Назначение
 Аппаратура локомотивная системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/485 (далее - аппаратура САУТ-ЦМ/485) выполняет автоматическое измерение и контроль фактической скорости движения, измерение давления в тормозной системе, расчет на основе полученных данных параметров движения, необходимых при управлении торможением грузовых и пассажирских поездов.
Описание
 Аппаратура САУТ-ЦМ/485 является составной частью системы автоматического управления торможением поездов, установленной на локомотиве. В процессе эксплуатации аппаратура САУТ-ЦМ/485 осуществляет с помощью антенны прием информации от унифицированных путевых генераторов о параметрах пути, а с помощью датчиков угла поворота и датчиков давления - прием информации о фактической скорости движения и давлении в тормозной системе.
 Сигналы датчиков угла поворота и датчиков давления обрабатываются в каналах измерения скорости, пройденного пути и давления. Информация, полученная из измерительных каналов, с учетом информации от унифицированных путевых генераторов используется в блоке электроники и коммутации для расчета безопасной скорости движения, при превышении которой аппаратура САУТ-ЦМ/485 автоматически производит торможение поезда.
 Аппаратура САУТ-ЦМ/485 позволяет:
 - предупреждать проезды светофоров с запрещающим показанием;
 - выполнять установленные ограничения скоростей движения;
 - предотвращать самопроизвольное движение поезда;
 - передавать машинисту информации о программной скорости, фактической скорости, длине блок-участка и фактической эффективности тормозных средств поезда;
 - выдавать речевые сообщения машинисту и дополнительно контролировать его бдительность;
 - записывать в ПЗУ информацию о перегонах и станциях с маршрутами приема, получаемую в процессе движения путевых устройств;
 - автоматически контролировать исправность САУТ-ЦМ/485;
 - при движении на зеленый сигнал светофора - контролировать максимально допустимую скорость и при ее превышении снижать скорость до уровня разрешенной;
 - при движении на желтый сигнал светофора - контролировать максимально допустимую скорость и ограничивать скорость проследования светофора с красно-желтым показанием;
 - при движении на красно-желтый сигнал светофора - контролировать допустимую скорость в начале участка, обеспечить торможение и остановку поезда в точке прицельной остановки;
 - при движении на желтый сигнал светофора к входному светофору станции - контролировать максимально допустимую скорость движения и снижать ее до скорости проследования входного светофора;
 - движение по станционным путям с разрешенной скоростью;
 - контролировать самопроизвольное движение поезда и обеспечивать автоматическое его торможение;
 - регистрацию на ленте локомотивного скоростемера включенного состояния аппаратуры и регистрацию состояния путевых устройств;
 - принимать информацию от унифицированных путевых генераторов.
 Фотография общего вида представлена на рисунке 1.
 Рисунок 1 - Внешний вид аппаратуры САУТ-ЦМ/485
 Конструкция блоков аппаратуры САУТ-ЦМ/485 обеспечивает ограничение доступа с целью предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений. Обеспечивается пломбирование корпусов методом наклейки пластиковой пломбы на винты крепления крышек корпусов аппаратуры СА-УТ-ЦМ/485.
Программное обеспечение
 Программные модули являются одними из модулей, которые входят в состав программного обеспечения САУТ-ЦМ/485. Программный модуль БС-ДПС выполняет расчет скорости, ускорения, определение направления вращения датчиков угла поворота, подключенных к блоку БС-ДПС, и выявлении их неисправности. Программный модуль ПУ выполняет функции по приему и обработке информации от путевых устройств САУТ, кнопок и датчиков давления. Программный модуль БС-ЦКР выполняет функции по приему и обработке дискретных сигналов с центральной клеммной рейки. Программный модуль БС-ЦКР выполняет функции по расчету программной траектории движения и выдачи команд на управление сбросом тяги и торможением.
 Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
  |   Таблица  |  | 
 |   Наименование  ПО  |   Идентификационное наименование ПО  |   Номер версии (идентификационный номер) ПО1)  |   Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма исполняемого кода)1)  |   Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО  | 
 |   Прошивка БС-Дпс  |   dps.fla  |   18  |   1E0A3B881217E9F2CF  E35B5B12BE9EF1  |   MD5  | 
 |   Прошивка ПУ  |   pu_M8.fla  |   18  |   E0B5AE52D6F9D8B17  C9AEA52FCE77D21  |   MD5  | 
 |   Прошивка БС-ЦКР  |   Ckr_m8.fla  |   20  |   DB72E6249079A7A0E  BF92CCBADEA89BB  |   MD5  | 
 |   Прошивка БЭК-САУТ-ЦМ/485  |   Cpu2.bin  |   46  |   9156E1D80AB5899016  7013916BA90382  |   MD5  | 
 |   Cpu3.bin  |   46  |   03F6CB3C15CB21907 D691FC99FCB55ED  |   MD5  | 
 
  1) Для каждого комплекта аппаратуры САУТ-ЦМ/485 присваивается свой номер версии и контрольная сумма, эти данные прописываются в формуляре САУТ-ЦМ/485.
 Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «А» по классификации МИ 3286-2010.
 Технические характеристики
 Основные метрологические и технические характеристики представлены в таблице 2.
 Таблица 2
  |   Наименование характеристики  |   Значение характеристики  | 
 |   Канал измерения скорости  | 
 |   Диапазон измерения скорости, км/ч  Скорость V рассчитывается по формуле:  V = (3,6 • nD / 42) • f, км/ч,  где D - диаметр бандажа колеса, записанный в карточку локомотива, м; f - частота следования импульсов датчика угла поворота, Гц.  |   0.160  | 
 |   Дискретность, км/ч  |   1  | 
 |   Предельные значения относительной погрешности измерения скорости, %  |   ± 5  | 
 |   Канал измерения пути  | 
 |   Диапазон измерения пути, м  Пройденный путь S рассчитывается по формуле:  S = (nD / 42) • N, м, где N - число импульсов, поступившее от датчика угла поворота.  |   0.9999  | 
 |   Дискретность, м  |   1  | 
 |   Предельные значения абсолютной погрешности измерения пути, м  |   ± 50  | 
 |   Канал измерения давления  | 
 |   Диапазон измерения давления, МПа  |   0.1  | 
 |   Дискретность, МПа  |   0,004  | 
 |   Предельные значения приведенной погрешности измерения давления, %  |   ± 5  | 
 |   Параметры электропитания  | 
 |   Напряжение питания постоянного тока, В  |   50  | 
 |   Потребляемая мощность, Вт, не более  |   60  | 
 |   Характеристики электробезопасности  | 
 |   Электрическое сопротивление изоляции входных и выходных цепей, МОм, не менее  |   20  | 
 
   |   Электрическая прочность изоляции в течение (60±5) без пробоя выдерживает переменное напряжение среднеквадратического значения, В, не менее  |   1200  | 
 |   Условия эксплуатации аппаратуры:  - верхнее значение рабочей температуры, °С  |   50  | 
 |   - нижнее значение рабочей температуры, °С  |   - 40  | 
 |   - верхнее значение влажности при температуре 40 °С, %  |   93  | 
 |   Средний срок службы, лет, не менее  |   15  | 
 |   Средняя наработка на отказ, ч, не менее  |   35000  | 
 
  Габаритные размеры и масса приведены в разделе 2 Руководства по эксплуатации 97Ц.06.00-01 РЭ
Знак утверждения типа
 наносится в виде наклейки на переднюю панель блока ПМ-САУТ, а также типографским способом на титульный лист формуляра САУТ-ЦМ/485.
Комплектность
 Комплектность аппаратуры САУТ-ЦМ/485 представлена в таблице 3.
 Таблица 3
  |   Наименование  |   Обозначение  |   Количество, шт. на  | 
 |   одну секцию  |   однокузовной  локомотив  |   электропоезд  | 
 |   1  |   2  |   3  |   4  |   5  | 
 |   Блок электроники и коммутации БЭК2-САУТ-ЦМ/485  |   98Ц.03.00.00-06 (ПЮ-  ЯИ.468332.028)  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Датчик угла поворота универсальный ДПС-У- хх  |   ПЮЯИ.468179.001-хх  |   2  |   2  |   2  | 
 |   Блок связи БС-ДПС (на два потребителя) или Блок связи БС-ДПС-5 (на пять потребителей) или БС-ДПС-БЗС  |   01Б.01.00.00  (ПЮЯИ.426436.007)  02Б.18.00.00  (ПЮЯИ.426436.012)  04Б.09.00.00  (ПЮЯИ.426436.013)  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Антенна Ан-САУТ-УМ  |   ГУ5.099.008  |   1  |   2  |   1  | 
 |   Динамик Д-ЛБПП  |   ВР3.843.002  |   1  |   2  |   1  | 
 |   Пульт машиниста  ПМ6-САУТ-ЦМ/485   или  Пульт машиниста ПМ3-САУТ-ЦМ/485 (встраиваемый)  |   02Б.14.00.00-06  (ПЮЯИ.468.383.020)  02Б.14.00.00-02  |   1  |   2  |   1  | 
 |   Пульт управления  ПУ2-САУТ-ЦМ/485   или  Пульт управления ПУ3-САУТ-ЦМ/485 (встраиваемый)  |   98Ц.05.00.00-04  (ПЮЯИ.468313.011)  98Ц.05.00.00-03  |   1  |   2  |   1  | 
 |   Блок согласования с АЛСН БС-АЛС  |   98Ц.07.00.00  (ПЮЯИ.426436.005)  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Блок согласования с ЦКР БС-ЦКР  |   98Ц.06.00.00  (ПЮЯИ.426436.006)  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Приставка электропневматическая ПЭКМ/485 или ПЭКМ1/485  |   ПЮЯИ.667721.002-01  ПЮЯИ.667721.002-02  |   1  |   2  |   -  | 
 
   |   1  |   2  |   3  |   4  |   5  | 
 |   Блок коммутации БК-САУТ-ЦМ/485  |   98Ц.08.00.00  (ПЮЯИ.468345.004)  |   -  |   1  |   -  | 
 |   Преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00-01 (Датчик давления избыточного  ДДИ-1)  |   ЮГИШ.406239.001 ТУ  (ПЮЯИ.406222.002)  |   4  |   6  |   2  | 
 |   Источник электропитания локомотивной электронной аппаратуры ИП-ЛЭ 4)  |   01Б.09.00.00 ТУ  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Комплект кабелей  |   ПЮЯИ.668431.005  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Комплект монтажных частей  |   ПЮЯИ.668442.007  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Разветвитель сигналов ДПС РС-ДПС  |   04Б.05.00.00  (ПЮЯИ.468528.001)  |   1)  |   1)  |   1)  | 
 |   Блок согласования с КЛУБ-У БС-КЛУБ-04  |   100Ц.01.00.00-04  (ПЮЯИ.426436.010-01)  |   12)  |   12)  |   12)  | 
 |   Блок отключения тяги электронный БОТ-Э  |   ПЮЯИ.468347.004  |   -  |   3)  |   -  | 
 |   Ведомость эксплуатационных документов САУТ-ЦМ/485  |   97Ц.06.00.00-01 ВЭ  |   2 экземпляра в один адрес  | 
 |   Формуляр САУТ-ЦМ/485  |   97Ц.06.00.00-01 ФО  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Руководство по эксплуатации САУТ-ЦМ/485  |   97Ц.06.00.00-01 РЭ  |   2 экземпляра в один адрес  | 
 |   Антенна Ан-САУТ-УМ. Инструкция по поверке  |   ГУ5.099.008 ИЗ  |   2 экземпляра в один адрес  | 
 |   Антенна Ан-САУТ-УМ. Паспорт  |   ГУ5.099.008 ПС  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Датчик угла поворота универсальный ДПС-У. Паспорт  |   ПЮЯИ.468179.001 ПС  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Датчик угла поворота универсальный ДПС-У. Инструкция по поверке  |   ПЮЯИ.468179.001 ИЗ  |   2 экземпляра в один адрес  | 
 |   Преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00. Этикетка (Датчик давления избыточного ДДИ-1. Этикетка)  |   ЮГИШ.406239.001 ЭТ  ПЮЯИ.406222.002 ЭТ  |   1  |   1  |   1  | 
 |   Методика поверки САУТ-ЦМ/485 (с изменением № 1)  |   МП49 -269-2002  |   2 экземпляра в один адрес  | 
 
  Примечание:
 1) Поставляется по заявке заказчика при наличии на ТПС более двух потребителей сигналов ДПС.
 2) Поставляется в комплекте аппаратуры САУТ-ЦМ/485 вместо блока БС-АЛС при наличии на ТПС системы КЛУБ-У.
 3) Поставляется в комплекте аппаратуры САУТ-ЦМ/485 только для электровозов ЧС2.
Поверка
 осуществляется по документу МП 49-263-2002 ГСИ. Аппаратура локомотивная системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/485 (с изменением № 1), утвержденной ФГУП «УНИИМ» 20.07.2007 г.
 Эталоны, используемые при поверке:
 - Частотомер электронно-счетный Ч3-63/1, ДЛИ2.721007 ТУ;
 - Блок связи комплекса поверочной аппаратуры БС-КПА, 99Г.03.00.00 ТУ.
Сведения о методах измерений
 Аппаратура локомотивная системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/485. Руководство по эксплуатации 97Ц.06.00.00-01 РЭ.
Нормативные документы
 ГОСТ Р 8.725-2010 ГСИ. Средства измерений параметров движения тягового подвижного состава. Методика поверки
 ГОСТ 8.017-79 ГСИ. Государственный первичный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений избыточного давления до 250 МПа.
 ГОСТ 8.288-78 ГСИ. Государственный специальный эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений угловой скорости в диапазоне 540-8.. .2,540-4 рад/с.
 ГОСТ 8.503-84 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне от 24 до 75000 м
 МИ 2060-90 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений длины в диапазоне 140-6.50 м и длин волн в диапазоне 0,2.50 мкм.
 ОСТ 32.146-2000 Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.
 Технические условия 01Ц.01.00.00 ТУ Аппаратура локомотивная системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/485.
 Рекомендации к применению
 - осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.