Назначение
Измерители эффективности тормозных систем автомобилей "ЭФФЕКТ" (в дальнейшем - прибор) предназначены для измерения параметров эффективности торможения и устойчивости автотранспортных средств (АТС) при торможении методом дорожных испытаний по требованиям государственных стандартов в области безопасности дорожного движения.
Прибор применяется при проверке тормозных систем грузовых и легковых автомобилей, автобусов и автопоездов при проведении государственного технического осмотра, выполнении автотехнической экспертизы транспортных средств, в процессе эксплуатации и иных случаях, требующих оперативного контроля состояния тормозной системы автомобилей.
Описание
Работа прибора основана на измерении в процессе торможения автомобиля установившегося замедления и боковых ускорений в направлении перпендикулярном основному движению автомобиля, а также пикового значения силы нажатия на педаль тормоза или силы, приложенной к рычагу стояночного тормоза автотранспортного средства.
По результатам измерений прибор автоматически рассчитывает начальную скорость торможения, величину тормозного пути, время срабатывания тормозной системы, а также производит пересчет нормы тормозного пути для значения реальной скорости в момент начального торможения автомобиля в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001.
Прибор выпускается в трех модификациях, отличающихся способом установки в салоне автомобиля и количеством измеряемых параметров:
- ЭФФЕКТ-02 - с вертикальным рабочим положением, прибор крепится с помощью прижима на вертикальной плоскости двери автомобиля.
- ЭФФЕКТ-02.01 - с горизонтальным рабочим положением, прибор с подставкой устанавливается на горизонтальной поверхности пола в салоне автомобиля.
- ЭФФЕКТ-03 - измеряет только усилие на органе торможения (педали тормоза, стояночном тормозе).
Конструктивно прибор состоит из электронного блока обработки и отображения информации с органами управления и датчика усилия. Электронный блок закрепляется на боковом стекле испытуемого автомобиля (ЭФФЕКТ-02) или располагается на специальной подставке на полу автомобиля (ЭФФЕКТ-02.01). Датчик усилия закрепляется на педали тормоза автомобиля или с помощью динамометра-приставки устанавливается на рычаге стояночного тормоза. Результаты измерений характеристик эффективности тормозных систем отображаются на буквенно-цифровом дисплее и хранятся в памяти прибора до отключения электропитания. Результаты измерений могут быть распечатаны на портативном печатающем устройстве в виде протокола с указанием гос.номера АТС. Прибор питается от собственного автономного аккумулятора и от бортовой сети автомобиля.
Прибор может работать в составе автоматизированных линий технического осмотра АТС, объединенных в программно-аппаратный комплекс ЛТК с возможностью передачи измеренных характеристик в персональный компьютер.
Технические характеристики
Наименование параметра | Значение параметра | Модификация |
Эффект-02 | Эффект-02.01 | Эффект-03 |
Диапазон контролируемых параметров: | | | | |
• установившееся замедление Jycr, м/с2 | 0-5-9,81 | + | + | - |
• усилие нажатия на педаль, Рп, кгс (Н) | 10+100 (98+980) | + | + | + |
• усилие нажатия на стояночный тормоз, Рп, кгс (Н) | 10+100 (98+980) | - | - | + |
• тормозной путь St, м | 0 + 50 | + | + | - |
• начальная скорость торможения Vo, км/ч | 20 + 50 | + | + | - |
• пересчитанная норма тормозного пути St*, м | 0 + 50 | + | + | - |
• время срабатывания тормозной системы top, с | 0 + 3 | + | + | - |
Пределы допускаемой относительной погрешности: | | | | |
• установившееся замедление, % | ±4 | + | + | - |
• усилие нажатия на тормозную педаль, % | ±5 | + | + | + |
• усилие нажатия на стояночный тормоз, % | ±5 | - | - | + |
Напряжение питания, В | 12±2 | + | + | + |
Максимальная потребляемая мощность, Вт, не более | 8 | + | + | + |
Номинальная потребляемая мощность, Вт, не более | 2 | + | + | + |
Габаритные размеры прибора, мм, не более | | | | |
• электронный блок | 206x75x38 | + | + | + |
• датчик усилия | 135x95x70 | + | + | + |
• подставка | 220x100x70 | - | + | - |
Масса прибора, кг, не более | | | | |
• электронный блок | 0,4 | + | + | + |
• датчик усилия | 0,5 | + | + | + |
• подставка | 0,5 | - | + | - |
Диапазон рабочих температур, °C | -10+ +45 | + | + | + |
Средний срок службы, лет, не менее | 6 | + | + | + |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на заднюю панель приборного блока и на эксплуатационную документацию.
Комплектность
Наименование | Обозначение | Модификация | Примечание |
ЭФФЕКТ-02 | ЭФФЕКТ-02.01 | '■ ЭФФЕКТ-03 |
Блок электронный | М 016.200.00 | 1 | - | - | По заказу |
М 016.200.00-01 | - | 1 | - |
М 016.200.00-02 | - | - | 1 |
Датчик усилия | М 016.100.00 | 1 | 1 | 1 | |
Силомер ручного тормоза | М 020.041.00.00 | - | - | 1 | |
Кабель питания К1 | М 016.300.00 | 1 | 1 | 1 | Для подключения к гнезду прикуривателя ТС |
Кабель питания К2 | М 016.320.00 | 1 | 1 | 1 | Для подключения к аккумулятору ТС |
Аккумуляторная батарея | | 1 | 1 | 1 | |
Зарядное устройство | | 1 | 1 | 1 | |
Принтер | | 1 | 1 | - | По дополнительному заказу |
Ящик укладочный | М 016.800.00 | 1 | 1 | 1 | |
Подставка | М 016.900.00 | - | 1 | - | |
Паспорт | М 016.000.00 ПС | 1 | 1 | - | |
М 016.000.00-02 ПС | - | - | 1 | |
Руководство по эксплуатации | М 016.000.00 РЭ | 1 | 1 | - | |
М 016.000.00-02 РЭ | - | - | 1 | |
Методика поверки (приложение А к РЭ) | М 016.000.00 МП | 1 | 1 | 1 | |
Поверка
Поверка прибора производится по документу "Измерители эффективности тормозных систем автомобилей «ЭФФЕКТ». Методика поверки М 016.000.00 МП», согласованного с ФГУ “ Тольяттинский ЦСМ “fi 2009 г.
Средства поверки:
• Плита поверочная ГОСТ 10905-86
• Устройство монтажное М 016.400.00
• Силозадающее устройство М 016.950.00
• Динамометр ДОСМ -3-1У ГОСТ 9500-84
Межповерочный интервал 1 год.
Нормативные документы
ГОСТ Р 51709-2001. «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Технические условия ТУ 45 7740-016-21298618-2008. «Измерители эффективности тормозных систем автомобилей «ЭФФЕКТ».
Заключение
Тип измерители эффективности тормозных систем автомобилей «ЭФФЕКТ» утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в настоящем описании типа, метрологически обеспечен при выпуске из производства и в эксплуатации согласно государственной поверочной схеме.