешности, мм:
- равномерного проката по кругу катания......................................................± 0,5;
- толщины гребня....................................................................................± 0,5;
- крутизны гребня......................................................................................± 0,5.
Электропитание Комплекса-Л осуществляется от сети переменного тока частотой (50 ± 0,2) Гц напряжением 220 В ± 5%.
Мощность потребления Комплекса-Л при электропитании, кВт, не более........................5.
Габаритные размеры, мм, не более:
- оптического датчика 5Р.1038.05.....................................................(305x183x60);
- оптического датчика 5Р.1038.05-01.................................................(305x183x60);
- опорной рамы СНЛУ.002.300..................................................(3000x2000x1000);
- датчика синхронизации 5Р.1038.320..................................................(100x70x50);
- вычислительного шкафа СНЛУ.002.500........................................(600x600x1500).
Масса, кг, не более:
- оптического датчика 5Р.1038.05
- оптического датчика 5Р.1038.05-01
- опорной рамы СНЛУ.002.300
- датчика синхронизации 5Р.1038.320
- вычислительного шкафа СНЛУ.002.500
Напольное оборудование эксплуатируется на открытом пространстве и устойчиво к воздействию следующих климатических факторов:
- температура окружающего воздуха, °С..............................от минус 50 до плюс 50;
- относительная влажность при плюс 35 °С и более низких температурах, без
конденсации влаги, %, не более................................................................................................95;
- атмосферное давление, кПа.............................................................от 85 до 105.
Вычислительный шкаф эксплуатируется в закрытом отапливаемом помещении и устойчив к воздействию следующих климатических факторов:
- температура окружающего воздуха, °С................................от плюс 10 до плюс 35;
- относительная влажность при плюс 30 °С и более низких температурах, без
конденсации влаги, %, не более
- атмосферное давление, кПа.........................................................от 85 до 105.
Средняя наработка на отказ, ч, не менее
Средний срок службы, лет, не менее
Допускаемая скорость движения локомотива в зоне контроля, км/ч......................от 1 до 15
Габаритные размеры поверочного приспособления, мм, не более.................... 985x662x178
Погрешность поверочного приспособления, мм.....................................................± 0,15
Знак утверждения типа
наносится на табличку на двери вычислительного шкафа методом лазерной гравировки, на титульные листы эксплуатационных документов типографским способом.
Комплектность
Таблица 2
Обозначение | Наименование | Количество | Заводской номер | Примечание |
5Р.1038.05 | Датчик оптический | 4 | | |
5Р.1038.05-01 | Датчик оптический | 4 | | |
СНЛУ.002.300 | Рама опорная | 1 | | |
5Р.1038.320 | Датчик синхронизации | 8 | | |
СНЛУ.002.500 | Шкаф вычислительный | 1 | | |
| Видеокамера | 2 | | |
СНЛУ.002.90 | Приспособление поверочное | 1 | | |
| Комплект инструмента и принадлежностей | 1 | | |
| Комплект кабелей | 1 | | |
| Кожух защитный | 6 | | |
| Комплект эксплуатационных документов | 1 | | |
| Программа управляющая | 1 | | |
СНЛУ.002МП | Методика поверки | 1 | | |
Примечание - Управляющая программа установлена на сервере
Поверка
осуществляется по документу СНЛУ.002 МП “Комплексы автоматического контроля геометрических параметров колесных пар локомотивов «Комплекс-Л». Методика поверки”, согласованному ФГУП «СНИИМ» в ноябре 2008 г.
Эталоны: плита поверочная 1-3-2000х1000 ГОСТ 10905, штангенрейсмас ГОСТ 164, уровень ГОСТ 9416.
Сведения о методах измерений
СНЛУ.002РЭ “ Комплексы автоматического контроля геометрических параметров колесных пар локомотивов «Комплекс-Л». Руководство по эксплуатации ”;
Нормативные документы
1 ТУ 3180-011-73117997- 2008 Комплексы автоматического контроля геометрических параметров колесных пар локомотивов «Комплекс-Л». Технические условия.
2 ПОТ Р О-32-ЦТ - 688 - 99 Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу
3 ЦТ - 329 ИНСТРУКЦИЯ по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.
3 ГОСТ 8.763-2011 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне от V10-9 до 50 м и длин волн в диапазоне от 0,2 до 50 мкм
Рекомендации к применению
- при выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов, установленным законодательством Российской Федерации, обязательным требованиям.