Назначение
Стенды балансировочные WERTHER (далее - стенды) предназначены для измерений неуравновешенной массы дисбаланса и углового положения корректирующей массы в одной или двух плоскостях коррекции при балансировке колес автомобилей.
Описание
Принцип действия стендов основан на вычислении величины неуравновешенной массы дисбаланса и углового положения установки корректирующей массы, из сил, которые действуют на опору вала ротора стендов при вращении колеса, установленного на валу. Эти силы измеряются с помощью пьезоэлектрических датчиков, установленных в специальной опоре вала ротора. Датчики измеряют амплитуду и фазу колебаний вала, которые пропорциональны неуравновешенным массам, действующим на опору вала при возникающем дисбалансе. Произведение массы остаточного дисбаланса на расстояние равное величине эксцентриситета этой массы и определяет величину возникающего дисбаланса. Дисбаланс колеса устраняют с помощью корректирующих масс, которые устанавливают в двух плоскостях коррекции (динамическая балансировка) или в одной плоскости (статическая балансировка). Измерение углового положения размещения корректирующих масс на диске колеса производится с помощью оптико-электрических датчиков, которые также устанавливаются на вал ротора. Обработка сигналов от всех датчиков проводится в электронном блоке обработки.
Стенды конструктивно состоят из станины, в которой размещены: балансировочный блок (вал с зажимными приспособлениями, система измерительных датчиков, электронного или ручного привода и тормозной системы), электронный блок обработки с устройством отображения измеряемой информации. К станине крепится откидывающийся защитный кожух, выполняющий функции элемента безопасности и автомата выключения электродвигателя. Перед началом процесса балансировки колесо закрепляется на валу стендов с помощью прижимной гайки, пневмомеханического, или электромеханического зажимного устройства. Центрирование колеса относительно вала производится путем его посадки на центральное отверстие диска через переходные конусы различного диаметра, либо через специальные планшайбы. Планшайба центрируется и жестко крепится на валу ротора. Колесо на планшайбе крепится по штатным отверстиям диска, предназначенным для крепления колеса на ступице тормозного диска автомобиля. Прижимная гайка имеет ручной привод для крепления колеса на валу шпинделя. Измерение положения внутренней плоскости коррекции (координат установки корректирующих масс) при динамической балансировке и плоскости коррекции при статической балансировке проводится с помощью лазерной системы измерения. Измерения положения наружной плоскости коррекции (координат установки корректирующих масс) производиться бесконтактным ультразвуковым сенсором или лазерной системы измерения. Остановка вращения колеса после завершения измерительного цикла проводится автоматически, с помощью электромагнитного тормозного приспособления. Временной момент срабатывания тормозного приспособления задается датчиками измерения углового положения корректирующих масс.
Выпускается шесть моделей стендов: MERCURE 100, MERCURE 150, MERCURE 200, MERCURE 300, MERCURE 400, MERCURE TRUCK, которые отличаются типом применяемого устройства вывода и отображения информации, а также диапазонами измерений, габаритными размерами балансируемого колеса, габаритными размерами.
Заводской номер стендов указывается на маркировочной табличке, расположенной на задней панели корпуса стенда.
Общий вид стендов представлен на рисунках 1 - 6.
Пломбирование стендов не предусмотрено.
Программное обеспечение
Стенды имеют встроенное микропрограммное обеспечение (далее - МПО), которое устанавливается в энергонезависимую память стендов при их производстве. Установка новой версии МПО происходит посредством её установки с USB-флеш-накопителя в специальном меню стенда.
Уровень защиты МПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014. Конструкция стендов исключает возможность несанкционированного влияния на МПО и измерительную информацию путём применения паролей различного уровня доступа.
Идентификационные данные МПО приведены в таблице 1.
Модификация | Идентификационное наименование МПО | Номер версии (идентификационный номер) МПО, не ниже | Цифровой идентификатор МПО |
MERCURE 100 | МПО | 1.09 | - |
MERCURE 150 | 3.02 | - |
MERCURE 200 | 1.26 | - |
MERCURE 300 | 1.02 | - |
MERCURE 400 | 02.02.003 | - |
MERCURE TRUCK | 5.40 | - |
Технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Модель | MERCURE 100, MERCURE 150, MERCURE 200, MERCURE 300, MERCURE 400 | MERCURE TRUCK |
Диапазон измерений неуравновешенной массы дисбаланса, г: - для колес легковых автотранспортных средств - для колес грузовых автотранспортных средств | от 0 до 400 | от 0 до 400 от 0 до 2000 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений величины неуравновешенной массы дисбаланса, г | ±(1+0,15-М), где M - измеряемая неуравновешенная масса дисбаланса в граммах |
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Модель | MERCURE 100, MERCURE 150, MERCURE 200, MERCURE 300 | MERCURE TRUCK, MERCURE 400 |
Диапазон измерений угла положения корректирующей массы, ° | от 0 до 360 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений угла положения корректирующей массы, ° | ±1,4 | ±1,8 |
Таблица 4 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Модель | MERCURE 100 | MERCURE 150 |
Диаметр обода балансируемого колеса, мм | от 203 до 660 |
Ширина обода балансируемого колеса, мм | от 50 до 508 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм, не более | 1100x1280x1270 | 1100x1370x1270 |
Максимальная масса балансируемого колеса, кг | 65 |
Масса, не более, кг | 105 | 111 |
Наименование характеристики | Значение |
Модель | MERCURE 200 | MERCURE 300 |
Диаметр обода балансируемого колеса, мм | от 203 до 660 |
Ширина обода балансируемого колеса, мм | от 50 до 508 |
Габаритные размеры (ДхШ*В), мм, не более | 1300x1830x1420 |
Максимальная масса балансируемого колеса, кг | 70 |
Масса, не более, кг | 156 | 162 |
Таблица 6 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Модель | MERCURE 400 | MERCURE TRUCK |
Диаметр обода балансируемого колеса, мм: | от 203 до 762 | от 254 до 660 |
Ширина обода балансируемого колеса, мм: | от 50 до 508 | от 50 до 508 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм, не более | 1400x1840x1300 | 1950x2000x1350 |
Максимальная масса балансируемого колеса, кг | 80 | 200 |
Масса, не более, кг | 219 | 310 |
Таблица 7 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Требования по электропитанию: - напряжение питания переменного тока, В - частота переменного тока, Г ц | 220+22-33 50±1 |
Условия эксплуатации: - температура окружающей среды, °С - относительная влажность, %, не более | от +15 до +35 80 |
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации. Комплектность средства измерений
Таблица 8 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Стенд балансировочный | - | 1 шт. |
Комплект установочных приспособлений и инструментов | - | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации на русском языке | - | 1 экз. |
Методика поверки | МП АПМ 80-20 | 1 экз. |
Сведения о методах измерений
приведены в:
- разделе 8 «Стенды балансировочные WERTHER MERCURE 100, MERCURE 200, MERCURE 400. Руководство по эксплуатации»;
- разделе 8 «Стенды балансировочные WERTHER MERCURE 150, MERCURE 300, MERCURE TRUCK. Руководство по эксплуатации».
Нормативные документы
Техническая документация «Werther International S.p.A.», Италия