Назначение
Гири классов точности (далее - гири) F1, F2, M1, M2 предназначены для воспроизведения и хранения единицы массы с нормированной погрешностью, и использования с весами.
Описание
Гири изготавливаются отдельно или в наборах со следующими номинальными значениями массы:
- от 1 мг до 20 кг - класс F1, F2;
- от 1 мг до 50 кг - класс М1;
- от 100 мг до 50 кг - класс М2.
Гири классов F и M изготавливаются из нержавеющей стали, латуни или другого материала, прочность и коррозионная стойкость которого такие же или лучше, чем у латуни. Гири класса М1 номинальной массой от 5 кг, гири класса М2 номинальной массой от 100 г изготавливаются из серого чугуна или другого материала, прочность и коррозионная стойкость которого такие же или лучше, чем у серого чугуна. Гири классов F и M могут иметь специальное покрытие для улучшения коррозионной стойкости.
Гири с номинальными значениями массы от 1 мг до 500 мг включительно имеют форму плоских многоугольных пластин или проволок. Гири номинальным значением массы от 1 г до 50 кг имеют форму цилиндра, кроме того гири класса М номинальным значением массы 5 кг, 10 кг, 20 кг и 50 кг могут быть изготовлены в виде прямоугольных параллелепипедов со скругленными краями и жесткой не полой ручкой.
Для удобства использования и манипуляции гири могут иметь головки, рукояти, проушины и/или другие жесткие элементы конструкции, входящие в состав гирь.
Гири класса точности F номинальной массой от 1 г до 50 кг могут иметь подгоночную полость. Гири класса точности М номинальной массой от 1 г до 10 г изготавливаются непустотелыми и не имеют подгоночной полости, гири класса точности М номинальной массой от 20 г до 50 кг имеют подгоночную полость. Подгоночная полость гирь располагается:
- вертикально в верхней части цилиндрических гирь;
- вертикально в теле гирь в виде прямоугольных параллелепипедов.
Подгоночные полости закрываются резьбовыми пробками или жесткими элементами конструкции. В качестве материала для заполнения подгоночной полости используются стальные шарики.
Общий вид гирь приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общий вид гирь
Маркировка гирь соответствует требованиям ГОСТ 01mL R 111-1-2009.
Гири могут иметь знак изготовителя. Для предотвращения несанкционированного изменения метрологических характеристик на уплотнительную пластину подгоночной полости гирь наносится оттиск поверительного клейма в соответствии с ГОСТ OIML R 111-1-2009. Примеры схем пломбировки гирь приведены на рисунке 2.
Места нанесения поверительных клейм
Рисунок 2 - Примеры схем пломбировки
Технические характеристики
Метрологические характеристики гирь приведены в таблице 1, технические характеристики приведены в таблицах 2 - 6.
Таблица 1 - Пределы допускаемой погрешности гирь ± dm, мг
Номинальное значение массы гирь | Класс гирь |
F1 | F2 | M1 | M2 |
50 кг | - | - | 2500 | 8000 |
20 кг | 100 | 300 | 1000 | 3000 |
10 кг | 50 | 160 | 500 | 1600 |
5 кг | 25 | 80 | 250 | 800 |
2 кг | 10 | 30 | 100 | 300 |
1 кг | 5,0 | 16 | 50 | 160 |
500 г | 2,5 | 8,0 | 25 | 80 |
200 г | 1,0 | 3,0 | 10 | 30 |
100 г | 0,5 | 1,6 | 5,0 | 16 |
50 г | 0,3 | 1,0 | 3,0 | 10 |
20 г | 0,25 | 0,8 | 2,5 | 8,0 |
10 г | 0,20 | 0,6 | 2,0 | 6,0 |
5 г | 0,16 | 0,5 | 1,6 | 5,0 |
2 г | 0,12 | 0,4 | 1,2 | 4,0 |
1 г | 0,10 | 0,3 | 1,0 | 3,0 |
500 мг | 0,08 | 0,25 | 0,8 | 2,5 |
200 мг | 0,06 | 0,20 | 0,6 | 2,0 |
100 мг | 0,05 | 0,16 | 0,5 | 1,6 |
50 мг | 0,04 | 0,12 | 0,4 | - |
20 мг | 0,03 | 0,10 | 0,3 | - |
10 мг | 0,025 | 0,08 | 0,25 | - |
5 мг | 0,020 | 0,06 | 0,20 | - |
2 мг | 0,020 | 0,06 | 0,20 | - |
1 мг | 0,020 | 0,06 | 0,20 | - |
Таблица 2 - Диапазоны допускаемых значений плотности материала гирь
Номинальное значение массы гирь | Pmin, Pmax, ИУ'кТЛГ |
F1 | F2 | M1 | M2 |
> 100 г | 7,39-8,73 | 6,4-10,7 | > 4,4 | > 2,3 |
50 г | 7,27-8,89 | 6,0-12,0 | > 4,0 | - |
20 г | 6,6-10,1 | 4,8-24,0 | > 2,6 | - |
10 г | 6,0-12,0 | > 4,0 | > 2,0 | - |
5 г | 5,3-16,0 | > 3,0 | - | - |
2 г | > 4,0 | > 2,0 | - | - |
1 г | > 3,0 | - | - | - |
500 мг | > 2,2 | - | - | - |
200 мг | - | - | - | - |
Таблица 3 - Максимальное значение шероховатости поверхности гирь
Шероховатость поверхности | Класс точности гирь |
| F1 | F2 |
Rz, мкм | 2 | 5 |
Ra, мкм | 0,4 | 1 |
Таблица 4 - Значения остаточной намагниченности М, выраженные в единицах остаточной
магнитной индукции и0М_________________________________________________________
Максимальная остаточная магнитная индукция | Класс точности гирь |
| F1 | F2 | M1 | M2 |
шМ, мкТл | 25 | 80 | 250 | 800 |
Таблица 5 - Максимальная магнитная восприимчивость %
Номинальное значение массы гирь m | Класс гирь |
| F1 | F2 |
m < 1 г | 10 | _ |
2 г < m < 10 г | 0,7 | 4 |
20 г < m | 0,2 | 0,8 |
Таблица 6 - Условия эксплуатации
Наименование характеристики | Значение характеристики |
Температура окружающего воздуха, С°: для гирь класса F для гирь класса M | от плюс 10 до плюс 35 от минус 30 до плюс 50 |
Относительная влажность воздуха, % | от 30 до 80 |
Знак утверждения типа
наносится на эксплуатационную документацию и футляр (если входит в комплектность).
Комплектность
Таблица 7 - Комплектность средства измерений
Наименование | Количество |
Гиря (набор гирь) | 1 шт. |
Паспорт | 1 экз. |
В зависимости от формы и номинального значения массы гири: |
Футляр | 1 шт. |
Захват или пинцет | 1 шт. |
Перчатки | 1 компл. |
Поверка
осуществляется в соответствии с приложением ДА «Методика поверки гирь» ГОСТ OIML R 111-1-2009 «Гири классов Ei, E2, F1, F2, Mi, M1-2, M2, M2-3, M3. Часть 1: Метрологические и технические требования».
Основные средства поверки:
- рабочие эталоны 1-го, 2-го, 3-го или 4 разряда по приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 г. № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы» (гири, соответствующие классам точности E2, F1, F2, M1 по ГОСТ OIML R 111-1-2009, компараторы массы);
- образцы шероховатости по ГОСТ 9378-93;
- измеритель магнитной восприимчивости гирь YSZ0 (регистрационный № 51747-12).
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и/или в соответствующий раздел паспорта. Клеймение гирь выполняется в соответствии с ГОСТ OIML R 111-1-2009.
Сведения о методах измерений
приведены в паспорте.
Нормативные документы
ГОСТ OIML R 111-1-2009, «Государственная система обеспечения единства измерений. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3, M3. Часть 1: Метрологические и технические требования».
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы».