Назначение
Измерители коэффициента сцепления аэродромных покрытий электромеханические ИКСЭМ (далее по тексту - измерители) предназначены для измерений коэффициента сцепления.
Описание
Принцип действия измерителя основан на сравнении угловой скорости измерительного колеса (далее - ИК), прокатывающегося по дорожному покрытию с заданным значением проскальзывания, и несущих колёс (далее - НК), прокатывающихся по дорожному покрытию без проскальзывания. В ходе движения подторможенного ИК возникает тормозная сила, которая зависит от коэффициента сцепления (далее - КС).
Измеритель состоит из буксируемой измерительной тележки (далее - БИТ) и пульта управления и индикации (далее - ПУИ).
БИТ представляет собой трёхколёсный прицеп с независимой подвеской двух транспортных колёс (ТК) и измерительного колеса (ИК), расположенной на сварной раме. БИТ включает в себя раму с подвеской ИК и ТК, электрошкаф управления, нагрузочное сопротивление, тензодатчик, тормозной генератор, проблесковый маяк, расположенный на кожухе БИТ.
БИТ предназначена для получения информации о состоянии поверхности дорожного покрытия и передачи её в ПУИ.
ПУИ представляет собой влагозащищенный смартфон на платформе OS Android со специальным программным обеспечением.
ПУИ предназначен для управления режимами измерения БИТ, визуализации текущих значений коэффициента сцепления и маршрута измерения на электронной карте, формирования протоколов измерения, содержащих информацию, необходимую для принятия диспетчером решения о безопасной посадке подлетающего воздушного судна.
Общий вид измерителя представлен на рисунке 1.
Для защиты от несанкционированного доступа выполнено пломбирование корпуса электрошкафа управления по линии разъёма с помощью наклейки.
Для контроля характеристик измерителя в комплект поставки входит приспособление ИКСЭМ-М (далее - приспособление). Приспособление представляет собой металлическую раму с подвижной платформой.
Приспособление представляет собой измерительную платформу, свободно передвигающуюся по направляющим, и натяжного винта.
Общий вид приспособления приведён на рисунке 3.
Заводской номер в числовом формате наносится промышленным методом на шильдик, расположенный на корпусе электрошкафа управления. Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Шильдик
Знак
утверждения Типа СИ
Заводской
Номер СИ
Рисунок 1 - Общий вид измерителя электромеханического коэффициента сцепления
аэродромных покрытий ИКСЭМ
Схема пломбировки от несанкционированного доступа представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема пломбирования от несанкционированного доступа
Рисунок 3 - Общий вид приспособления ИКСЭМ-М
Программное обеспечение
В измерителе используется встроенное программное обеспечение (далее - ПО). ПО состоит из двух частей - модуля ПО БИТ и модуля ПО ПУИ.
ПО недоступно для изменения вне заводских условий без использования специального оборудования производителя.
ПО БИТ предназначено для:
- аналого-цифрового преобразования и первичной обработки изменений сигнала тензодатчика;
- выполнения расчёта коэффициента сцепления;
- передачи данных в ПУИ по беспроводному интерфейсу Bluetooth.
ПО ПУИ предназначено для:
- управления режимами измерения КС;
- хранения и отображения результатов измерений.
Уровень защиты ПО «Низкий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Таблица 1 - Идентификационные данные встроенного программного обеспечения
Идентификационные признаки | Значения |
ПО БИТ | ПО ПУИ |
Идентификационное наименование ПО | iksem_main.c | Имя приложения | iksem |
Имя пакета | org.iksem.pack |
Номер версии приложения (идентификационный номер ПО) | не ниже 1.0 | не ниже 1.0 |
Технические характеристики
Метрологические и технические характеристики измерителя приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений коэффициента сцепления | от 0,2 до 0,80 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений коэффициента сцепления | ±0,02 |
Таблица 3 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Параметры электропитания | 12,0±1,2 |
- напряжение постоянного тока, В |
Потребляемая мощность, В^А, не более | 20 |
Масса, кг, не более | |
- буксируемая измерительная тележка | 450 |
- пульт управления и индикации | 0,3 |
- приспособление ИКСЭМ-М | 20 |
Габаритные размеры, мм, не более - буксируемая измерительная тележка | |
- длина | 2400 |
- ширина | 1750 |
- высота | 1300 |
- пульт управления и индикации | |
- длина | 200 |
- ширина | 110 |
- высота | 20 |
- приспособление ИКСЭМ-М | |
- длина | 1000 |
- ширина | 300 |
- высота | 150 |
Продолжение таблицы 3
Наименование характеристики | Значение |
Условия эксплуатации - температура окружающей среды, °С - буксируемая измерительная тележка - пульт управления и индикации - приспособление ИКСЭМ-М - относительная влажность воздуха при температуре 25°С, %, не более - атмосферное давление, ГПа | от -40 до +50 от +15 до +25 от +15 до +25 98 от 700 до 1070 |
Средний срок службы, лет | 10 |
Средняя наработка до отказа, ч, не менее | 5000 |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист паспорта, титульный лист руководства по эксплуатации и на шильдик, расположенный на корпусе электрошкафа управления.
Комплектность
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
Наименование | Шифр | Кол-во |
Измеритель коэффициента сцепления аэродромных покрытий электромеханический ИКСЭМ в составе: - буксируемая измерительная тележка (БИТ); - пульт управления и индикации (ПУИ) | БИТ НЕВМ.404169.001 ПУИ НЕВМ.404169.001 | 1 шт. 1 шт. |
Вспомогательное оборудование в составе: - приспособление ИКСЭМ-М; | ИКСЭМ-М НЕВМ.404169.001 | 1 шт. |
Паспорт ИКСЭМ | НЕВМ.404169.001ПС | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации ИКСЭМ | НЕВМ.404169.001РЭ | 1 экз. |
Методика поверки | - | 1 экз. |
Сведения о методах измерений
приведены в НЕВМ.404169.001РЭ «Измерители коэффициента сцепления аэродромных покрытий электромеханические ИКСЭМ. Руководство по эксплуатации», Раздел 4 «Эксплуатация ИКСЭМ».
Нормативные документы
НЕВМ.404169.001ТУ «Измерители коэффициента сцепления аэродромных покрытий электромеханические ИКСЭМ. Технические условия».