Назначение
Комплекс программно-технический «КОНТУР» (далее - комплекс) предназначен для измерений крутящего момента силы, температуры масла и охлаждающей жидкости, давления масла двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), а также для регистрации и отображения результатов измерений.
Описание
Конструктивно комплекс состоит из шкафа автоматического управления комплексом, шкафа управления и силовой коммутации электропривода, состоящего из шкафа инвертора, шкафа выпрямителя и шкафа ввода питания, динамометрического устройства на базе асинхронной машины со встроенным датчиком скорости и вентилятором охлаждения, платформы комплекса, системы охлаждения ДВС, автоматизированного рабочего места испытателя, комплекта датчиков измерений физических величин.
Функционально комплекс состоит из измерительных каналов (ИК):
ИК измерений крутящего момента силы;
ИК измерений температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель;
ИК измерений температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя;
ИК измерений давления масла в масляной магистрали двигателя;
ИК измерений температуры масла в главной масляной магистрали двигателя.
ИК измерений крутящего момента силы
Принцип действия ИК основан на преобразовании измеряемой физической величины от первичного преобразователя (1111) - датчика крутящего момента силы серии T10F (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - рег. №) 31407-09) в электрический сигнал, функционально связанный с измеряемой физической величиной, его передачи по каналам связи на усилитель измерительный РМЕ (рег. № 29795-09) для усиления и цифрового преобразования измеренных величин с последующей передачей на ПЭВМ для вычисления значений измеряемых сигналов по известной градуировочной характеристике. Результаты измерений индицируются на монитор, архивируются и оформляются в виде протоколов.
ИК измерений температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель
Принцип действия ИК основан на преобразовании измеряемой физической величины от 1111 - термометра сопротивления платинового МВТ модель 5250 (рег. № 45778-10), предназначенного для измерений температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель, в электрический сигнал, функционально связанный с измеряемой физической величиной, его передачи по каналам связи на измерительный модуль 6Е87-331-1КБ01-0АВ0 контроллера программируемого SIMATIC S7-300 (рег. № 15772-11) для преобразования в цифровой код с последующей передачей на ПЭВМ для вычисления значений измеряемых сигналов по из-
вестной градуировочной характеристике. Результаты измерений индицируются на монитор, архивируются и оформляются в виде протоколов.
ИК измерений температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя Принцип действия ИК основан на преобразовании измеряемой физической величины от 1111 - термометра сопротивления платинового МВТ модель 5250 (рег. № 45778-10), предназначенного для измерений температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя, в электрический сигнал, функционально связанный с измеряемой физической величиной, его передачи по каналам связи на измерительный модуль 6ES7-331-1KF01-0AB0 контроллера программируемого SIMATIC S7-300 (рег. № 15772-11) для преобразования в цифровой код с последующей передачей на ПЭВМ для вычисления значений измеряемых сигналов по известной градуировочной характеристике. Результаты измерений индицируются на монитор, архивируются и оформляются в виде протоколов.
ИК температуры масла в главной масляной магистрали двигателя Принцип действия ИК основан на преобразовании измеряемой физической величины от 1111 - термометра сопротивления платинового МВТ модель 5250 (рег. № 45778-10), предназначенного для измерений температуры масла в главной масляной магистрали, в электрический сигнал, функционально связанный с измеряемой физической величиной, его передачи по каналам связи на измерительный модуль 6ES7-331-1KF01-0AB0 контроллера программируемого SIMATIC S7-300 (рег. № 15772-11) для преобразования в цифровой код с последующей передачей на ПЭВМ для вычисления значений измеряемых сигналов по известной градуировочной характеристике. Результаты измерений индицируются на монитор, архивируются и оформляются в виде протоколов.
ИК измерений давления масла в масляной магистрали двигателя Принцип действия ИК основан на преобразовании измеряемой физической величины от 11 - преобразователя давления измерительного MBS 3200 (рег. № 61533-15), предназначенного для измерений давления масла в масляной магистрали двигателя, в электрический сигнал, функционально связанный с измеряемой физической величиной, его передачи по каналам связи на измерительный модуль 6ES7-331-7HF01-0AB0 контроллера программируемого SIMATIC S7-300 (рег. № 15772-11) для преобразования в цифровой код с последующей передачей на ПЭВМ для вычисления значений измеряемых сигналов по известной градуировочной характеристике. Результаты измерений индицируются на монитор, архивируются и оформляются в виде протоколов.
Внешний вид составных частей комплекса представлен на рисунках 1 - 7. Заводской номер комплекса наносится на лицевую панель автоматизированного рабочего места испытателя с помощью самоклеящейся пленки.
Пломбирование средств измерений, входящих в состав комплекса, осуществляется в соответствии с требованиями их описаний типа.
Программное обеспечение
Идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части программного обеспечения (ПО) указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
| Идентификационные данные (признаки) | Значение |
| Идентификационное наименование ПО | WinCCExplorer.exe |
| Номер версии (идентификационный номер) ПО | V7.0 |
| Цифровой идентификатор ПО | 65928F98D7A203C2A63D445E018EE958 |
| Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода | md5 |
Уровень защиты программного обеспечения «высокий» в соответствии с
Р 50.2.077-2014.
Технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические характеристики
| Наименование характеристики | Значение |
| ИК измерений крутящего момента силы |
| Диапазон измерений крутящего момента силы, Н-м | от 1 до 1800 |
| Пределы допускаемой приведенной (к верхнему пределу (далее - ВП)) погрешности измерений крутящего момента силы, % | ±0,25 |
| ИК измерений температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель |
| Диапазон измерений температуры, оС | от 0 до 100 |
| Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры, оС | ±3 |
| ИК измерений температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя |
| Диапазон измерений температуры, оС | от 0 до 100 |
| Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры, оС | ±3 |
| ИК температуры масла в главной масляной магистрали двигателя |
| Диапазон измерений температуры, оС | от 0 до 100 |
| Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений температуры, оС | ±3 |
| ИК измерений давления масла в масляной магистрали двигателя |
| Диапазон измерений давления, кПа | от 0 до 1000 |
| Пределы допускаемой приведенной (к ВП) погрешности измерений давления, % | ±3 |
Таблица 3 - Основные технические характеристики
| Наименование характеристики | Значение |
| Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В - частота переменного тока, Г ц | 380±38 50±1 |
| Габаритные размеры ПП из состава комплекса, мм (высотахширинахглубина), не более: - датчик крутящего момента силы серии T10F: ротор статор | 117x254x69 391x292x77 |
| - преобразователь давления измерительный MBS 3200 - термометр сопротивления платиновый МВТ модель 5250 | 33x51x105 50* |
| Масса 1111 из состава комплекса, кг, не более: | |
| - датчик крутящего момента силы серии T10F: | |
| ротор | 15,2 |
| статор | 1,4 |
| - преобразователь давления измерительный MBS 3200 | 0,5 |
| - термометр сопротивления платиновый МВТ модель 5250 | 0,3 |
| Условия эксплуатации: | |
| - температура воздуха, °С | от 10 до 30 |
| - относительная влажность воздуха при температуре 25 °С, % | от 30 до 80 |
| - атмосферное давление, кПа | от 84 до 106 |
| Примечание: * - длина погружной части термопреобразователя сопротивления платинового |
| МВТ модель 5250 | |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на идентификационную шильду на лицевой стороне комплекса (шкаф автоматического управления комплексом, автоматизированное рабочее место испытателя) металлографическим способом и на титульный лист эксплуатационной документации типографским способом.
Комплектность
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
| Наименование | Обозначение | Количество |
| Динамометрическое устройство на базе асинхронной машины с встроенным датчиком скорости | «КОНТУР СИД-Мкр» | 1 шт |
| Шкаф управления комплексом испытания двигателей | «КОНТУР СИД-ШУ» | 1 шт |
| Шкаф управления и силовой коммутации электропривода: - шкаф инвертора; - шкаф выпрямителя; - шкаф ввода питания | «КОНТУР СИД-ШУС» ШИ ШВ ШП | 1 шт 1 шт 1 шт |
| Автоматизированное рабочее место испытателя | «КОНТУР СИД-АМР» | 1 шт |
| Комплект датчиков измерения физических величин: - датчик крутящего момента, - датчик давления, - датчик температуры | «КОНТУР СИД-КИПиА» T10F MBS 3200 МВТ модель 5250 | 1 шт. 1 шт. 3 шт. |
| Комплект силовых и контрольных кабелей | - | 1 к-т |
| Комплект электромонтажных изделий | - | 1 к-т |
| Платформа комплекса в составе: рама комплекса, подставка под электрическую машину, рама для установки ДВС | «СТЕНД-Платформа» | 1 к-т |
| Система охлаждения ДВС в составе: - охлаждение двигателя; - охлаждение масла | «СТЕНД-ОЖ» | 1 к-т |
| Пневмооборудование в составе: - управление зажимом ДВС; - управление ТНВД | «СТЕНД- Пневмооборудование» | 1 к-т |
| Механизм нагружения датчика крутящего момента 3 кНм | «КОНТУР СИД-МНДкр» | 1 шт. |
| Паспорт | КПТК-015.44.001 ПС | 1 шт. |
| Руководство по эксплуатации | КПТК-015.44.002 РЭ | 1 шт. |
Сведения о методах измерений
приведены в разделе 1 «Описание и работа» документа КПТК-015.44.002 РЭ «Комплекс программно-технический «КОНТУР» Руководство по эксплуатации», а также в эксплуатационной документации на средства измерений, входящие в состав комплекса.
Нормативные документы, устанавливающие требования к комплексу программнотехническому «КОНТУР»
1. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2019 года № 1794 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений крутящего момента силы».
2. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2019 года № 2900 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений абсолютного давления в диапазоне 1 • 10-1-1 • 107 Па».
3. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 октября 2018 года № 2091 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений силы постоянного тока в диапазоне от 1 • 10-16 до 100 А».
4. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2019 года № 3456 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений электрического сопротивления постоянного и переменного тока».
5. ГОСТ 8.558-2009 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений температуры.
6. ГОСТ Р 8.596-2002 ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения.