Назначение
Каналы измерительные скорости и давления из состава устройства безопасности комплексного локомотивного унифицированного КЛУБ-У предназначены для измерения скорости движения локомотива и давления в тормозной системе локомотива.
Описание
Принцип действия измерения скорости движения локомотива основан на подсчёта количества импульсов, поступающих от датчика угла поворота, установленного в буксе локомотива. За один полный оборот колесной пары датчики выдают определенное количество импульсов. Импульсы поступают в блок электроники локомотивный БЭЛ-У (БЭЛ-УМ), где производится их подсчет за единицу времени и пересчет в фактическую скорость движения. На блоке индикации БИЛ (БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В) отображается значение скорости движения в км/ч. Для измерений скорости движения в качестве первичных преобразователей используются датчики угла поворота универсальные ДПС-У (Рег. №18040-09, 57089-14) и датчики угла поворота Л178 (Рег. №12207-08).
Измерительный канал скорости состоит из:
- блока электроники локомотивного БЭЛ-У (БЭЛ-УМ);
- блока индикации БИЛ (исполнение БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В).
Принцип действия измерительного канала давления основан на измерении избыточного давления сжатого воздуха в тормозной системе локомотива с помощью первичных преобразователей давления, установленных в тормозной магистрали, тормозном цилиндре и уравнительном резервуаре. Пропорционально измеряемому давлению выходной электрический сигнал (унифицированный токовый сигнал 4...20 мА) с преобразователей давления поступает на вход блока коммутации и регистрации БКР-У (или блок электроники БЭЛ-УМ) и преобразуется в цифровой код блока индикации локомотивного БИЛ (БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В). На дисплее индицируется значение давления в МПа или кгс.
Измерительный канал давления состоит из:
- блока коммутации и регистрации БКР-У (БЭЛ-УМ);
- блока индикации БИЛ (исполнение БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В).
Блок индикации БИЛ выпускается в четырёх исполнениях, отличающихся друг от друга массогабаритными характеристиками
Блок БКР-У выпускается в двух исполнениях БКР-У-1М-01 и БКР-У-2М-01, имеющих схожие массо-габаритные характеристики. Блок БКР-У-1М-01 предназначен для использования на однокабинных локомотивах, блок БКР-У-2М-01 имеет дополнительные элементы для работы с второй кабиной для использования на односекционных двухкабинных локомотивах.
Общий вид каналов измерительных скорости и давления из состава устройства безопасности комплексного локомотивного унифицированного КЛУБ-У и место нанесения знака поверки приведены на рисунке 1.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа, обозначение места нанесения знака поверки представлены на рисунках 2-8.
Место
нанесения
знака
поверки
Место
нанесения
знака
Блок
индикации
БИЛ-М
индикации
БИЛ-У
а-. •'
Пломба
Рисунок 4 - Схема пломбировки он несанкционированного доступа блока БКР-У
i м 9ЛЩв7Ш»Ю*ш
лаоы ' ' .....,
ЮО. *tMmm
Т ж V
Ъ Д:
СО ■мл ..V?’»
& *<■•
ецдини wow» «ил
‘ - I - I -#»*. . . vl^li 4 ■ ■■•<•> tlI I
О ^ 240
Пломба
Рисунок 5 - Схема пломбировки он несанкционированного доступа блока БИЛ-У
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) является встроенным и загружается в память при производстве изделия и может быть изменено в эксплуатации только в сервисных центрах специалистами, прошедшими обучение на заводе-изготовителе и имеющими право на пломбирование изделия.
ПО недоступно для изменения вне заводских условий без использования специального оборудования производителя. Для защиты от несанкционированного доступа к ПО используется пломбирование блоков, механически блокирующее возможность доступа к ячейкам и модулям изделия.
Идентификационные данные ПО приведены в таблицах 1 и 2.
Программное обеспечение каналов измерительных скорости и давления предназначено:
- для приёма и обработки информации с датчика угла поворота (блок БЭЛ-У или блок БЭЛ-УМ);
- для приёма и обработки информации с преобразователей давления (блок БКР-У или блок БЭЛ-УМ);
- для индикации результатов измерений (блок индикации БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В).
К метрологически значимой части программного обеспечения относится:
1. Для канала измерения скорости: программное обеспечение ячейки ВПД-М блока БЭЛ-У, БЭЛ-УМ;
2. Для канала измерения давления: программное обеспечение модуля микроконтроллера блока БКР-У или ячейки УФИР блока БЭЛ-УМ.
Влияние программного обеспечения на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «Высокий» по Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО канала измерений скорости
Идентификационные данные (признаки) | Значения |
Блок БЭЛ-У, блок БЭЛ-УМ (ячейка ВПД-М) | Блок БИЛ-У, блок БИЛ-В, блок БИЛ-УТ (плата управления ПУ) | Блок БИЛ-М (плата ПУИД) |
Идентификационное наименование ПО | ВПД (ipdm22.bin*) | БИЛ (B02PU-28-75.bin)* | БИЛ (build-Mon_SAUT-IRZ-Release_02_03_2016 .tar)* |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | версия 022 и выше | версия 028 и выше | версия 001 и выше |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) | ЕD*, CRC8 | 75*, CRC8 | 1A*, CRC8 |
* - для версий ПО, отличных от указанных выше, идентификационное наименование программного обеспечения (имя файла) и цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма) контролируется на соответствие значению, указанному в паспорте 36991-00-00ПС на устройство КЛУБ-У. |
Идентиф икационные данные (признаки) | Значения |
Блок БКР-У (модуль микрокон троллера) | Блок БЭЛ-УМ (ячейка УФИР) | Блок БИЛ-У, блок БИЛ-В, блок БИЛ-УТ (плата управления ПУ) | Блок БИЛ-М (плата ПУИД) |
Идентификационное наименование ПО | УФИР (5_f1_BKR.bin*) | БИЛ (B02PU-28-75.bin)* | БИЛ (build-Mon_SAUT-IRZ-Release_02_03_2016.tar)* |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | версия 005 и выше | версия 028 и выше | версия 001 и выше |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) | F1*, CRC8 | 75*, CRC8 | 1A*, CRC8 |
* - для версий ПО, отличных от указанных выше, идентификационное наименование программного обеспечения (имя файла) и цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма) контролируется на соответствие значению, указанному в паспорте 36991-00-00ПС на устройство КЛУБ-У. |
Технические характеристики
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование параметра, характеристики | Значение |
Диапазон измерений скорости, км/ч | от 0 до 250 |
Дискретность измерений скорости, км/ч | 1,0 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости, км/ч: - от 0 до 80 включ. | ±1,0 |
- св. 80 до 250 км/ч | ±2,0 |
Диапазон измерений давления в тормозной системе, МПа | от 0 до 1,00 |
Дискретность измерений давления, МПа | 0,01 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений давления, МПа | ±0,02 |
Таблица 4 - Основные технические характеристики
Наименование параметра, характеристики | Значение |
Параметры электропитания бортовой сети локомотива: - номинальное напряжение, В - максимальная двойная амплитуда пульсации, В | 48+7-7 4,8 |
Условия эксплуатации: - температура окружающей среды, °С - относительная влажность воздуха, % - атмосферное давление, кПа | от - 30 до + 50 от 45 до 85 от 86 до 106 |
Наименование параметра, характеристики | Значение |
Масса, кг, не более - БЭЛ-У 36991-10-00 (36991-10-00-01) - БЭЛ-УМ 36991-10-00-02 - БИЛ-М 36991-319-00 - БИЛ-У 36691-310-00 (БИЛ-У 36691-310-00-01) - БИЛ-В 36691-316-00 - БИЛ-УТ 36691-318-00 - БКР-У-2М-01 36991-230-00-01 (БКР-У-2М 369991-230-00) - БКР-У-1М-01 36991-260-00-01 (БКР-У-1М 36991-260-00) | 13,6 8,0 5,1 6,6 (4,0) с учётом БВЛ-У 6.5 3.5 5.6 5,5 |
Г абаритные размеры (длина; высота; ширина), мм, не более - БЭЛ-У 36991-10-00 (36991-10-00-01) - БЭЛ-УМ 36991-10-00-02 - БИЛ-М 36991-319-00 - БИЛ-У 36691-310-00 (БИЛ-У 36691-310-00-01) - БИЛ-В 36691-316-00 - БИЛ-УТ 36691-318-00 - БКР-У-2М-01 36991-230-00-01 (БКР-У-2М 369991-230-00) - БКР-У-1М-01 36991-260-00-01 (БКР-У-1М 36991-260-00) | 232; 252;407 469;290;121 350;215;93 532;290;147 (450;164;78) 256;346;168 236;253;110 220;376;119,5 220;376;119,5 |
Средний срок службы, лет | 20 |
Средняя наработка до отказа, ч | 50000 |
Знак утверждения типа
наносится на лицевую панель блоков индикации БИЛ (БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В) методом сеткографии и на титульный лист паспорта системы КЛУБ-У типографским способом.
Комплектность
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
Наименование оборудования | Обозначение | Кол-во, |
Блок электроники локомотивный | БЭЛ-У или БЭЛ-УМ | 1 шт. |
Блок коммутации и регистрации или блок электроники локомотивный | БКР-У или БЭЛ-УМ | 1 шт. |
Блок индикации | БИЛ-У, БИЛ-М, БИЛ-УТ, БИЛ-В* | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации | 36991-00-00 РЭ | 1 экз. |
Паспорт | 36991-00-00 ПС | 1 экз. |
Методика поверки | 36991-00-00 И3 | 1 экз |
* - комплектность поставки БИЛ и его исполнение оговаривается при заказе |
Поверка
осуществляется по документу 36991-00-00 ИЗ «Каналы измерительные скорости и давления из состава устройства безопасности комплексного локомотивного унифицированного КЛУБ-У. Методика поверки», утверждённому ФГУП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева» 24.11.2016 г. Основные средства поверки:
- частотомер электронно-счётный Ч3-85/3, рег.№ 32359-06;
- генератор сигналов специальной формы Г6-37, рег. № 10630-86;
- вольтметр цифровой универсальный GDM-8135, рег.№ 34295-07.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на лицевую панель блока индикации БИЛ.
Сведения о методах измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные документы
ТУ 32 ЦП I 3930-2006 Устройство безопасности комплексное локомотивное унифицированное КЛУБ-У. Технические условия
ОСТ 32.146-2000 Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие технические условия